«Мы последовательно уходим от имиджа «Сколково» как банкомата по раздаче грантов»

31 августа 2021 г.

Вице-президент по грантам, экспертизе и тендерной деятельности «Сколково» Сергей Кржановский рассказал sk.ru о причинах сокращения финансирования грантов, поиске решений в новой реальности и работе Фонда в качестве оператора внешних проектов.

 

Первый и, пожалуй, самый важный вопрос сегодняшней беседы. Скажите, почему закончились деньги на гранты? 

 

Вице-президент по грантам, экспертизе и тендерной деятельности «Сколково» Сергей Кржановский. Фото: Sk.ru

   

Так как объемы субсидии постепенно сокращались, а количество участников проекта росло и растет, в том числе за счет введения принципа экстерриториальности и в связи с растущим интересом к грантовым и микрогрантовым программам, это привело к необходимости временно приостановить прием и рассмотрение новых заявок. 

 

Для сравнения: в 2017 году на гранты было выделено около 1,5 млрд рублей, в 2020 году — 1,06 млрд рублей, а в 2021 году только 900 млн рублей. При этом количество участников проекта за это время увеличилось с 1,6 тыс. компаний на конец 2017 года до 2,7 тыс. на конец в 2020 года и до 3 тыс. к концу первого полугодия 2021 года. 

 

С увеличением количества участников увеличилось и количество подаваемых заявок на гранты. Так, за первое полугодие 2017 года объем заявок на микрогранты составил 318 млн рублей, за первое полугодие 2020 года в Фонд поступили заявки на сумму свыше 780 млн рублей, что почти в два раза выше аналогичного показателя 2019 года, а за первое полугодие 2021 года объем заявок составил уже 1,1 млрд рублей. 

Кроме того, в 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции грантовый бюджет был перераспределен на поддержку проектов, направленных на борьбу с COVID-19.

 

Как происходит распределение бюджета на гранты? Есть ли основные приоритеты?

 

Фонд предоставляет участникам проекта три вида грантов:

— микрогранты до 1,5 млн рублей по одной заявке и до 4 млн рублей в год на одного участника проекта на решение обособленных задач в рамках исследовательской деятельности по быстрой и простой процедуре;

— мини-гранты на сумму до 10 млн рублей (ранее до 5 млн рублей) для реализации отдельных исследовательских задач;

— гранты на сумму от 10 млн рублей (ранее от 5 млн рублей) до 300 млн рублей для реализации масштабных проектов в течение длительного срока.

 

Ежегодный бюджет на гранты распределяется между разными видами грантов, а в рамках каждой программы направляется на исполнение возникших ранее обязательств и на выплату новых грантов. Гранты на сумму свыше 10 млн рублей предусматривают поэтапное предоставление поддержки, поэтому по каждому соглашению осуществляется по 2-3 выплаты, которые могут приходиться на разные годы. Приоритет отдается исполнению возникших ранее обязательств, в результате, учитывая сокращение субсидии Минфина РФ, при одобрении новых грантов Фонд сталкивается с жесткими бюджетными ограничениями. 

 

Принимая решение о предоставлении гранта на сумму 50-70 млн рублей, мы понимаем, что существенно сокращаем доступный бюджет и количество компаний, которые смогут воспользоваться финансовой поддержкой со стороны Фонда. В таких условиях гранты на сумму свыше 10 млн рублей в существующем виде постепенно теряют свою актуальность для Фонда. 

За счет правильной компоновки грантового бюджета Фонда мы планируем обеспечить непрерывность процесса предоставления грантового финансирования, оказать поддержку большему количеству стартапов, снизить риск повторения ситуаций последних двух лет, когда мы были вынуждены останавливать прием заявок на гранты и переносить выплаты по ряду проектов с года на год из-за нехватки бюджета. 

 

При этом поддержка более масштабных проектов будет производиться за счет развития новых программ и направлений поддержки инновационных проектов, реализуемых с участием Фонда «Сколково».

 

Получается, что проблема назрела уже довольно давно. Какие-то меры уже принимались ранее?

 

В связи с описанной выше проблемой и обстоятельствами 2020 года на момент приостановки приема заявок у Фонда был ряд накопленных обязательств перед участниками, которые были исполнены в начале 2021 года из средств бюджета 2021 года, что повлекло за собой повторную приостановку приема заявок в июле.

