Новый EdTech-хаб «Сколково»: инновации в образовании

17 ноября 2021 г.

М.Майерс― Здравствуйте. У микрофона Маша Майерс, и я хочу представить нашего гостя, это Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково». Ренат, здравствуйте. 

 

Р.Батыров― Здравствуйте, Маша. 

 

М.Майерс― Сегодня мы будем говорить на тему: «Новый edtech-хаб в Сколково: инновации в образовании». Давайте сначала для тех, кто с этой темой знаком не столь близко как вы, расскажите вообще о том, что вообще такое edtech-хаб Сколково, как он появился? 

 

 

Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково». Фото: Sk.ru 

  

Р.Батыров― Сколково – это вообще такое место, где собираются умные люди, чтобы делать бизнес с помощью новых технологий, с помощью инноваций. Одним из технологических наших направлений являются проекты в области онлайн-образования, технологии в области онлайн-образования. Так вот, наша идея – собрать в одной физической локации здания, которое все привыкли называть гиперкуб edtech-компании, как ранних стадий, так и более успешные уже, среди которых много участников проекта Сколково. Это такое с одной стороны, место, а с другой – сообщество, где собираются компании из одной отрасли, чтобы, как показывает наш опыт, друг другу помогать, помогать развивать друг друга, делиться экспертизой, чтобы инвесторы, которые фокусируются на инвестиции в edtech, а это очень привлекательная, растущая отрасль технологии – они тоже знали, где им искать хорошие проекты для инвестиций, и они искали эти проекты там, все вместе, в одном месте. 

 

М.Майерс― Мы в целом привыкли к такому понятию, как финтех, а давайте более подробнее про edtech вообще. Как активно развивается эта сфера, можно ли говорить, что пандемия и вот эта история с коронавирусом и локдаунами по всему миру дала какой-то импульс развитию edtech-технологий и привлекла туда ещё больше проектов и участников? 

  

Р.Батыров― Да, конечно. Вообще и до пандемии, до создания edtech-хаба Сколково объединяло главные российские edtech-проекты. Skyeng, благодаря которому английский изучают сейчас более 50 тысяч человек. Я.Класс, Учи.ру, Дневник.ру – я являюсь пользователем этого продукта по отношению к своим детям. Гикбрейнс, скиллбокс, скиллфактори, геткурс – это всё только малая часть участников Сколково. Это всё наши сколковские компании. Если говорить цифрами, то в начале года 26 edtech-ресурсов из топ100 российских были участниками Сколково, это количество только возросло. В топ10 мировых проектов 5 российских, и все 5 – Сколково. А тут ещё и пандемия подстегнула онлайн-образование, которое и так хорошо развивалось. Думаю, что за эти 2 года каждый второй, если не каждый первый, прошёл онлайн-курс, онлайн-вебинар, онлайн-марафон в конце концов. Вы проходили что-нибудь? Я лично да. 

 

М.Майерс― Вы в более образовательно-инновационной среде, скажем так, находитесь, чем я. Но я представляю себе, каковы масштабы вообще онлайн-образования, как вынужденно, с одной стороны, это классно, удобно, перспективно, технологично – с другой стороны, в общем, весь мир вынужденно сел на эти платформы, и это дало – ещё раз повторюсь – новые импульсы к развитию. 

 

Р.Батыров― Да, рынок растёт, количество стартапов растёт, их оценка, выручка, привлечённые инвестиции – тоже растут, и мы не можем, просто было бы глупостью, это игнорировать. Edtech – это такая сфера, с которой соприкасаются так или иначе практически все. В качестве примера, наш резидент Я.класс только за 20-й год без каких-либо инвестиций увеличил выручку в 4.5 раза почти, и во столько же раз увеличилось количество его пользователей. 

 

М.Майерс― Вот мы представляем себе, что какие-то edtech проекты существовали себе, жили своей жизнью. Сейчас эта волна нас объединила – как пользователей, так и стартаперов. Наверное, привлекла инвесторов, рискну предположить. В целом расскажите, как вообще во всей этой сфере, в какой момент Сколково решило выступить здесь, скажем так, приоритетной площадкой? 

