Место встречи изменить нельзя: самые интересные подробности первого дня Startup Village 2021

25 мая 2021 г.

Солнечным утром 24 мая Инновационный центр «Сколково» собрал под своим крылом самые перспективные отечественные стартапы. Startup Village 2021 стал площадкой, где зарождаются мечты, реализуются планы и проверяются наработки. По количеству представленных инноваций на квадратный километр территория «Сколково» в этот день была, пожалуй, самой жаркой точкой на планете.


В Сколково проходит конференция Startup Village 2021. Фото: Sk.ru

 

Связаны одной целью: ожидания стартапов от Startup Village

Самый популярный вопрос, которые задавали представители СМИ, участвующие в мероприятии, звучал примерно так: «Зачем стартапам нужен Startup Village»? Мнения участников на этот счет были одинаковыми, но при этом не звучали как формальность или отговорка. Все резиденты «Сколково» не понаслышке знают возможности экосистемы, поэтому были полны решимости наступать по всем фронтам: находить партнеров и инвесторов, заключать сделки и демонстрировать свой товар лицом. Многие стартапы заранее сформулировали для себя довольно четкие задачи.

«На StartupVillage мы хотим получить минимум 15 целевых контактов, с которыми сможем обсуждать конкретные планы взаимодействия. От мероприятия мы ждем встреч с потенциальными заказчиками, ищем возможность откровенно поговорить с людьми, до которых обычно трудно достучаться. А здесь мы можем с ними встретиться, пожать руку, поговорить, уточнить потребности и среагировать на них». 

Петр Борисов, генеральный директор компании «Имреди» 

Некоторые стартапы стремились не только получить заказчиков и прямые инвестиции, но и встретить специалистов, готовых применять их решения в своей ежедневной рабочей практике. Такой подход вполне закономерен: это «живой» отклик от профи, а также отличная возможность донести свои инновации до простых людей и улучшить их качество жизни. Представители медицинских стартапов отдельно отметили, что для них важно, чтобы будущие партнеры разделяли их миссию и были готовы пройти долгий путь рука об руку.   

 

«Нам важно найти не просто инвестора. Возможно, он готов дать деньги сегодня, а завтра выйдет из проекта, получив свою маржу. Мы ищем людей, которые инвестируют умно, помогают развивать продукт. В том числе придумывают, как его можно упаковать под другие ниши и страны. По опыту предыдущих лет могу сказать, что доступ к таким людям мы получаем».
Денис Кулешов, директор компании «Сенсор-Тех» 

Подобная потребность имеет отклик и у потенциальных инвесторов. 2020 год наглядно показал, что мы счастливы, пока мы здоровы. Запрос на высокотехнологичную медицину и умные сервисы сегодня как никогда актуален. 

«На фоне пандемии высокотехнологичная медицинская помощь оказалась особо востребованной. В 2020 году врачи нашей портфельной компании — телемедицинского сервиса «Доктор рядом» — провели около 230 тысяч консультаций, что почти на 300% больше, чем в докризисном 2019 году. Платформа «Цельс» венчурного фонда НТИ, к которому VEB Ventures присоединился с объемом обязательств в размере 1,5 млрд рублей, помимо продуктов, связанных с радиологией и онкологией, сегодня разрабатывает решение, предназначенное для диагностики COVID-19».
Олег Теплов, генеральный директор компании «VEB Ventures» 

После окончания сессий практически все участники заявили, что их ожидания от мероприятия оправдались в полной мере. Представители стартапов отметили, что среда, которую создает «Сколково», дает уникальные возможности для развития.   

