Нужно ли ходить на лекции: как выглядит онлайн-образование в России

22 августа 2019 г.

К 2021-му сегмент образовательных онлайн-услуг в стране вырастет до 53,3 миллиарда рублей в год, уверены авторы исследования, проведенного по инициативе "Нетология-групп". Хотя это лишь 2,5% всего рынка, аналитики не сомневаются: будущее — за синтезом традиционных методов преподавания с современными IT-технологиями. Накануне нового учебного года РИА Новости выясняет перспективы интернет-образования. 

Фото: Sk.ru

Университеты в авангарде

В ежегодном докладе о главных интернет-трендах известный аналитик Мэри Микер сообщает, что с 2012 по 2017 год доля студентов, записавшихся только на традиционные офлайн-лекции, упала с 74% до 67% — и так по всему миру.
"Россия не исключение. В некоторых сегментах, мне кажется, мы даже быстрее растем. Причем при отсутствии специальных программ или льгот для инвестиций мы видим, что интерес инвесторов к этому рынку усиливается", — говорит вице-президент фонда "Сколково" Константин Паршин.
Разумеется, благодаря высокому спросу на онлайн-курсы рынок переживает взрывной рост и развивается в два-три раза быстрее обычного. Основным драйвером в ближайшие годы останется высшее образование — если в 2016-м на этот сегмент приходилось около семи миллиардов рублей, то к 2021-му будет 15 миллиардов.
Доля частного бизнеса в этой области очень мала, и в основном развитием образовательных онлайн-технологий для студентов занимаются сами университеты. Примечательно, что отечественные вузы не только закупают зарубежные онлайн-курсы, но и выпускают собственные, пользующиеся популярностью у иностранцев.

"Российские университеты давно перестали быть лишь потребителями импортного образовательного контента, — рассказывает проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин в интервью РИА Новости. — Более полутора миллионов человек слушают наши онлайн-курсы по всему миру. Сейчас мы предлагаем 90 различных курсов, из которых 40 — на английском языке. Их популярность подтверждается статистикой — половина выбирает англоязычные программы".

Отметим, что для вузов создание таких курсов далеко не всегда подразумевает коммерческую выгоду. Зачастую речь идет о позиционировании и брендировании, выполнении миссии университета. Ведь эффективность высших учебных заведений измеряется не прибылью.
Что касается внедрения онлайн-курсов в учебные программы, самый важный момент — не противопоставлять традиционное образование онлайн-технологиям, а работать над созданием эффективной образовательной системы с учетом всех возможностей транслируемых знаний, уверен Рощин. 
Иными словами, онлайн-курсы должны применяться вместе с традиционными формами обучения. В этом смысле в большинстве университетов стараются придерживаться стратегии blended-learning, когда часть курса преподается в онлайн-формате, а часть — в аудиториях.
Во ВШЭ онлайн-курсы включены во все образовательные программы на всех факультетах и каждый бакалавр проходит как минимум один из них. Кроме того, студенты могут самостоятельно выбирать дополнительные курсы, которые потом идут в зачет изученных ими дисциплин. 
Интерес студентов к онлайн-обучению постоянно растет: в прошлом учебном году институт использовал около 400 различных онлайн-курсов. Почти 100 из них были записаны в стенах университета, остальные — ведущими отечественными и зарубежными вузами.
Тем не менее, по словам Рощина, внедрение онлайн-курсов в образовательные программы сталкивается с недостатками действующей нормативно-правовой базы. И если со стороны Министерства науки и высшего образования никаких ограничений нет, то с Рособрнадзором иногда возникают проблемы.

"У ведомства есть различные требования по кадровому составу, методическим материалам, которые должны принадлежать университету. А это препятствует использованию каких-то внешних онлайн-курсов, поскольку преподаватель, их читающий, университету не принадлежит. Это влияет на параметры, важные для аккредитации, и остается весомой проблемой", — сетует проректор.
Сергей Рощин, Проректор Высшей школы экономики.

     

Источник: ria.ru
Поделиться