 

Р.Батыров― Когда мы не только по собственным ощущениям, но и на основании цифр – сколько мы администрируем налоговую льготу, видим, как меняется выручка наших резидентов, ну и собственные исследования рынка, открытые данные – когда мы увидели, что это одна из самых быстрорастущих технологических отраслей, в которой российские стартапы, сколковские стартапы очень уверенно чувствуют себя на международной арене – мы поняли, что мы должны помочь этот успех закрепить. Мы должны дать возможность большинству вновь создаваемых компаний, которые сегодня занимают узкие ниши, дать площадку и инструмент для взаимодействия, для коммуникаций. Потому что они могут делиться, повторюсь, друг с другом своими компетенциями, ресурсами, могут быть общие клиенты – например, есть стартап, который учит английскому, есть стартап, который учит биологии. Это подросток, ему 12-15 лет, они могут объединить свои маркетинговые усилия, снизить издержки, повысить свои темпы роста. Это именно то, для чего мы существуем – помогать стартапам. В Сколково расти гораздо быстрее, чем за его пределами, за пределами физическими, за пределами нашего сообщества. Поэтому мы активно приглашаем к себе компании даже на самых ранних стадиях, именно им от этого будет гораздо больше пользы.

 

М.Майерс― Сейчас мы об этом поговорим поподробнее, я напомню, Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково» и мы говорим на тему «Новый edtech-хаб Сколково, инновации в образовании». Предваряя то, о чём вы уже начали мне рассказывать, давайте определимся, кто ваша ключевая аудитория. Кто те люди, которые с той или иной стороны могут заинтересоваться участием в вашем хабе? 

 

Р.Батыров― Конечно же, в первую очередь мы ждём в хабе edtech-компании, в первую очередь. Это могут быть платформы для обучения, сервисы, инструменты, в общем виде технологии в сфере образования. Кроме этого, мы заинтересованы и в HR-проектах, есть смежные, параллельно существующие соприкасающиеся проекты HR— edtech – потому что это про одно и то же, это про рост и развитие знаний у людей, как правило часто с целью последующего трудоустройства или с целью повышения их стоимости на рынке труда. Ограничений по стадиям развития у нас нет. То есть, если у вас есть отличная идея, вы даже ещё не запустили стартап – окей, приходите, найдём партнёров, поможем запуститься. Вы запустили стартап – отлично, приходите. Обучим, дадим потенциальных инвесторов, клиентов и так далее. Но это же истории для крупных игроков. Те вышеупомянутые уже мною сегодня компании, сколковские крупные edtech-компании, добившиеся международного признания, компании с миллиардными выручкамии и оценками – они тоже станут участниками хаба, потому что они будут уже в свои собственные акселераторы приглашать к сотрудничеству компании ранних стадий и помогать им запуститься, делая их частью своих экосистем, таких, как экосистема мэйлру, теперь ВК. У этих компаний будет возможность ускоренно получать сертификат участника Сколково. Это во многом про экосистему Сколково в целом, мы это полностью переносим на edtech-хаб. То, что в качестве последнего мы выбрали Гиперкуб, это даже символично, потому что это самое первое здание в инновационном центре, связано было изначально с образованием, там учились студенты Сколтеха – нашего технологического института. 

 

М.Майерс― Хорошо. А объясните мне, пожалуйста, что именно получают ребята, стартаперы, на начальном этапе своего пути развития в Сколково, конкретно? Какая у них заинтересованность? Потому что, как я понимаю, с крупными игроками типа Skyeng у вас уже выстроены отношения?

