На Nobel Vision рассказали о проектах-маяках

7 декабря 2021 г.

В рамках форума Nobel Vision. Open Innovations 2.0 Председатель Правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов и Главный управляющий директор по технологическому развитию и инновациям ВЭБ.РФ Леонид Осипов обсудили, как проекты-маяки будут консолидировать вокруг себя стартапы и развивать отечественные технологии.

 

Технологические проекты во всем мире признаны наиболее эффективным способом ускорения развития экономики. Правительства стран формируют разнообразный инструментарий поддержки подобных бизнесов, стараются снизить риски для частного капитала в «длинных» высокотехнологичных проектах, создают новые производственные цепочки, в которые встраиваются малые технологические компании. 

 

Проекты-маяки — новый инструмент поддержки малых технологических бизнесов, активно набирающий обороты в России, предоставляющий сервис «бесшовной» поддержки для компаний на разных этапах развития. О том, что это значит для технологических предпринимателей и какую пользу получит бизнес от этого механизма, рассказал Главный управляющий директор по технологическому развитию и инновациям ВЭБ.РФ Леонид Осипов

 

Проекты-маяки, по словам Осипова, должны отвечать двум критериям: максимальный рыночный потенциал и высокий вытягивающий эффект для развития отечественных технологий. Максимальный рыночный потенциал подразумевает наличие инвестора, который готов вкладывать средства и зарабатывать на этом проекте. По результатам реализации комплексного технологического проекта-маяка должен появиться набор стартапов и компаний, которые решают технологические задачи внутри «маяка» — таким образом создается вытягивающий эффект.

 

В ходе обсуждения с экспертами и потенциальными бизнес-партнерами были отобраны пять перспективных проектов-маяков. 

 

  • Беспилотная доставка грузов. Планируется запуск и рост маршрутной сети беспилотной доставки грузов в четырех пилотных регионах — Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе и Камчатском крае. Оператором проекта выступает Почта России. Предполагаемый эффект — двойное снижение стоимости логистических сервисов и двойной рост скорости доставки грузов.

  • Автономное судовождение. Планируется запуск эксплуатации автономных паромов по маршруту Усть-Луга — Балтийск со снижением эксплуатационных расходов за счет А-Навигации до 10% в 2024 году. Оператором проекта выступает Росморпорт. Предполагаемый эффект — снижение эксплуатационных и рейсовых расходов судоходных компаний при переходе на А-навигацию до 25 млрд руб в год. 

  • Беспилотные логистические коридоры. Запуск высокоавтоматизированного грузового движения на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург к 2024 году. Оператор проекта — Автодор. В рамках проекта ожидается потенциальное снижение до 30% себестоимости перевозки и рост коммерческой скорости с 60 км/ч до 75 км/ч для поездок в течение одного дня. 

  • Электро- и водородный автомобиль. Этот проект состоит из трех частей. Первое — создание зарядной инфраструктуры для частного электродвижения в крупных городах и на федеральных трассах к 2024 году. Второе — создание/локализация производства электротранспортных средств (не менее 25 тыс. ед. электроавтомобилей к 2025 году). Третье — создание производства отечественных ячеек для батарей. Операторами станут отечественные автопроизводители, а также Россети и Росатом.

  • Персональные медицинские помощники. Цель проекта — обеспечение пациентов с сахарным диабетом и артериальной гипертензией системой дистанционного мониторинга состояния здоровья с использованием носимых персональных медпомощников к 2024 году. Данные мониторинга обрабатываются цифровой платформой и способствуют принятию врачебных решений. Операторами выступят Ростех и Роснано. 

 

«Таким образом, создаются новые продукты и новые рынки, вокруг которых должны появиться малые и средние компании, которые решают конкретные технологические задачи внутри проектов-маяков» — сказал Осипов. 

 

Леонид Осипов подчеркнул, что роль государства в реализации этих проектов достаточно высока. Она будет заключаться в решении регуляторных задач, строительстве инфраструктуры и испытательных полигонов, а также «бесшовной» поддержке. В связи с этим планируется создать систему, в которой будут храниться данные о стартапах, их успехах и неудачах — эта информация будет использоваться институтами развития на разных этапах жизненного цикла. Осипов заметил, что потенциально к этим данным могут получить доступ и инвесторы. 

 

Председатель Правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов отметил, что «Сколково» заинтересован в том, чтобы стартапы развивались, и их решения внедрялись в реальную жизнь и бизнес. Проекты-маяки, по его словам, являются в этом серьезным подспорьем. 

 

Игорь Дроздов также обратил внимание, что ряд экспертов высказывают опасения, что, сосредоточившись на проектах-маяках, есть риск упустить другие технологические направления. Например, из более чем трех тысяч стартапов «Сколково» в сферу деятельности «маяков» попадают всего чуть более двухсот.

 

«Естественно, этим мы не ограничиваемся. "Маяки" — это конкретные проекты, у которых есть партнеры, готовые инвестировать и разделять риски. "Маяки" — это инструмент создания новых рынков. Протестировать систему бесшовной поддержки нужно на чем-то конкретном, поэтому было принято решение начать с них» — ответил Осипов. 

 

Дальнейшее развитие подразумевает совместную разработку Фондом «Сколково» и ВЭБ.РФ механизма выявления и структурирования крупных технологических проектов, которые направлены на создание новых продуктов и рынков, обеспечивающих возврат инвестиций.

 

«Важнейшим условием успеха является наличие частного инвестора и помощь финансовых институтов, потому что на плечах государства невозможно полностью реализовать такие капиталоемкие проекты. Фонд "Сколково" и ВЭБ.РФ будут прикладывать усилия, чтобы таких проектов было как можно больше, а также помогать открывать новые возможности для малых компаний на этих непростых рынках» — подытожил Дроздов.

Поисковые теги
Поделиться