Наука для рынка

1 апреля 2016 г.

Глава грантового направления "Сколково" – о том, как получить деньги в кризис и не только


 

Совместить научный потенциал с коммерческими перспективами – такая задача стоит перед резидентами Фонда "Сколково". При этом им приходится уже на старте внимательно оценивать рыночные возможности идеи, технологии или продукта. Каким требованиям нужно соответствовать для получения средств и как бизнесмену перестать витать в облаках, рассказал вице-президент по грантам и экспертизе Фонда Кирилл Булатов.

– Большинство стартаперов жалуются, что найти средства на рынке крайне сложно, тем более в кризис. От чего зависит, получит ли проект одобрение грантового комитета?

– В первую очередь, это должен быть участник "Сколково". И, конечно же, проект должен соответствовать нашим требованиям и пройти определенную процедуру отбора. Прежде всего, мы исключаем те вещи, которые не считаем правильным финансировать в рамках проекта.

– Например?

– Например, полеты бизнес-класса. На наш взгляд, это неразумная трата денег в ситуации, когда требуются ресурсы на развитие проекта.

– А какие составляющие, наоборот, обязательно должны присутствовать в проекте, претендующем на финансирование?

– Для грантового комитета принципиально важны две составляющие – научная и коммерческая. Даже если у проекта есть великолепные научные перспективы, но нет потенциального рынка, он не получит поддержки. Аналогичным образом мы не поддерживаем проекты, имеющие только коммерческую составляющую.

– Насколько быстро идея должна окупаться, чтобы заинтересовать грантовый комитет?

– Грант предусматривает создание продукта или технологии, а не производства. Четких ограничений по срокам нет, но иметь потенциал коммерческого развития необходимо. Конечно же, мы говорим не о выходе в продажу через 20 лет, а скорее о среднесрочных перспективах.

– Насколько адекватно компании оценивают свой коммерческий потенциал?

– В большинстве случаев они, конечно же, переоценивают свои возможности, причем достаточно сильно. Но Фонд "Сколково" активно организует встречи с инвесторами, непосредственными рыночными клиентами. Этот опыт помогает предпринимателям более реалистично смотреть на настоящую жизнь. 

Нередко люди приходили в грантовый комитет с обещанием, например, занять 80% рынка через три месяца. Даже простому обывателю ясно, что такого не бывает. Поэтому мы разработали достаточно много инструментов, позволяющих заранее оценить своих будущих конкурентов и сложности, с которыми придется столкнуться. В результате проект удается лучше структурировать, повышаются шансы попасть на рынок в качестве конкурентного продукта.

– Ситуация в экономике так или иначе влияет на поведение инвесторов и возможности выхода на рынок. Что-то изменилось в системе грантового финансирования с началом кризисных явлений?

– Если инвестор, в том числе из-за рыночной ситуации, решает выйти из проекта, и компания не может выполнить требования по софинансированию, то сделка разрывается. Но в целом число сделок, которые могут не состояться из-за выхода инвестора, стабильно, и практически не изменилось в последнее время.

– А как изменилась система отбора претендентов на гранты в связи с тем, что денег у инвесторов стало меньше?

– Потребности у стартаперов остаются прежними, а вот отношение к реальности меняется, фантазеров становится меньше. Сейчас все начинают понимать, что в нынешних условиях никто не дает денег просто так. В целом по рынку за те же деньги теперь требуют больше.

– Есть ли необходимость ужесточать требования к проектам на фоне кризиса?

– Изначально мы формировали пакет документов таким образом, чтобы они соответствовали путям развития любого технологического проекта. И здесь ничего менять не пришлось. Но в дополнение к существующим механизмам мы смогли запустить программу микрогрантового финансирования в августе 2015 года. Причем она была разработана намного раньше, а внедрение как раз совпало с моментом, когда число инвесторов несколько сократилось.

–То есть это нельзя считать исключительно антикризисной мерой?

– Потребность в таком механизме сложилась давно, и первые результаты это подтверждают. Только за первые полгода участниками программы стали почти 180 резидентов "Сколково". Мы одобрили более 100 заявок на общую сумму около 23 млн руб.

– Сколько денег может получить каждый проект?

– Единоразово в рамках программы выдается до 1,5 млн руб., причем участники "Сколково" могут обращаться за поддержкой неоднократно. Единственное ограничение – сумма одобряемых грантов не должна превышать 4 млн руб. в год.

– Это относительно небольшая сумма, учитывая потенциал многих стартапов и их технологическую сложность…

– По опыту работы с резидентами было очевидно, что многим проектам требуется лишь минимальная поддержка для рывка вперед. Чтобы обеспечить оперативное финансирование, мы создали универсальный инструмент. И сегодня средний срок предоставления микрогранта составляет всего 13 дней, то есть механизм получился не только предельно простым, но и максимально быстродействующим.


    

Источник: tass.ru

Поделиться