 

Р.Батыров― Да, это одновременно право (но не обязанность) разместиться в этом здании, в этом храме edtech – но в большей степени это сервис. Кто-то может сюда полноценно переехать, для этого всё готово. Там 300 рабочих мест, и на них уже очередь. Чтобы быть участником хаба, необязательно находиться там физически, в этом вся прелесть. Сервисами хаба могут воспользоваться компании со всей страны. Это и HR-поддержка, помощь в подборе персонала, это и PR-поддержка, рассказ об их истории успеха, это и юридическая помощь, помощь в привлечении инвестиций. Это и менторские сервисы, возможность подобрать ментора, кого-то опытного – поделится своей репутацией, экспертизой, записной книжкой со стартапом. Там будет студия для создания контента и не одна, будут методологи, продюсеры — потому что создать онлайн-курс – это целое искусство, это как фильм. С другой стороны, хаб станет точкой сборки для всех наших образовательных активностей. То есть, будут проводиться edtech-хакатоны, обучение новым профессиям, взаимодействие с корпорациями, в котором так нуждаются многие участники рынка. Это также будет на базе edtech-хаба. Конференции, демо-дни, у нас отличная конференционная площадка в гиперкубе – поэтому всё, что связано с образованием, с вероятностью 99.9% будет в нашем edtech-хабе. Рядом через дорогу находится наш Сколтех, технологический институт, в котором обучается более 1500 студентов – это всё, мы полагаем, даст тоже эффект синергии. 

 

М.Майерс― Не могу не спросить, Ренат, объясните мне, нет ли здесь некого противоречия между тем, что с одной стороны, мы говорим о тенденции ухода всей, ну, не всей, но большей части образовательных процессов в онлайн, и с другой стороны, вы настаиваете на том, что это офлайн-площадка – опять же, надо тратить деньги на дорогу, чтобы присутствовать именно там ,в Сколково. В чём смысл? Нет ли здесь противоречия? 

 

Р.Батыров― Нет, во-первых, мы не настаиваем на том, чтобы они размещались у нас физически, но мы наблюдаем ежедневно, вот уже почти 2 года пандемии, как резиденты технопарка стремятся при первой же возможности вернуться в офисы и посещаемость технопарка практически не упала, особенно если сравнивать с посещаемостью бизнес-центров (мы себя с ними и не сравниваем). Дело в том, что в технопарке размещено 400 компаний-участников проекта Сколково, а всего их 3100. То есть, ещё 2700 размещены где-то в других местах – в Москве, в регионах, в Московской области. И у них у всех одинаковые налоговые льготы, они выбраны одними и теми же экспертами, по одним и тем же правилам и процедурам. У них, в принципе, есть доступ ко всем онлайн-сервисам Сколково от привлечения инвестиций до помощи подбора персонала. Но те, кто физически находятся в технопарке, уже который год (5 лет исполняется технопарку Сколково, открытому большому зданию) растут существенно, на десятки процентов быстрее, по выручке, по количеству патентов, по численности – чем все остальные участники Сколково, которые тоже растут, но не так быстро. Единственная причина, которая это объясняет, единственный ответ на этот вопрос – это то, что они физически между собой соприкасаются на офлайн-площадке, несмотря на пандемию, и вот уже два года этот рост продолжается. Поэтому количество очных встреч, сделок, которые они обсуждают, количество контактов всё равно в офлайне выше, и качество, боюсь, тоже.

 

М.Майерс― Нетворкинг, качественный нетворкинг. «Никогда не пейте кофе в одиночестве» — правильно? 

 

Р.Батыров― Да, я тоже знаю эту книжку. 

 

М.Майерс― Насколько это затратно для участников? 

 

Р.Батыров― По цене московского коворкинга – то есть, это не такие большие деньги, за которые ты получаешь премию в темпах роста. Лёгкий доступ к сообществу, в том числе к сообществу инвесторов и бизнес-ангелов, которые туда придут к тебе сами посмотреть на твой проект и, может быть, инвестировать, если поверят в него. 

 

М.Майерс― То есть, вместо того, чтобы сидеть дома или в каких-то коворкингах, вы предлагаете те же коворкинги, но в Сколково, где собраны определённые люди, профессиональная тусовка, извините за это слово, атмосфера, участники отрасли, клиенты и с той, и с другой, инвесторы, бизнес-ангелы, которые работают именно в edtech-сфере. 

