Конкуренция на уровне технологий

15 июня 2023 г.

Участники ПМЭФ обсудили, как проходит процесс импортозамещения ИТ-технологий в России и какие тренды будут влиять на развитие технологичного сектора в ближайшей перспективе.

 

Фото: Сергей Кулаков/Росконгресс.

 

В рамках ПМЭФ состоялась дискуссия «Между глобализмом и протекционизмом: как развивать технологии?», посвященная вопросам, связанным с замещением импортных технологий, созданием собственных решений, локализацией производства критически важного оборудования. Спикеры также обсудили экспортный потенциал отечественных решений на дружественных рынках, перспективы выстраивания технологических партнерств и уделили большое внимание инструментам поддержки технологических компаний.

 

«Сколково» работает на стыке малых предприятий и корпораций и отмечает серьезную динамику спроса на продукцию отечественных стартапов, сообщил старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем. Продажи стартапов-резидентов в прошлом году выросли на 40%, а выручка превысила 350 млрд рублей. Быстрее всего развиваются кластеры в области промышленных технологий и ИТ, чуть медленнее — кластеры в области медицины и биологии. Кирилл Каем отметил разумную политику правительства в развитии спроса, когда упор делается не столько на поддержку самих разработчиков, сколько на стимулирование заказчиков решений.

 

Среди сложных моментов старший вице-президент Фонда отметил необходимость переформирования спроса. Индустрия во многих сегментах существовала по операторской модели: есть ресурс внутри страны, куда импортируется готовая технологическая модель, базовая технологическая цепочка, чтобы отрасль развивалась. Компании работали на готовом железе и софте, а спрос на отечественные технологии был слабым, за исключением микросервисов вокруг готовых решений. Сейчас подход вынужденно меняется: необходимо выстраивать собственные технологические цепочки и в первую очередь решать вопрос с работой ПО, цикл работы которого более короткий по сравнению с железом.

 

Санкции подтолкнули некоторые отрасли экономики начать впервые конкурировать не на административном ресурсе, а на уровне технологии, поэтому спрос резко возрос, продолжил Кирилл Каем. «Конечно, наши риски возросли, потому что на технологическое перевооружение, связанное с длинными циклами (авиастроение, генетика, тяжелая промышленность), потребуется от 3 до 8 лет. Но толчок дан, четко выстраивается логика заполнения пустых пятен, и подтягивается необходимое финансирование. Виден свет в конце тоннеля», — подчеркнул он.

 

В прошлом месяце правительство России утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года, рассказал заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников. Целями документа является достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, технологическое обеспечение устойчивого развития производственных систем. Впервые на законодательном уровне определено, что такое инновационные технологии, какие компании относятся к технологическим, установлен статус малых инновационных компаний и т. д. В дальнейшем это позволит сформировать реестр компаний и направлять адресные меры поддержки.

 

Также меняются подходы к льготному финансированию: утверждена таксономия проектов, которые будет поддерживать государство, и определен перечень приоритетной продукции. ЦБ РФ уже выпустил специальные таблички для банков по риск-аппетитам при финансировании технологических проектов, и в целом на поддержку будет направлено порядка 10 трлн рублей, продолжил Максим Колесников. Совместно с ВЭБ.РФ разработан план финансирования технологических холдингов, в рамках которого ВЭБ сможет входить в капитал проектов (беспилотники, сети 5G и пр.). Кроме того, будет запущен маркетплейс для инвесторов, где крупные заказчики смогут искать технологические компании, а разработчики решений — формировать запросы на финансирование.

 

Сейчас институты развития больше нацелены на стартапы, находящиеся на ранней стадии развития. И министерство формирует подходы к поддержке компаний на зрелой стадии (средний чек — 300 млн рублей), добавил замминистра. Совместно с «Иннопрактикой» уже запущена грантовая поддержка до 250 млн рублей при условии, что компания приходит вместе с крупным индустриальным заказчиком.

 

Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), затронул проблему выхода российских разработчиков на глобальные рынки. В последние годы при финансировании проектов повсеместно применялась американская экосистема оценки капитализации технологичных компаний, тогда как на азиатском или латиноамериканском рынке критериев оценки таких проектов попросту не существовало. При этом потенциал таких рынков огромен, их необходимо осваивать, подчеркнул Кирилл Варламов. Он рассказал, что несколько лет назад Фонд запустил акселератор GoGlobal, который позволяет предпринимателям без опыта зарубежных продаж проверить международный спрос на свой продукт или услугу, найти клиентов и сформировать экспортную стратегию. Сейчас приоритетом акселератора становятся страны Азии и Латинской Америки.

 

Что касается импортозамещения, то объем ПО, который необходимо заместить в РФ, составляет, по оценкам Кирилла Варламова, 500–600 млрд рублей в год. Спикер считает, что в течение ближайших 4–5 лет российские разработчики смогут заменить до 95% этого объема. Очень важно, чтобы в процессе импортозамещения и замещения с дружественных рынков Россия оставалась открытой, незамкнутой системой, а также была способна воссоздавать всю полноту работы замещаемых технологических цепочек в важнейших отраслях, которые формируют безопасность страны.

 

Игорь Калганов, генеральный директор Группы Т1, в своем выступлении признал, что спрос на импортозамещение сейчас во многом формирует именно государство, а не частные компании. Китайские решения остаются доступными, а основная цель бизнеса — извлечение прибыли с минимальными затратами. Государству же нужно делать ставку на поддержку спроса в традиционно сильных для страны направлениях: добыча полезных ископаемых, пахотные земли и человеческий, в первую очередь инженерный капитал. В этой связи, например, необходимо развивать промышленность по производству сельскохозяйственных дронов, дроны для разведки ресурсов, призвал спикер.

Поисковые теги
Поделиться