 

Конечно, со своей стороны Фонд предпринимает все усилия, чтобы организовать качественный механизм финансирования проектов и таким образом отвечать на вызовы и потребности экосистемы. 

 

Например, в 2019 году в программе микрогрантов было введено правило о финансировании не более 75 % расходов, указанных в заявке, для участников, получивших статус более года назад, при этом для новых участников в первые 12 месяцев после получения статуса сохраняется право получить финансирование в размере 100 % от планируемых или понесенных расходов. В конце 2020 года также были введены дополнительные ограничения: так, по самым капиталоемким программам «Проведение испытаний» и «Создание прототипов» были введены ограничения для участников старше 2 лет, а также уменьшена предельная сумма на авансирование расходов до 2 млн рублей в год для каждого участника. 

 

Судя по приведенным цифрам, становится очевидно, что в будущем денег на всех не хватит. Что вы планируете предпринять в подобной ситуации?

 

Я вижу два возможных направления дальнейшего развития грантового финансирования в Фонде «Сколково». Первое — мы окончательно отказываемся от крупных грантов, сохраняя только микрогранты и мини-гранты. Мы понимаем, что таким образом мы сможем помочь с решением отдельных задач большому количеству стартапов, но при этом вряд ли сможем полностью «взрастить» какой-нибудь крупный проект. Второе — мы сохраняем гранты на сумму свыше 10 млн рублей, но при этом фокусируемся на отдельных перспективных направлениях исследований и разработок. 

 

Не стоит забывать, что начиная с 2019 года мы также ведем активную работу по запуску новых программ финансовой поддержки инновационных проектов. 

  

Так, например, в ноябре 2019 года у нас появилась программа возмещения инвестиций бизнес-ангелов в участников проекта «Сколково». Благодаря данной программе 54 участника смогли привлечь инвестиции в размере примерно 1,7 млрд рублей от 104 бизнес-ангелов. 

В 2019 году Фонд стал оператором государственной поддержки внедрения отечественных цифровых решений в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика», в ближайшее время будет дан старт программе государственной поддержки внедрения технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях, рассчитанной до 2024 года, где «Сколково» также будет выступать оператором.

В 2021 году совокупный бюджет по новым программам составил 1,4 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом на финансовую поддержку, реализуемую за счет субсидий Минфина РФ. 

 

Также мы заключили соглашения с четырьмя институтами развития об использовании механизма бесшовной интеграции мер поддержки инновационной деятельности. Целью механизма является создание благоприятных условий для ускоренной реализации технологических проектов, через него мы повышаем доступность и скорость предоставления технологическим предпринимателям мер поддержки. 

 

В нашем случае при отсутствии финансирования со стороны Фонда и не только участник проекта «Сколково», используя бесшовную интеграцию, может претендовать на получение финансовой поддержки со стороны участников соглашений при сниженной административной нагрузке, включая уменьшение количества информации и запрашиваемых документов.

 

Являются ли гранты «Сколково» решающим фактором для выживания проекта? 

 

В большинстве случаев думаю, что нет. Фонд «Сколково» осуществляет комплексную поддержку инновационных проектов и помимо грантов предоставляет участникам доступ к масштабной научно-исследовательской инфраструктуре, упрощает доступ к сервисам по сертификации и защите интеллектуальной собственности, дает возможность получать налоговые льготы, пользоваться акселерационными программами с нашими корпоративными заказчиками и сервисами по продвижению компаний, поиску заказчиков и инвесторов, а также обеспечивает льготные условия для привлечения финансирования от бизнес-ангелов. Кроме того, мы ведем постоянную работу по развитию и расширению инструментов поддержки, как финансовых, так и нефинансовых. В таких условиях странно было бы считать, что выживаемость проектов обеспечивается исключительно за счет классических грантов, на финансирование которых, к слову, приходится всего около 1 млрд рублей в год, что значительно меньше по сравнению с другими институтами развития, оказывающими финансовую поддержку. 

 

У вас уже сформировалось видение будущего? Или планы на 2022 год, чтобы не забегать слишком далеко.

 

Мы продолжим предоставлять гранты в 2022 и 2023 годах, однако, возможно, отдельные виды грантов будут в некоторой степени пересмотрены, параллельно с этим мы продолжим вести переговоры с правительством и федеральными органами исполнительной власти по вопросам увеличения объема финансирования и привлечения Фонда в качестве оператора для новых программ поддержки инновационных проектов. 

 

 

Поделиться