«Не было разделения на «мы» и «они»: в сколковской гимназии завершилась педагогическая практика студентов MIT

4 февраля 2019 г.

В Международной гимназии «Сколково» второй год подряд прошла педагогическая практика студентов MIT. Проект реализуется в рамках образовательной программы Global Teaching Labs Массачусетского технологического института (MIT) при поддержке Сколтеха

За три недели студенты 5-х -11-х классов гимназии смогли тесно пообщаться с американцами Лорой Бергеманн (Laura Bergemann) и Эйденом Дрисколлом (Aidan Driscoll), которые провели уроки по биологии, химии, математике, физике и теории познания. Впрочем, общение не сводилось только к урокам. Лора жила в семье одиннадцатиклассницы сколковской гимназии. Американские студенты побывали в Петербурге, побродили по Москве и составили себе определенное впечатление о русской школе, которую видели впервые, о ее студентах и педагогах.


Попробуйте найти студентов MIT среди старшеклассников Сколковской гимназии. Фото: Международная гимназия "Сколково"

«Нам понравилось, - говорит Sk.ru Эйден Дрисколл. - И преподаватели, и студенты были очень открыты, гостеприимны. Студенты гимназии производят сильное впечатление. Видно, что их интересует то, чему они учатся, и они относятся к учебе неравнодушно, будь то физика, биология или математика. На занятиях ребята сфокусированы и внимательны, благодаря чему преподавать им – одно удовольствие», - замечает он.

«Могу подтвердить: учителя и студенты проявили по отношению к нам большую душевную щедрость, - продолжает Лора Бергеманн. - Они помогли нам быстро освоиться и сделали все для того, чтобы занятия прошли успешно. Студенты - классные, и в целом это очень позитивный опыт. Сама по себе возможность оказаться в русской школе – это круто; мы до сих пор ни одной русской школы не видели; в особенности было интересно познакомиться с гимназией, работающей по системе IB».

Эйден признается, что самый тесный контакт у него сложился со студентами младших классов. «И вот еще трогательная деталь, - неожиданно добавляет он. - Учителя постоянно угощали нас чаем, закусками – очень мило с их стороны».

«Для нас это важное событие, - говорит о педагогической практике студентов MIT директор Международной гимназии «Сколково» Оксана Демьяненко. Для наших студентов – это возможность встретиться с теми, кто уже достиг каких-то образовательных результатов. Можно спросить у них, что для этого нужно, как происходит самопрезентация в университете, что нужно для того, чтобы туда поступить, - а желающих поступить в MIT у нас с каждым годом становится все больше. Мы ждем этих результатов, понимаем, для их достижения нужно время, и поэтому очень хотим, чтобы подобные стажировки и общение наших детей со студентами таких вузов продолжилось». 


Директор гимназии Оксана Демьяненко: «Для нас это важное событие». Фото: Международная гимназия "Сколково"

Оксана Демьяненко надеется, что в следующем году удастся организовать стажировки не только для студентов MIT, но и других престижных университетов.

Педагогам подобное взаимодействие позволяет взглянуть на своих учащихся со стороны, глазами студентов одного из лучших мировых технологических вузов. «Нам было интересно, на какие моменты сделали акценты студенты MIT, и мы с удовлетворением констатировали, что они отмечали именно те компетенции, которые мы сами выделяем как определенную ценность», - рассказывает директор гимназии.

В последний день стажировки Эйден и Лора встречались со студентами гимназии, чтобы подвести какие-то итоги и ответить на те вопросы, на которые не хватило времени на уроках.

Сколковских студентов, естественно, интересовало, как устроена американская система образования, что нужно сделать для того, чтобы поступить в MIT, и насколько заранее к этому нужно готовиться, какое внимание уделяют в американских университетах спорту и community service. Но были и вопросы, касающиеся в целом жизни в Америке, например, о том, как устроена американская система здравоохранения.

Отвечая на последний, Лора Бергеманн со смехом сказала, что сломать ногу в России, по-видимому, значительно дешевле, чем в Америке, где лечение может обойтись в 10 тысяч долларов. А еще российским студентам, по ее мнению, повезло в том отношении, что их не отправляют на выходные на дополнительные курсы, которые родителям обходятся недешево, а студентам задают много уроков. 

