Кто поделит небо: на «Открытых инновациях» обсудили будущее авиации и дронов

1 ноября 2016 г.

Программа кластера космических технологий Фонда «Сколково» оказалась весьма насыщенной и тематически разнообразной. О самых интересных выступлениях и прогнозах в колонке, написанной  для Sk.ru, рассказал аналитик кластера Иван Косенков

В первый день форма состоялась крайне интересная сессия «Космические сервисы: новые горизонты». Ее модерировал Андрей Ионин (НП ГЛОНАСС), в обсуждении участвовали такие уважаемые специалисты, как Михаил Кокорич («Даурия»), Ольга Прокофьева (ГК «Энергия»), Владимир Гершензон («Сканэкс»), Эдвард Кроули (MIT) и другие. Несмотря на то, что главной темой обсуждения были заявлены космические сервисы, разговор быстро приобрел визионерский характер и сконцентрировался на ответе на вопрос, почему космос вновь становится таким же популярным, как полвека назад. Новый всплеск интереса к космонавтике связан с появлением новых героев вроде Джеффа Безоса, главы и основателя Amazon, и Илона Маска, руководителя SpaceX. Эти люди заинтересованы в продвижении космических технологий; их имена на слуху; поднимаемые ими темы вроде обещания Маска начать освоение Марса эмоционально будоражат. Как результат: все больше молодых людей начинают интересоваться космонавтикой. Это важно и в плане предпринимательства – бизнес растет из технологического задела, а технологический задел, в свою очередь, создается не в последнюю очередь энтузиастами.

Алексей Беляков, вице-президент Фонда "Сколково", руководитель космического кластера. Фото: Sk.ru 

Одна из таких энтузиастов - Екатерина Котенко-Ленгольд, которая выступила на пленарной сессии в первый день форума с рассказом о потенциале использования данных космической съемки. В этой связи любопытно, что мы сами не всегда до конца понимаем, во что может развиться та или иная технология. Один и тот же инструментарий (в случае с компанией Котенко-Ленгольд - спутниковые снимки) имеет массу разных применений. Так, зафиксированное из космоса количество автомобилей на парковке супермаркета в разное время суток на протяжении определенного времени может быть одним из способов оценки экономической активности покупателей, пиков потребительского спроса и т.д. Космические снимки промышленных объектов (очень упрощенно говоря, дым из трубы) позволяют судить об индустриальном развитии. На основе анализа снимков со спутников, комбинируя разные данные и методы их обработки, можно даже сделать выводы об экономических показателях целого региона. Например, экономистам (да и не только им) наверняка было бы интересно сравнить декларируемые китайцами показатели их промышленной активности с реальной картиной, воссозданной, в том числе, на основе анализа big data, данных, поступающих со спутников.

Второй день «Открытых инноваций» у космического кластера был посвящен в основном авиационной тематике. Мы организовали несколько сессий для обсуждения беспилотных авиационных систем, причем панели про БПЛА изначально придали дискуссионный характер. В обсуждении участвовали, с одной стороны, Олег Понфиленок, гендиректор сколковской команды «Коптер Экспресс», и Глеб Бабинцев, руководитель ЭРБАС (Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем), а, с другой, представители регуляторных органов и профильных ведомств, занимающихся регулированием рынка дронов. На мой взгляд, сторонам удалось несколько сблизить позиции. Все помнят, как ранее в этом году была принята достаточно рестриктивная норма, предписывающая регистрировать БПЛА тяжелее 250 граммов. Сообщество возмутилось. Отмене этой жесткой нормы не в последнюю очередь способствовала позиция представителей рабочей группы по направлению AeroNet, глава которой, Сергей Жуков, был участником разговора на «Открытых инновациях». Закон в итоге переписали таким образом, что без регистрации можно летать аппаратам весом до 30 кг. 

Иван Косенков. Фото: Sk.ru

Весьма любопытным мне показался прогноз Олега Понфиленка, предлагающего подготовиться к тому, что в будущем беспилотные летательные аппараты, которые сейчас управляются внешним оператором, со времени утратят такового - на смену человеку придут автономные системы искусственного интеллекта. Законодателям, считает Олег, надо уже сейчас начинать учитывать сценарий подобной трансформации. С другой стороны, право всегда следует сложившимся общественным отношениям, поэтому попытка регулировать что-то, чего еще нет, заведомо ведет к провалу, на что обратили внимание чиновники из Минтранс а. На мой взгляд, какими бы убежденными адвокатами  беспилотной авиации и технологического прогресса мы бы ни были здесь в Фонде «Сколково», нельзя не признать правоту чиновников в этом аспекте. Нужны сложившиеся общественные отношения, на базе которых будут принимать законы, направленные на адекватное регулирование этой деятельности.

