На Startup Village обсудили, как компаниям искать новых партнеров в условиях импортозамещения

30 мая 2022 г.

Одна из основных тем 10-й технологической конференции Startup Village 2022 — как компаниям выжить и преуспеть в стремительно меняющихся условиях. Импортонезависимость, необходимость быстро принимать решения и перестраивать процессы — со всем этим компании сталкиваются прямо сейчас. Что делать и какую стратегию выбрать в условиях быстрых перемен, обсудили участники сессии «Relinking. Корпорации в поиске новых партнерств». Мероприятие прошло в рамках технологической конференции Startup Village 2022.

 

 

Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»: «В прошлые годы мы говорили о поиске инноваций, которые через 3-5 лет станут лидирующими как в России, так и на международном рынке. Сегодня мы резко сузили горизонты того, что необходимо делать, и четко фокусируемся на конкретных задачах. И Фонд «Сколково», и другие институты развития фокусируются сейчас на решении ежедневных задач и нужд. Поэтому импортозамещение и импортовозмещение стоят во главе повестки Startup Village 2022».

 

В Фонде «Сколково» есть опосредованные меры поддержки для разработчиков: по сути, мы стимулируем спрос при помощи специального гранта по Постановлению Правительства №555. Речь идет о первом внедрении в отрасли цифрового продукта, так называемого пилотного проекта, с экономическим эффектом и потенциалом масштабирования. Чек — от 20 до 300 млн рублей. Заявителем является компания, которая получает технологии, но весь IP (intellectual property) остается у разработчика. 


О проактивной позиции на рынке

 

Алексей Парабучев, генеральный директор фонда «Московский инновационный кластер»: «В "Московский инновационный кластер" приходит много компаний со следующим запросом: "У нас был поставщик, и мы не понимаем, как дальше продолжать бизнес, поскольку то, что он поставлял, больше на рынок России не поставляется или поставляется по высокой цене, серой схеме и так далее".

 

Наряду с этим у нас есть огромная база небольших компаний, которые, условно говоря, у себя в гараже занимались производством продуктов, которые сейчас ушли с рынка. Это небольшие и иногда даже несерийные производства. И одна из задач нашего кластера — состыковать их с бизнесом, который лишился поставщиков, и с деньгами, которые позволят этим небольшим технологическим компаниям с отечественными продуктами масштабировать их и насытить рынок».

 

Александр Павлов, генеральный директор РФРИТ: «Мы смогли быстро перестроить свои грантовые инструменты. Раньше в начале шли процедуры экспертизы и рассмотрения заявок, теперь же компании на старте могут подать заявку в виде простой презентации на едином портале госуслуг и ее быстро смотрят сотрудники и эксперты. Количество запросов существенно выросло: за первые три дня заявок на портале госуслуг мы получили такой же объем запросов, как за четыре месяца прошлого года. Это показывает и востребованность инструментов, и готовность компаний работать над перспективными решениями, и понимание компаниями и разработчиками того, что рынок освобождается и есть уникальные возможности».

 

Дмитрий Чуйко, генеральный директор WHOOSH«С 2014 года мы говорим об импортозамещении, и сейчас это явный тренд. На рынке наблюдается огромный спрос, и компаниям важно это время не упустить. Есть разные меры поддержки, но даже без поддержки многие компании готовы платить за производство в России, платить за то, чтобы митигировать риски, связанные с курсом, логистикой, и политические риски в том числе. Например, наша компания ищет локальных поставщиков для комплектующих по механике и пластику. Часто мы встречаемся с тем, что компании пока не готовы ответить на запрос, но в то же время многие бизнесы в стране хотят пробовать, даже если пока страдает качество. Главное — чтобы была перспектива и в ближайшее время она могла реализоваться. В один момент все заменить не получится, но правильно, если тренд пойдет в эту сторону».