 

Р.Батыров― Да, и можно заехать туда на пару месяцев на момент продакшена своего онлайн-проекта воспользоваться услугами студии, въехать через пол-Москвы или пол-страны в нашу студию, чтобы потом вернуться и приезжать раз полгода или несколько месяцев, чтобы общаться с другими участниками рынка. 

 

М.Майерс― И это тоже не дороже, чем средние московские цены? 

 

Р.Батыров― Даже дешевле. 

 

М.Майерс― Насколько я понимаю, edtech-хаб уже работает несколько месяцев? Запустились когда? 

 

Р.Батыров― Первого сентября мы приняли здание в управление. Подготовились настолько, насколько могли, но остались простые, но такие времязатратные вещи, которые можно было сделать только после передачи здания – отремонтировать что-то, переделать, расставить мебель, сейчас мы пока на стадии развития инфраструктуры – но у нас уже лист ожидания больше, чем на 50% заполнен, к концу года мы ожидаем заезд крупных якорных компаний. Мы уже запустились – мы проводим мероприятия, находимся на стадии формирования сообщества, ищем партнёров и уже нашли некоторых, которые будут полезны нашим участникам – таких, например, как издательство «Просвещение», клиентов, которые поделятся опытом, в процессе переговоров с рядом корпораций, у которых тоже есть свои онлайн университеты, маркетплейсы образовательных решений.

 

М.Майерс― Я напомню, Ренат Батыров, генеральный директор технопарка Сколково у нас в гостях, у микрофона Маша Майерс, я просто уточняю, как именно работают ваши компании, которые непосредственно будут занимать места в вашем коворкинге – они организуют бизнес с помощью инфраструктуры Сколково, то есть, как я понимаю, сами онлайн-занятия от вас не проводятся? Или вы такие услуги тоже предоставляете? 

 

Р.Батыров― Мы такие услуги тоже предоставляем. У нас есть для этого всё. Они могут от нас вещать, один из наших проектов – 01-математика, который, начиная с ноября, будет вещать на все московские школы прямо непосредственно из edtech-хаба. 

 

М.Майерс― Хорошо, значит, с этой аудиторией мы более-менее разобрались. Давайте ещё об аудиториях, которым может быть интересно участие в edtech-хабе Сколково, поговорим. Я имею в виду тех же инвесторов, например. Как они могут поучаствовать в проекте? Кто ещё может быть привлечён в хаб помимо непосредственно стартапов и проектов в онлайн-образовании? 

 

Р.Батыров― Я, опять же, провожу аналогии с уже запущенным 5 лет назад технопарком Сколково. Я всегда говорил, что технопарк – прежде всего для размещения стартапов, но со временем, это был встречный интерес со стороны стартапов и со стороны инвесторов, мы нашли возможность разместить некоторое количество инвестиционных фондов и бизнес-ангелов у нас в технопарке. И они целыми днями, извините за арго, тусуются, проводят время в технопарке, в наших кафе, в наших кофейнях, в атриуме технопарка, умышленно (многие переехали сюда, сняли жильё внутри Сколково или по соседству). Тот же самый фокус мы собираемся провернуть и с edtech-хабом. У нас нет сомнений, что это получится, потому что инвесторы сами просят нас, чтобы мы им в первую очередь показывали лучшие проекты, которые попадают к нам на радары в области edtech. Мы с удовольствием будем это делать, поэтому и для инвесторов будет возможность размещаться в нашем коворкинговом edtech-хабе, инициировать свои собственные мероприятия по взаимодействию со стартапами, питч-сессии, или принимать участие в тех, которые организуем мы. 

 

М.Майерс― А можете привести примеры из тех, которые вам лично нравятся и которые так или иначе уже прошли какие-то ваши экспертные мероприятия? 

