Медкластер в Сколково будет человекоцентричным городом здоровья

16 мая 2022 г.

Международный медицинский кластер в Сколково – целый город здоровья, место концентрации больниц и диагностических центров с современным оснащением. Особое внимание уделяется созданию исцеляющей среды, которая ускоряет процесс восстановления пациентов.

 

О человекоцентричном подходе при проектировании медицинских объектов рассказала эксперт Международного медицинского кластера, известный израильский эксперт в области паллиативной помощи Клаудия Консон. 

 

Исцеляющей среды в Сколково. Фото: Sk.ru 

 

– Вы курировали проектирование домов долговременного ухода, гериатрических центров. Какие человекоцентричные решения удалось в них реализовать?

 

– При создании медицинского объекта важно понять, для кого мы это делаем. В дома долговременного ухода попадают люди с многочисленными хроническими заболеваниями. Им нужна и физическая, и психологическая помощь, и профилактика осложнений их заболеваний. Это необходимо учитывать при проектировании и строительстве таких зданий.

 

Я работаю в этой сфере около 30 лет, и уже изучены все ошибки, сделанные за это время. Мы понимаем, что лифты должны быть больше, проемы – шире, то есть доступная среда должна быть везде и для всех. В том числе для маленьких пациентов, которые тоже попадают в дома долговременного ухода – например, дети с онкологическими заболеваниями. На время лечения больница на 9 - 10 месяцев становится их домом. Мои коллеги из медцентра в Беер-Шеве в Израиле построили детский сад, чтобы юные пациенты не чувствовали себя как в больнице. Это и есть человекоцентричный, мультидисциплинарный и междисциплинарный подход.

 

Конечно, чтобы его применить, нужно взаимодействие Минтруда, Минздрава, Минобразования и муниципальных властей. Они все вместе принимают решение о том, что у детей в онкоцентре будет и детский сад, и школа, а это важно и для проектирования: нужны другие воздуховоды, другие мощности и так далее.

 

Еще один важный момент – делать пространства детских учреждений доступными и для обычных детей, и для особенных. Это наука Public Health: вырастая в мире, где нет разделения, люди с ограниченными возможностями здоровья могут жить обычной жизнью и работать.

 

 

 

Медкластер в Сколково

 

– В клинике «Хадасса» в медкластере разные детали дизайна создают ощущение санатория и даже своего дома. К примеру, библиотека в холле, красивые скульптуры, картины и арт-объекты, много воздуха и жизнерадостные цвета, естественное озеленение помещений и так далее. Насколько это актуально для медицинских организаций?

 

– Очень важно, чтобы не было ощущения, что вы пришли в стационар. В Израиле мы принимаем пациентов вместе с семьями, и давно было принято решение организовывать в больницах не только библиотеки, но и спортивные залы, магазины, аптеки. По территории клиники ездит автобус, потому что от одного корпуса до другого очень далеко идти. Это целый город. При этом большая территория дает возможности для прогулок, общения, позволяет сменить обстановку.

 

– Каковы ваши планы по проектированию будущих медицинских объектов?

 

– Один из проектов – тестовое открытие клиник, чтобы проанализировать все внутренние процессы до того, как туда придут пациенты и медицинский персонал. Таким образом, мы сможем предусмотреть все до мелочей до открытия клиники, а не в процессе обслуживания пациентов, дабы уберечь их от какого-то негатива. Это тоже про человекоцентричный подход. Сейчас расписываю разные сценарии для медицинских организаций.

 

– Есть ли спрос на все эти разработки?

 

– Некоторые говорят, мол, зачем вам на это тратить деньги. Но тот руководитель, который сегодня будет дальновидным, возьмет эту технологию на вооружение, потому что она поможет решить много проблем не в процессе, а заранее. Все риски будут отмечены и отработаны. Риск-менеджер – очень важный человек в клинике как социальный координатор. Это профессия будущего.

 

– А как много руководителей медицинских учреждений думают о пилотировании сценариев и отработке всей логистики?

 

– В Израиле это тема номер один. В России я вижу, что риски тоже начинают внимательно просчитываться.

 

На самом деле не стоит даже заливать бетон, пока ты все досконально не просчитал. Потому что любой медицинский бизнес – это длинные деньги, и предпринимателю это нужно понимать.

 

– Как началось ваше сотрудничество с Фондом Международного медицинского кластера?

 

– Мое сотрудничество с Фондом началось в 2018 году, когда мы приехали с делегацией Минздрава Израиля и представителями израильских больниц. И тогда уже я поняла, что это уникальная идея – трансфер знаний, передача компетенций. Таким образом, в Москве появляется возможность изучить все лучшие мировые тенденции и внедрить то, что действительно нужно людям в России.

 

Пациенты едут в Израиль в основном с онкологическими заболеваниями. Там прекрасные врачи и замечательные условия лечения, но все-таки 40-градусная жара, иврит, а не русский язык, и без семьи сложно, и очень дорого.

 

Если пациенты смогут получить дома, в своей стране, квалифицированную помощь с помощью совместных консультаций российских и израильских врачей – это чудесно. Выиграл кто? Только пациент.

 

– Какие планы по дальнейшему сотрудничеству с Фондом?

 

– У Фонда ММК есть очень перспективные образовательные проекты и инициативы. Например, недавно в Фонде ММК прошла стратегическая сессия для Департамента строительства Москвы и подведомственных организаций, в рамках которой мы работали над рекомендациями по внедрению принципов человекоцентричности при проектировании, строительстве и эксплуатации современных медицинских организаций. Я вижу в них большой потенциал и рада быть частью некоторых из них.

   

Источник: stroi.mos.ru

Поделиться