«НПО автоматики» поможет «КосмоКурсу» с бортовой системой управления

11 июля 2018 г.

Сколковская компания «КосмоКурс», рассчитывающая стать первым в РФ оператором суборбитальных полетов, заключила партнерское соглашение с «НПО автоматики» (входит в госкорпорацию «Роскосмос»). В документе, подписанном в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2018», говорится о «долгосрочном сотрудничестве в области разработки и создания многоразовой, высокопроизводительной и масштабируемой бортовой автоматизированной системы управления-телеметрирования для коммерческого рынка ракет-носителей гражданского назначения»

Кроме того, стороны договорились производить наземный комплекс систем управления для обеспечения автоматизированной подготовки к пуску и межполетному обслуживанию, сообщает«Роскосмос». По словам гендиректора «НПО автоматики» Андрея Мисюры, для предприятия важно приобрести новые компетенции для работы в коммерческих проектах. «Мы уже сотрудничаем с компанией «Космокурс», сейчас приступаем к созданию эскизного проекта, в течение пяти лет планируем изготовить систему управления», - сообщил г-н Мисюра.

Руководитель "НПО автоматики" А. Мисюра (слева) и заместитель гендиректора "КосмоКурса" Сергей Ястребов договорились о сотрудничестве. Фото: "Роскосмос".  

В августе прошлого года «КосмоКурс», резидент кластера передовых промышленных технологий, ядерных и космических технологий, получил лицензию на осуществление космической деятельности в РФ. Компания рассчитывает занять половину мирового рынка космического туризма. «На Западе в комический туризм вкладывается Ричард Брэнсон, наиболее близкий к успеху, а в России - наш инвестор. Это крупный предприниматель с хорошими позициями как у нас в стране, так и за ее пределами, и мы уверены в успехе проекта», - рассказывал Sk.ru гендиректор «Космокурса» Павел Пушкин.

В рамках сколковского проекта компания разрабатывает суборбитальный ракетно-космический комплекс многоразового использования. Многоразовыми должны быть и ракета, и корабль для туристов, что, по словам Пушкина, «даст огромный экономический выигрыш и откроет новый этап развития космонавтики». Ракету для проекта планируется сделать сравнительно небольшой и недорогой, стартовой массой 60-70 тонн. Как говорит Павел Пушкин, она будет похожа на «ФАУ-2» - первый аппарат, запущенный в суборбитальный полет. Ракета будет выводить на 200-километровую высоту капсулу с туристами, чтобы те в течение примерно 5-6-ти минут могли свободно парить и совершать кульбиты в состоянии невесомости (в отличие от альтернативных проектов предлагаемое «КосмоКурсом» решение не предусматривает жесткой фиксации участников полета в креслах). Приземляться корабль будет с использованием парашютно-реактивной системы посадки. Весь полет займет не более 20 минут.

Суборбитальный туризм, убеждены в «КосмоКурсе», станет значительно более доступной альтернативой туризму орбитальному. Как поясняет Павел Пушкин, суборбитальный полет будет в тысячи раз короче и в сотни раз дешевле орбитального, а подготовка нему – несоизмеримо проще. Полет обойдется каждому туристу в 200-250 тысяч долларов, планируют в компании. Первый старт намечен на 2025 год. 

Сколько за суборбитальный полет будут платить клиенты «КосмоКурса»? «Когда мы анонсировали проект, то называли ориентировочной ценой 200-250 тысяч долларов. Правда, доллар тогда стоил 30 с чем-то рублей. На деле может получиться как дороже, так и дешевле. Если исходить из пожеланий предприятий отрасли, проект измерялся бы заоблачными деньгами. Но если смотреть на рыночные цены по аналогичным изделиям, то выходит вполне приемлемо – как проектирование, так и изготовление аппаратов. Объявляя цену, мы ориентировались на планы наших конкурентов, в частности, Ричарда Брэнсона», - рассказывает Павел Пушкин

Вице-президент Фонда «Сколково», руководитель кластера промышленных технологий Алексей Беляков убежден: рынок для таких частных ракетных проектов существует. «Помимо потенциального рынка суборбитального туризма, размер которого подтвержден сотнями забронированных на годы вперёд билетами, существуют и другие возможности заработать деньги за счёт частных запусков. Так, на основе суборбитального комплекса может быть создана ракета-носитель лёгкого класса для вывода на орбиту малых космических аппаратов. Сейчас запуска такого аппарата приходится ждать буквально годами, из-за того что он осуществляется попутно с запуском больших аппаратов. Компания, которая сможет осуществлять запуски с требуемой периодичностью по низкой цене, сможет получить внушительную часть рынка запусков для малых спутников – сегмента, который, по прогнозам, будет экспоненциально расти в предстоящие годы, - отметил г-н Беляков в беседе с Sk.ru. – С запуском первых спутников резидентов летом 2014 в кластер пришли компании, готовые взяться за задачу ещё более ёмкую в технологическом и финансовом планах - создание ракетной техники для орбитальных и суборбитальных полётов. Это задача сложная, но осуществимая при условии привлечения соответствующих инвестиций в проект».