Может ли осуществиться проект мечтателя Денниса Тито?

6 марта 2013 г.

Американец итальянского происхождения, еще в юности заболел космосом

Фото: www.depositphotos.com

 

Сенсационный проект полета супружеской пары к Красной планете, объявленный на днях энтузиастом космоса и мультимиллионером Деннисом Тито, вызвал огромный интерес в мире — как среди профессионалов, так и у любопытствующей публики.

Старт намечен на 5 января 2018 года. Для вывода в космос марсианского корабля Dragon с экипажем предполагается использовать частную ракету Falсon 9 Heavy. Облетев Марс на расстоянии нескольких сотен километров (посадка не запланирована), астронавты вернутся на Землю через 501 день — 21 мая 2019 года.

Деннис Тито, американец итальянского происхождения, еще в юности заболел космосом. Получил аэрокосмическое образование, девять лет работал в НАСА. В начале 1970-х ушел в бизнес, чтобы заработать на осуществление своей мечты. Основал компанию, которая стала третьей в США по масштабам инвестиционной деятельности. В апреле 2001-го, заплатив 20 млн долларов, 60-летний Тито стал первым в мире космическим туристом — в корабле «Союз ТМ-32» отправился на МКС. Сегодня его состояние оценивается в сотни миллионов долларов.

Для осуществления беспрецедентного марсианского проекта он основал некоммерческую организацию Inspiration Mars Foundation и, вложив собственные миллионы, профинансировал работы на два года вперед. Но одному ему проект не потянуть. Он надеется собрать средства на полет к Марсу за счет пожертвований и поступлений из благотворительных фондов. По его расчетам, проект потребует от 1 до 2 млрд долларов. Для сравнения: специалисты НАСА говорили о 500 млрд, необходимых для экспедиции с посадкой на Марс. По одному из российских проектов стоимость облетного варианта (без посадки) составляла 25 млрд.

Для подготовки миссии Тито привлек известных специалистов в области космической медицины, систем жизнеобеспечения, а также конструкторов, сотрудников исследовательских центров. Удачно выбрана траектория межпланетного перелета, которая позволит кораблю облететь Марс и взять курс к Земле, не включая двигатели, только за счет сил небесной механики. А вот возвращение домой потребует двойного торможения вблизи нашей планеты. Сначала корабль войдет в верхние слои атмосферы один раз. Пролетев сквозь нее и снизив скорость, снова уйдет в космос. А затем, со второго раза, уже пойдет на посадку. Скорость все еще будет большой, и потребуется мощный теплозащитный экран.

Один из поводов для скепсиса — относительно небольшая масса марсианского корабля. Тито хочет ограничиться одним запуском тяжелой ракеты. Она выведет на околоземную орбиту 53 тонны, а на траекторию к Марсу уйдет 10-тонный корабль. Экипажу придется жить 501 сутки в абсолютно спартанских условиях. По сути, речь идет о выживании двух астронавтов в длительном путешествии.

Вот для примера один из расчетов. На входе: потребление воды в сутки (на одного человека) — 3,909 кг. На выходе: в воздушное пространство корабля с дыханием и потом выбрасывается 2,277 кг; в урине (моче) — 1,886 кг. Обезвоженная пища — 0,617 кг в сутки. Вода, полученная путем регенерации из мочи, будет использоваться для питья и добавления в обезвоженные концентраты. Кислород для вдыхания — 0,835 кг, выдыхаемый углекислый газ — 0,998 кг.

Космическое излучение таит большую опасность для экипажа. Поэтому к Марсу предполагается отправить семейную и не очень молодую пару, которая не планирует в дальнейшем иметь детей. Еще одна причина — психологическая совместимость. Авторы проекта посчитали, что лучшей тренировки, чем совместная жизнь на Земле, быть не может.

Насколько вероятна реализация такого дерзкого проекта? Технически возможной при определенных обстоятельствах ее назвали двое из восьми специалистов, с которыми я беседовал. Смотрите, говорят оптимисты, грузовой Dragon совершил уже третий полет к МКС. Чтобы на его базе создать и испытать пилотируемый марсианский вариант, конструкторам может хватить и четырех лет, хотя этот срок чрезвычайно жесткий. Теперь о ракете. Тяжелая ракета Falсon 9 Heavy отличается от имеющегося среднего носителя Falсon 9 только тем, что в качестве первой ступени будет использован не один блок с девятью двигателями, а связка из трех таких блоков. Это тоже решаемая задача. Наконец, надувной модуль. Его планируется установить на МКС уже в 2015 году. Словом, неплохая база имеется. Но, надо признать, поджимает время. Благоприятные «окна» для запуска на оптимальную траекторию есть только в 2018 и 2031 годах. А Тито по понятным причинам не хочет откладывать марсианский полет на 20 лет...