 

Р.Батыров― Educate online, есть такой проект, который помогает детям со всего мира учиться, например, в западных зарубежных школах, выполняя роль такого маркетплейса, с одной стороны, для школ и для ВУЗов, а с другой – для родителей этих детей. Этот проект сначала пришёл к нам в технопарк Сколково, потом мы показали его ангелам— инвесторам, и 26 ангелов из одного клуба за считаные дни заявили о своей готовности поиграть, там была переподписка, они собрали денег больше, чем было нужно. Этот проект собирает уже второй раунд куда более высокой оценки. У него всё очень хорошо, это результат нашего сотрудничества с клубом бизнес-ангелов и инвесторов. 

 

М.Майерс― А как именно развивается edtech, как развиваются edtech-проекты? На что вообще эти деньги потом могут быть потрачены, если мы говорим про тренды вообще в edtech, на международном уровне? То есть, набрали преподавателей, образовательный процесс, выбрали платформу, определённые затраты на продвижение, на маркетинг, на пиар, рекламу, начинают проводить свою образовательную программу. Правильно понимаю, так устроено? 

 

Р.Батыров― Да, совершенно верно. Вы сами всё сказали. 

 

М.Майерс― В каком направлении эти компании развиваются? 

 

Р.Батыров― Многие российские компании, мы наблюдаем, с удовольствием выходят на международные рынки – Европы, США, Азии, Латинской Америки, Южной Африки. Мне кажется сейчас, вперёд могут уйти компании, которые лучше всего адаптируют контент для мобильного образования – учёба перестаёт быть тем, что делают целенаправленно, обложившись с утра учебниками и ноутбуками, и становится чем-то, что можно делать по дороге на работу, по пути в магазин в машине и так далее. С этим же связан запрос на микро-обучение. В школе учимся 11 лет, в университете 4-5, на этом лимит долгосрочного обучения заканчивается. Но мир ускоряется, людям хочется быстро всему учиться, поэтому там, где был нужен год, сейчас людям нужен месяц. Вместо долгой учёбы по нескольким направлениям – короткий кастомизированный курс по одному, но самому необходимому. 

 

М.Майерс― Как вы реагируете на брюзжание, когда начинают рассуждать о том, что это сильно влияет на качество образования, или это не так? 

 

Р.Батыров― Как пользователь некоторых edtech-продуктов… 

 

М.Майерс― Сейчас мы до вашего личного опыта доберёмся. 

 

Р.Батыров― … я считаю, что качество не страдает – я получаю концентрированные знания в сжатом виде, я способен их обработать и при необходимости могу вернуться к этой лекции или к этим материалам заново. Я могу сравнить свой результат с результатам других, что тоже, с одной стороны, мотивирует, с другой иногда успокаивает – поэтому я думаю, что здесь нет претензий к качеству. 

 

М.Майерс― Скажите, кто сегодня является вашими партнёрами, и как складываются ваши отношения с государством? Насколько оно вас поддерживает? 

 

Р.Батыров― Нашим ключевым партнёром является, пожалуй, сегодня ВЭБ РФ. В группу ВЭБ РФ входит и Сколково тоже. Это один из основных треков ВЭБ, образование вообще и современное цифровое – в частности. Мы уже начинаем ощущать, с одной стороны, с другой стороны, рассчитываем на большую поддержку со стороны родной нам организации, и, пожалуй, это наш ключевой партнёр. Мы планируем начать сотрудничество с рядом российских корпораций, в частности, мы очень заинтересованы в партнёрстве со Сбером, у которого свой большой пул edtech-проектов, также как и с Мэйлру. Кстати, в прошлом году Мэйлру купили 25% нашего сколковского стартапа Учи.ру за 3.75 млрд рублей – в тот момент стоимость Учи.ру оценивалась почти в 200 миллионов долларов. За год до этого самый дорогой проект оценивался куда ниже, в 130 миллионов долларов. И мы также рассчитываем на партнёрство в этой области. С Министерством просвещения у нас есть хороший рабочий контакт, мы еще, наверное, в самом начале пути, нет никаких сомнений, что департамент образования Москвы и Московской области так же заинтересован в сотрудничестве с нами, как и мы – с правительством Москвы. 