Лора Бергеманн и Эйден Дрисколл: «Don’t worry too much!». Фото: Sk.ru

«Учиться в MIT трудно», - успокоил аудиторию Эйден Дрисколл. Но главная сложность, по его словам, состоит в том, как правильно распорядиться своим временем, чтобы его хватило на все. Потому что, помимо лекций, исследований и самостоятельной работы, жизнь в американском университете предполагает активное занятие спортом. Сам Эйден, например, занимается греблей. А еще есть community service – и это не только благотворительность, но и то, что принято называть активизмом, т.е. участие в общественной и политической жизни университета и страны.

Когда надо начинать готовиться к поступлению в MIT? Лора считает, что, чем раньше, тем лучше, минимум, за пару лет. «Я, например, спохватилась в последний момент, и это привело моих родителей в бешенство», - призналась она. Стоимость обучения в американском университете не обсуждалась, но было дано понять, что она весьма существенна, что, в свою очередь, позволяет понять реакцию родителей Лоры.

Чисто практическая рекомендация: сдавать тест SAT лучше дважды; второй раз, как правило, получается гораздо лучше первого.

Весьма ценные советы дали молодые американцы относительно того, как надо себя держать на собеседовании в американском университете. «Несомненно, необходимы такие элементарные навыки общения, как умение смотреть в глаза собеседнику, - говорит Лора Бергеманн. – Но главное – это с самого начала показать, что вы чем-то выделяетесь из общей массы. Я, например, на собеседовании заявила, что для меня важен полноценный сон: что хотите делайте со мной, но я должна уделить сну не менее десяти часов. Понятно, что все любят поспать, но я уверена, что эта моя фраза застряла в мозгу у экзаменаторов, и когда они вновь увидели мою фамилию, они сказали себе: «А, это та девушка, которой необходимо 10 часов сна».

Эйден советует на собеседовании не зацикливаться на каком-то одном своем увлечении, допустим, физике (сам он учится на втором курсе MIT как раз по специальности «физика»): «Т.е., конечно, можно сказать, мол, для меня физика – это все, но тогда от вас будут ожидать, что вы физик-вундеркинд. А так старайтесь продемонстрировать максимальную широту интересов, включая и спорт, и другие увлечения. Университеты не хотят видеть своих выпускников узкими специалистами, они заинтересованы в том, чтобы из их стен выходили гармоничные личности».

Ну, а главный совет поступающим в MIT, Эйден Дрисколл сформулировал так: «Don’t worry too much!»

Раиса Барагян: Не было разделения на «мы» и «они». Фото: Международная гимназия "Сколково"

По словам руководителя программы старшей школы гимназии и координатора программы DP Раисы Барагян, многое из того, что американские студенты советовали своим слушателям, они сами продемонстрировали на уроках, которые провели в сколковской гимназии.

Например, Лора в MIT, где она учится на последнем курсе, специализируется по химии, но при этом у нее интересный проект химия + искусство. Эйден на втором курсе занимается физикой, но в сколковской гимназии проводил уроки по теме art + science, а также преподавал математику.

«Эйден, в частности, проводил урок в 10-м классе IB, - рассказывает Раиса. - Показывал фрагменты из фильмов про космос, про физические явления, про центрифугу; красочные эпизоды из фильма Interstellar, когда речь зашла о теории черных дыр. И потом с помощью этих фрагментов он вывел детей на обсуждение физических законов – они писали формулы, что-то обсуждали, и было видно, как ребятам это интересно».

Лора на уроках рассказывала о своем исследовании в MIT. «Будучи химиком, она занимается реставрацией картин и рассказывала о том, как химия задействована в этой работе. Что в итоге позволило обсудить такие философские проблемы, как, например, имеет ли реставратор право вторгаться в работу художника. Лора анализировала самые известные объекты искусства, показывая, как та или иная картина выглядела до реставрации, а вот так она выглядит после реставрации. Стала картина лучше или хуже?»

Особенно ценным был междисциплинарный подход, когда студенты MIT давали уроки по теории познания, предполагающей интеграцию различных наук, говорит Раиса Барагян: «Междисциплинарность прослеживается у них во всем: и в их исследованиях, и вообще в подходе к делу. Было приятно наблюдать, как они умеют говорить, взаимодействовать с незнакомой аудиторией, незнакомой культурой. Буквально с первых минут ведения уроков они прочувствовали аудиторию, нашли подход к студентам. Наши ребята меня тоже очень порадовали в этом отношении: быстро нашли общий язык, активно включались в работу. Что приятно, не было разделения на «мы» и «они».