Коронавирус в Китае: как это было?

7 апреля 2020 г.

Эпидемия в Китае действительно остановлена? Как коронавирус повлиял на жизнь в Поднебесной? Что нас ждет, когда болезнь отступит? Об этом и о многом другом на специальной online-конференции рассказал советник по развитию деятельности Фонда «Сколково» в КНР Евгений Косолапов.

  

С Новым годом, товарищи!

Впервые вирус заявил о себе накануне Нового года. Датой «отсчета» стало 27 декабря, когда уханьский госпиталь официально проинформировал Центр контроля заболеваний КНР о странном виде пневмонии. 31 декабря центр сообщил о загадочной болезни Всемирной организации здравоохранения, в это же время первые данные о вирусе появились в СМИ. «Поначалу информацию не восприняли всерьез: еще один вирус, еще один вариант пневмонии, сколько таких уже было, – рассказывает Евгений Косолапов. – Однако место вспышки само по себе настораживало. Дело в том, что Ухань – многомиллионный город в середине Китая, один из крупнейших транспортных узлов страны. На тот момент никто не мог себе представить, как стремительно и радикально изменится вскоре жизнь этого мегаполиса, страны и мира». 
Распространению вируса способствовал китайский Новый год, а точнее – традиции, связанные с ним. 19 января, когда вирус уже «начал гулять по городу», уханьцы (как и другие жители Поднебесной) устраивали торжественные ужины. Люди собирались вместе десятками, а то и сотнями, чтобы в кругу друзей и коллег завершить трудовой год и разъехаться на двухнедельные каникулы. Это стало идеальной средой для распространения коронавируса. Уже через 10 дней, 29 января, болезнь была зафиксирована во всех (!) регионах Китая, а число жертв перевалило за 700.

 

Карантин по-китайски

Когда власти осознали масштаб угрозы, последовала стремительная и неожиданная для большинства жителей Китая реакция. В стране был объявлен карантин, а точнее два карантина – жесткий и обычный. В Хубее (регион, столица которого город Ухань) ввели строжайший локдаун. В одночасье закрылись все общественные учреждения, людям запретили выходить без специального пропуска даже на лестничную площадку, еду и медикаменты стали развозить специальные курьеры, был остановлен весь общественный транспорт и т. д. Карантин в других провинциях Китая оказался помягче. «Я живу в Пекине, – продолжает свой рассказ Евгений. – В столице ввели пропускную систему в жилые комплексы (так называемые компаунды) и на территории офисных центров, запретили визиты гостей; рестораны и кафе перешли на работу «навынос»; повсеместно была введена проверка температуры». И естественно, по всей стране началась массированная информационная кампания, направленная на продвижение социальной ответственности и объяснение способов личной защиты в условиях эпидемии.

 

Полезные уроки

– Пропуская система, безусловно, помогла затормозить распространение болезни. Но в Китае она оказалось локально разнообразной: учреждения или компаунды вводили собственные разрешительные документы (с фото или без, привязанные к сети Интернет или заверенные подписью и печатью). На общегосударственном уровне был введен QR-код, но действовал он не так, как предполагается ввести в Москве. При входе в общественное место человек обязан отсканировать QR-код, который показывает, можно ему войти в помещение или нет. Однако этот код работает далеко не во всех городах страны, и основное бремя контроля легло на плечи обычных охранников (в жилых комплексах это, как правило, люди довольно преклонного возраста). Тем не менее «разрешительная» система работает успешно, и попыток ее обхода практически не зафиксировано.

– Образование online сыграло важнейшую роль в борьбе с эпидемией. Как известно, дети – идеальные бессимптомные переносчики заболевания. Они любят собираться группами и их сложно контролировать. Поэтому перенос учебного процесса в online стал одним из первых шагов китайского правительства. Но здесь не обошлось без сложностей. Во-первых, возникли правовые коллизии: по законодательству с помощью Интернета можно осуществлять лишь дополнительное (а не основное) образование. Во-вторых, далеко не все учителя оказались готовы работать «в прямом эфире» и не все школьники и студенты проявили должный интерес к такому учебному процессу. В результате в настоящее время правительство Китая приняло решение перенести местный аналог ЕГЭ на более поздний срок.

– Грамотная IT-стратегия помогла сгладить шок от массового перехода на удаленную работу. Например, крупнейший IT-холдинг Tensent предложил китайский аналог ZOOM. Он может организовать online-конференции с любым количеством пользователей. Во время эпидемии платформа работает бесплатно, однако это не значит, что Tensent не будет на ней зарабатывать. Сейчас продукт компании прирастает огромным количеством пользователей, монетизация услуги будет проведена позже. Аналогичным образом работают китайские развлекательные порталы, платформы для благотворительности, телемедицина и т. д.

 

Что дальше?

В настоящее время в Хубее сняты жесткие ограничения, однако основной карантин по всей стране сохраняется. Китайское правительство оказывает поддержку бизнесу и гражданам, в том числе мягкой политикой к заемщикам, налоговыми каникулами и продовольственными ваучерами. Точечные государственные вливания в промышленность приводили иной раз к неожиданным результатам. Например, сегодня Китай производит избыточное для внутреннего потребления количество медицинских масок и начинает поставки их по всему миру. «Говорить об окончании эпидемии в КНР преждевременно, – резюмирует Евгений Косолапов. – Все прекрасно понимают, что теперь для Китая опасность представляет уже внешний мир. Если о Европе, США и России можно говорить с надеждой, что пандемия там будет локализована, то в отношении многих африканских стран, некоторых регионов Латинской Америки и Юго-Восточной Азии строить благоприятные прогнозы нельзя. Поэтому о победе над коронавирусом можно будет заявить только тогда, когда появится действенная вакцина против него». 
Видео online-конференции

 

Дополнительные материалы