Многие российские и зарубежные конструкторы считают, что масса марсианского корабля должна быть не 10 тонн, как планируется, а 20-30 тонн. Такой корабль надо собирать на околоземной орбите из двух-трех модулей. И эта проблема разрешима. Хотя потребуются дополнительные деньги и время.

Много сомнений и у медиков...

Впрочем, Тито уже показал себя человеком, умеющим сражаться за осуществление мечты.

 

 Слово экспертам

Валерий Рюмин, летчик-космонавт, конструктор, дважды Герой Советского Союза, почетный академик Международной академии астронавтики

— Технические проблемы в целом разрешимы, по крайней мере известно, в каком направлении двигаться. Я сейчас говорю не о конкретных сроках, а о принципиальной возможности отправить экипаж к Марсу. Но вот 10-тонная масса корабля, обозначенная в проекте, вызывает у меня удивление. Даже школьник может посчитать: каждому космонавту нужно в день около 10 кг воды и продуктов, значит, для двоих в 500-суточном полете требуется 10 тонн. Кроме того, Dragon будет возвращаться на Землю со второй космической скоростью. А при этом должна быть мощная тепловая защита. Прибавьте еще запасы топлива: Можно что-то обсуждать, если бы масса корабля была во много раз больше. Так что, на мой взгляд, это нереальный проект.

Сергей Жуков, исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково»

— Проект Денниса Тито привлекает духом романтики, стремлением встряхнуть застоявшуюся на перепутье пилотируемую космонавтику. Но главный вопрос — насколько это реально? Попробуем оценить за и против. Бесспорный плюс в том, что затраты на осуществление такой миссии могут быть рекордно низкими.

Техника? Предполагаемая тяжелая ракета Falcon Heavy еще не летает, первый старт планируется в конце 2013 года или в 2014-м. Но вдруг что-то пойдет не так? Впрочем, давайте и здесь встанем на сторону оптимистов. Но график настолько жесток, что малейший сбой ставит крест на проекте. Новая техника не пройдет необходимую обкатку. А ведь отказ ее в полете означает одно: у корабля не будет ни единого шанса вернуться. Риск здесь запредельно высокий. Шансов осуществить благополучный полет и тем более вернуть на Землю супругов живыми и относительно здоровыми (как, например, при орбитальных полетах), на мой взгляд, чрезвычайно мало. Даже в том случае, если бы удалось подготовить и ракету, и корабль к январю 2018 года. Как ни грустно, я не очень верю в то, что такой полет состоится.

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики
 
— Просто красивая сказка. Герои романа Алексея Толстого «Аэлита» более основательно готовились к полету на Марс, чем команда Денниса Тито. Странно все-таки: взрослые люди на полном серьезе обнародуют концепцию, которая основана на благих пожеланиях, а не на точных расчетах.
 
Вячеслав Шуршаков, заведующий лабораторией радиационного контроля при пилотируемых космических полетах Института медико-биологических проблем РАН 
 
— Считаю идею американских специалистов заслуживающей рассмотрения, несмотря на изрядную долю авантюризма. Остановлюсь на двух факторах, представляющих для меня профессиональный интерес: космическая радиация и гипомагнитное (ослабленное магнитное) поле. Доза облучения за 500-суточный полет будет велика (около 1 зиверта (Зв), но не смертельна. Для сравнения: за год на МКС космонавты получают примерно 0,2 Зв. Пять лет на орбите еще никто не работал, но, напомню, 
 
1 Зв — разрешенная доза за всю карьеру как для работников атомной отрасли, так и для российских космонавтов.
 
Однако в галактических космических лучах есть тяжелые заряженные частицы. Достаточно прямого попадания ее в чувствительный элемент микросхемы, и бортовой компьютер выйдет из строя. В человеческом организме тоже есть такие элементы — это и мозг, и хрусталик глаза, и другие «критические» органы. Воздействие на них тяжелых заряженных частиц еще не достаточно изучено. 
 
Теперь о геомагнитном поле. В межпланетном пространстве оно в десятки тысяч раз меньше, чем на Земле. В опытах на крысах было показано, что если их изолировать с помощью экранов от геомагнитного поля, то это приводит к нарушениям в их психике, крысы становятся более агрессивными. Что случится с психикой космонавтов, ученым, строго говоря, неизвестно. Нужны дополнительные исследования. 
 
И все же проект представляется весьма заманчивым. Ведь есть еще несколько лет для тщательной подготовки, углубленных комплексных исследований. Они должны показать, насколько велик риск. Вспомним: при подготовке к полету Гагарина риск был очень большой. Но Гагарин полетел — и была открыта новая эра. Если бы мне предложили отправиться в эту экспедицию на Марс, я бы согласился, честное слово.
  
 
 
Источник: trud.ru
Поисковые теги
Поделиться