 

М.Майерс― Друзья мои, я напомню, что в эфире «Эха Москвы» Ренат Батыров, генеральный директор технопарка Сколково, мы говорим «Новом edtech-хабе Сколково, об инновациях в образовании». Мы сделаем небольшой перерыв, меня зовут Маша Майерс, и совсем скоро вернёмся к вам вместе с Ренатом Батыровым. 

 

М.Майерс― Итак, мы возвращаемся. Я напомню, что в студии «Эха Москвы»наш гость Ренат Батыров, генеральный директор технопарка Сколково, меня зовут Маша Майерс, мы говорим на тему «Новый edtech-хаб Сколково, инновации в образовании». Тема нашей беседы – то, что вынужденно, в какой-то части, может быть, добровольно, в какой-то вынужденно – мир перешёл к онлайн-образованию. Это становится всё более популярной услугой, всё более востребованной. Технопарк Сколково идёт навстречу, организовав edtech-хаб Сколково, который помогает и стартапам, и инвесторам развивать эти самые сервисы. 

 

Правильно я понимаю, что на нынешнем этапе школам и дошкольным учреждениям, и университетам нужна ваша помощь, они могут оказаться технически не готовы к организации процессов онлайн-образования, чем здесь Сколково может помочь? И ваш новый edtech-хаб? 

 

Р.Батыров― Мы можем выкатить на выбор самую большую в стране (может, даже и в мире) линейку решений для онлайн-образования как для дошкольного обучения, так и для высшей школы и для взрослых людей, для переподготовки кадров, повышения квалификации. Сегодня в онлайне можно практически учиться всему. Даже есть теоретические онлайн-курсы по нейрохирургии. Поэтому мы можем предложить самую широкую линейку часто конкурирующих между собой решений для онлайн-образования. Кстати, интересный факт. У меня 2 сына, 7 и 14 лет – они очень любят офлайн, они стремятся попасть в школу с удалёнки. А я, представитель другого поколения, очень люблю учиться онлайн – мне так удобно, так комфортнее, быстрее и рациональнее, что ли. 

 

М.Майерс― К вашему личному опыту ещё вернёмся. А конкуренция – вы сказали, мы можем предложить, там и конкуренция довольно высокая между проектами — она в основном идёт по линии контента или по линии технологий? 

 

Р.Батыров― Технологии, платформа, контент, модель монетизации – всё различается. 

 

М.Майерс― Расскажите о наиболее популярных – какие существуют, в тех же моделях монетизации, например? Или в тех же технических решениях. 

 

Р.Батыров― Есть продукты, за которые платят родители. Есть продукты, за которые платит школа. Есть продукты, которые распространяются по подписке, есть продукты, которые распространяются бесплатно, но дополнительные опции стоят денег. Есть продукты, за которые платят партнёры, и есть продукты, которые распространяются бесплатно, но в случае, например, трудоустройства, устройства на работу – в случае успешного трудоустройства, согласно предварительно заключённому договору, выпускник школы впоследствии гасит стоимость обучения, возвращает эти деньги в онлайн-школу. 

 

М.Майерс― Даже так. А можно ли сказать, что на фоне edtech образование становится доступнее? Или дешевле, или дороже, кстати? 

 

Р.Батыров― Абсолютно, оно становится доступнее, дешевле. Я уже приводил пример с Educate online, когда можно из глубинки поступить и продолжить обучение в любом, фактически, ВУЗе мира, или в любой школе, средней школе – во многих из них, их количество растёт. Это трудно было представить себе раньше. 

 

М.Майерс― Давайте вернёмся к вашей семье, раз уж вы позволили поговорить о вашем личном опыте, как вы вашим детям объясняете, как вы их убеждаете, какие аргументы используете, когда они просятся в офлайн-школу, а вы говорите, что онлайн – удобнее, доступнее, дешевле и эффективнее, если брать образовательный процесс? 

 

Р.Батыров― Вот на эту тему мы с ними и спорим. Я считаю, что в среднюю школу лучше ходить офлайн – больше общения, больше социализации, это то, для чего в том числе стоит ходить в школу. В этом смысле я не спорю. 