Вторая сессия с участием представителей Accenture, ФСК ЕЭС, Lufthansa Consulting , Lux Research,  других консалтинговых компаний и бизнес-структур была посвящена рынку БПЛА. Аудитория с большим интересом отреагировала на выступление Кайла  Ландри из аналитической компании Lux Research. Иосиф Ахтман из израильской компании Gamaya (их дочернее подразделение, «Гамаюн», является резидентом космического кластера Фонда «Сколково») рассказал об опыте использования дронов в сельском хозяйстве. Они разрабатывают мультиспектральную камеру, которая востребована в сельскохозяйственном мониторинге. Результаты съемки в гипер- и мультиспектре позволяют понять, какие участки полей нуждаются в дополнительном поливе, внесении удобрений и т.д. Если спутниковая съемка является средством получения общей картины, то беспилотник может быть поднят для оперативного мониторинга тех или иных участков поля с разрешением до нескольких сантиметров.

Михаил Кокорич. Фото: Sk.ru

Участники обсуждения сошлись во мнении, что рынок беспилотников на сегодняшний день - не до конца исследованная территория и в будущем мы можем увидеть новые неожиданные области применения дронов. Так, незадолго до «Открытых инноваций»  компания Uber сообщила о намерении запустить сервис воздушных  такси – беспилотников, которые будут возить людей.

Третья сессия дня, «Авиация. Полет в будущее», собрала представителей «Аэрофлота»,  ОАК, Boeing, других компаний. Мы пытались понять, что будет происходить с авиацией. По оценке экспертов, каких-либо радикальных прорывов в ближайшие 20 лет ждать не приходится. Общий тренд – повышение экологичности и экономичности авиационного транспорта, что должно привести к уменьшению выбросов, расхода топлива и уровня шума. В авиапроме  срок работы изделий долог. Так, «Боинг-737» был разработан в 60-70 годах, с тех пор подвергался некоторой модернизации, но говорить о кардинальных нововведениях (вроде перехода на гиперзвуковую  скорость) не приходится. В ближайшие 20-30 лет - столько в среднем составляет жизненный цикл продукции авиапрома – наиболее вероятно сохранение современных тенденций. Это будет дозвуковой транспорт с пониженным расходом горючего и выбросом вредных веществ, использованием композитных материалов, усовершенствованной аэродинамикой и большим внедрением решений из области электроники, которые облегчат работу пилота и оптимизируют логистику в целях увеличения прибыли авиакомпаний.

Екатерина Котенко-Ленгольд и А. Беляков на "Открытых инновациях". Фото: Sk.ru

Что касается горизонта в 50 лет, то возможно появление новых архитектур самолетов вроде летающих крыльев. Эксперт отмечают тренд на суборбитальные перевозки и сверхзвуковую авиацию, но это скорее ограниченный сегмент бизнес-джетов, а не массовых перевозок.

В третий день форума мы организовали сессию «Как заработать на космосе». Екатерина Котенко-Ленгольд рассказала о том, как строится бизнес-модель ее компании Astro Digital. Со спутниковыми данными работать тяжело, в этой сфере нужно постоянно искать новые рынки и создавать новые продукты. Пример Astro Digital показывает, как, радикально упростив доступ клиентам из разных индустрий к результатам спутниковой съемки, сделав ее удобным инструментом для заказчика, можно создать успешный космический бизнес.

Можно говорить о тенденциях вертикальной интеграции: сначала компания создает софт для обработки и снимков, предлагает минимальный продукт, который можно продавать, а затем начинают работу над формированием собственной спутниковой группировки, заточенной под свои нужды. Весь бурно развивающийся сегмент New Space в части, касающейся спутниковой  съемки, является продуктом компромисса между разрешением снимков, спектральным диапазоном и частотой обновления данных. Снимки даже с низким разрешением могут быть востребованы при условии их частого обновления.

В целом, как представляется, на «Открытых инновациях» космический кластер смог организовать содержательные и насыщенные панели, которые позволили понять, как будут развиваться рынки авиации, беспилотных аппаратов, спутниковых снимков и т.д. Мы надеемся, что разговор получит продолжение в ходе наших следующих мероприятий. Мы уже начинаем готовиться к Startup Village-2017, формировать видение того, каких спикеров хотели бы пригласить, о чем хотели бы поговорить. Такой подход, заключающийся в постоянном и осмысленном диалоге с промышленностью, внешними игроками и партнерами, позволяет выработать оптимальную для кластера линию поведения, понять, как еще мы можем поддерживать наших резидентов, какие ниши они могут занять, где нам стоит искать новых участников.