«Основная помощь от «Сколково» заключается в большом количестве собственных и партнерских мероприятий. Очень важно, что мы выстраиваем достаточно тесные связи между резидентами. Рядом с нами работают сотни активных стартапов, с которыми можно сделать совместный продукт, объединив технологии. Плюс налоговые льготы. Это действительно позволяет сэкономить много денег, которые мы вкладываем в развитие. В последние 3-4 года мы растем на 200-300% в год: если бы не было сэкономленных средств, такого роста не было бы».
Артем Седов, генеральный директор компании «Большая Тройка»

 

Возможность быть с лучшими

Организация продуктивной и комфортной площадки для встречи крупнейших корпораций и стартапов стало одной из ключевых целей «Сколково» на Startup Village 2021. В ходе сессий партнеров, в числе которых были VEB Ventures, «Роскосмос», ВТБ, Газпромбанк, МТС, ТМК и другие крупные компании, прошел открытый отбор и питчинг стартапов. Участники получили отличную возможность доказать, почему бизнес-гиганты не смогут обойтись без их технологий. Представители корпораций, в свою очередь, подробно рассказали о том, кто им нужен, для чего и на каких условиях. Одни строят цифровую экосистему, инвестируют в B2B-стартапы и стремятся зарабатывать на капитализации. Другие хотят покупать и масштабировать передовые технологические разработки, которые должны заполнить недостающие фрагменты в общем бизнес-пазле. Несмотря на разные пути достижения, требования и запросы к стартапам у большинства компаний-партнеров сходятся. 

«ВТБ ведет активную работу по поддержке стартапов внутри собственного акселератора. На сегодняшний день уже более 50 пилотных проектов запущено в Акселераторе ВТБ, часть из которых выведена или выводится в промышленную эксплуатацию. Залог их успеха — действительно инновационные технологии и прорывные идеи, а также сильная и сбалансированная команда. ВТБ реализует технологическую трансформацию, приоритеты которой — внедрение инновационных и удобных сервисов для клиентов, повышение эффективности бизнеса банка и корпоративных клиентов за счет цифровых решений. Стартапы помогают нам активно продвигаться в этих направлениях».

Наталья Дегтярева, руководитель корпоративного Акселератора ВТБ

Стартапы интересовала схема сотрудничества и степень творческой свободы. Разумеется, были и более приземленные вопросы: сколько денег корпорации готовы выделить на конкретном этапе и как долго они смогут вести проект. В ходе обсуждений генеральный директор НТЦ ТМК Игорь Пышминцев озвучил одну из главных идей всего Startup Village. Он призвал докладчиков не стесняться своих идей и смело о них рассказывать, ведь компании и стартапы находятся в одной лодке и делают совместную работу.

Председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. Снимок экрана: Sk.ru.

Трудности перевода: сложности в коммуникации как основная проблема стартапов и заказчиков

Одной из самых горячих и в какой-то мере провокационных стала сессия «Дайте денег на пилот. Как продать свой продукт в корпорацию». Именно здесь было суждено столкнуться мировоззрениям заказчиков и стартаперов. Ключевым показателем успеха для крупных корпораций является прибыль и экономия средств. Стартапы же по большей части сфокусированы на своей технологии, а не на коммерческих результатах. В ходе сессии неоднократно говорилось о необходимости появления определенной функции внутри стартапа, которая отвечала бы за коммерциализацию. Эту компетенцию предложили взять на себя партнерские компании, но пока до конца непонятно, как это будет выглядеть на практике. В ходе обсуждений председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович призвал наладить работу с интеграторами, не искать волшебную палочку на все случаи жизни, а вместо этого ежедневно трудиться и таким образом выявлять оптимальные механизмы.

Большинство менторов, спикеров и экспертов в один голос заявляли о необходимости конструктивного диалога и важности личных и деловых качеств стартаперов. «Выигрывает не сектор рынка, а сильная команда», — отметил в своем выступлении инвестор и бизнес-ангел Никита Железный. Успех стартапа зависит от того, насколько его команда готова учиться, развиваться, находить адаптированные решения и встраиваться в корпоративную культуру заказчика. «Нас вернули с небес на землю. Зато теперь появилось понимание», — этот емкий комментарий одного из участников как нельзя лучше описывает практическую пользу от лекций и менторских сессий, которые проходили в течение всего первого дня Startup Village 2021. 

Поделиться