 

М.Майерс― А в какой точке онлайн начинается комфортно, по вашему опыту? Вы говорите, средняя школа, а дальше в каком возрасте, с какого этапа можно уже безболезненно и без потерь перейти в онлайн? 

 

Р.Батыров― Когда социальных навыков и возможности их применения хватает за пределами образовательного учреждения, когда существует потребность в конкретном знании, навыке, курсе, когда расписание труднопредсказуема и учёба, как для школьников сегодня, не является занятием №1 (я же, например, учусь в свободное от работы время), когда уровень самодисциплины, самомотивации выше, чем у среднего подростка, который, выбирая между компьютерной игрой и онлайн-курсом, выберет в 95% случаев компьютерную игру. 

 

М.Майерс― То есть, попозже, наверное, да? 

 

Р.Батыров― Попозже. 

 

М.Майерс― Я правильно понимаю, что вы полагаете, что всё-таки мир в целом пока не готов перейти к онлайн-схемам в образовании? Это касается не только России, но и других стран мира. 

 

Р.Батыров― Как я могу отвечать за весь мир? 

 

М.Майерс― Какое у вас ощущение, какой у вас опыт в этом смысле? Вы же, наверное, изучали, какие предлагают услуги и сервисы те же edtech-хабы в других странах. Есть ли нам в этом смысле чему поучиться? 

 

Р.Батыров― Мне известен только один – это в Китае небоскрёб. 

 

М.Майерс― Серьёзно? Это потому что вам другие неизвестны или потому что их нет? 

 

Р.Батыров― Мне другие неизвестны – может быть, и нет. В Китае – целый небоскрёб, наполненный edtech-компаниями, существует, наверное, уже много лет, успешными edtech-компаниями. Вообще в Китае онлайн-образование очень сильно развито, нам есть чему поучиться. Мы анализировали их опыт, стараясь смотреть, что есть ещё в мире. Думаю, что онлайн с нами теперь навсегда, онлайна станет больше, будет больше VR-технологий со временем. Думаю, что будущее уже наступило, уже нам в голову не придёт сказать ребёнку «а голову ты дома не забыл?», потому что уже есть электронные дневники, и дальше это будет обычной частью нашей жизни – мы никогда уже не откажемся от онлайн-доставки, онлайн-ритейла, онлайн-заказа еды, покупки билетов в кинотеатр или куда-то ещё. Всё это – наше настоящее, которое ещё недавно было будущим. 

 

М.Майерс― У вас есть цифры, в какие значения вы оцениваете рынок онлайн-образования в России и тенденцию, как он растёт от года к году? 

 

Р.Батыров― Например, Я.Класс, который вырос в 4.5 раза в 2020. Думаю, что рост составляет сотни процентов в год. Это моя экспертная оценка – 150-200% в год. Наверняка есть более точные цифры, но, основываясь на своих представлениях об отрасли, я думаю, что правильно говорить о таких темпах роста. 

 

М.Майерс― А у нас уже есть проекты, которые вышли на IPO и чьи акции можно покупать в связи с этим? В связи с таким бурным ростом. 

 

Р.Батыров― В edtech нет, в HR-техе есть, это HeadHunter, это смежные, повторюсь, области. Думаю, в течение ближайших лет нас ожидает несколько IPO для онлайн-компаний российских. Для зарубежных – некоторые давно на IPO, некоторые недавно (например, Coursera). 

 

М.Майерс― Расскажите ещё немного об экспертном сообществе, которое вы привлекли к работе, к участию в вашем edtech-хабе. Что это за люди? Какие отрасли, какие проекты представляют, как вы их отбирали, как можно стать вашим экспертом, если есть такой интерес? 

 

Р.Батыров― Нас, конечно, в первую очередь, интересуют люди, которые сами чего-то добились в edtech, это основатели или менеджеры успешных edtech-компаний, как сегодняшних, так и в прошлом. Например, был бы рад видеть в числе наших экспертов Максима Спиридонова, основателя компании «Нетология», тоже сколковского участника, в недавнем прошлом вышедшего из состава акционеров этой компании. Мы уже упоминали Ларьяновского (Skyeng), Алексея Сонка (Учи.ру). Мы ждём всех тех, кому есть, что дать нашему сообществу. Идёт ли речь об экспертизе, об опыте, о записных книжках, о репутации, помощи в привлечении инвестиций или продвижении на рынок. 

 

М.Майерс― А какие люди помимо тех, кого вы уже упомянули, уже участвуют, и я повторюсь – как вашим экспертом стать? Самое интересное. Если людям хочется более плотно работать с вами и в этой сфере. 

 

Р.Батыров― Надо с нами связаться – например, написать мне, можно по электронной почте rb@sk.ru, ли в Facebook найти меня. Например, к нам присоединилась недавно Наталья Царевская, один из крупных специалистов в области edtech, лидер одного из лучших edtech-акселераторов в стране. Она человек, который, безусловно, хорошо понимает, что называется, «за edtech». Во многом привлечением экспертного сообщества занимается Наташа. Моя задача, технопарка, моей команды – создать те обстоятельства, условия, в которых наши стартапы будут развиваться. Это касается сервисного окружения, физической инфраструктуры и сообщества, комьюнити, менеджмента, плюс помощи в проведении большого-большого количества мероприятий, потому что именно мероприятия – где устанавливаются профессиональные контакты, та возможность, где стартап находит потенциального инвестора, заказчика, партнёра, технологического партнёра, сотрудника и так далее. 

 

М.Майерс― Напомню, что edtech-хаб Сколково начинает работать в самое ближайшее время. Собственно, а что нужно сделать стартапу или предпринимателю, тому начинающему бизнесмену, который в результате нашей беседы мог бы заинтересоваться участием в этом хабе? Конкретно что нужно сделать, куда зайти, кому позвонить? 

 

Р.Батыров― Конкретно – зайти на наш сайт edtech-хаба, edtech.sk.ru – если я правильно помню адрес, написать мне на электронную почту или найти в Facebook. Я с удовольствием расскажу обо всех тех возможностях и том пути (очень коротком, но очень правильном пути), который нужно пройти, чтобы стать резидентом нашего edtech-хаба, нашего сообщества. 

 

М.Майерс― Вы общаетесь лично, сами отвечаете, да? 

 

Р.Батыров― Да, практически всегда, я довольно открыт. 

 

М.Майерс― Можно сказать, что это ваш любимый проект, ваша личная заинтересованность, может быть? Любимое детище? 

 

Р.Батыров― Одно из трёх. 

 

М.Майерс― С кем конкурирует? 

 

Р.Батыров― С проектом «Авангард» — нашей выставкой достижений нашего сколковского хозяйства, с экспозицией, на которой мы рассказываем, как стартапы Сколково помогают людям каждый день лучше жить, дольше жить, быть здоровее, жить безопаснее в городах и сёлах. Это один из моих любимых проектов, которыми я занимаюсь. Второй проект – это наша городская среда, те эмоции, которые возникают у посетителей, жителей, резидентов Сколково, те эмоции, которые возникают от взаимодействия с нами, с нашим физическим окружением, парками, аллеями, бульварами, остановками, парковками, со всем тем, что находится за стенами технопарка. 

 

М.Майерс― Ну и третий – edtech-хаб, который связан с вашим личным развитием и с тем, чему бы вы хотели в данном случае помочь научиться всему миру. 

 

Р.Батыров― Совершенно верно, вы точно угадали. 

 

М.Майерс― Благодарю нашего гостя, это генеральный директор технопарка Сколково Ренат Батыров. Я напомню, что мы говорили о новом edtech-хабе, который открылся в технопарке, открывается буквально в ближайшее время в технопарке Сколково. Мы говорили об инновациях в образовании и о том, видимо, неизбежном будущем, которое нас с вами ожидает – я имею в виду именно онлайн-проекты в образовании и сервисы, которые помогут нам стать лучше. Спасибо большое, всего доброго.

   

Источник: echo.msk.ru

Поделиться