Оксана Демьяненко: «Гимназия Сколково это образовательный и культурный хаб»

3 сентября 2018 г.

Накануне начала нового учебного года директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко рассказала Sk.ru об итогах приемной кампании, новых учебных программах, сути обновленной концепции учебного заведения и о том, как выпускникам помогают внедряемые в гимназии стандарты международного бакалавриата

По сравнению с прошлогодними масштабными торжествами на этот раз День знаний в гимназии Сколково стал более семейным и кулуарным праздником для 560 студентов (так в гимназии называют учащихся от 2 до 17 лет) и их родителей. Собравшихся на лужайке перед зданием гимназии поздравили Оксана Демьяненко, Виктор Вексельберг, сопредседатель Совета Фонда «Сколково» и президент Фонда; Елена Зеленцова, вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково»; Аркадий Дворкович, сопредседатель Совета Фонда «Сколково».

Фото: Sk.ru

По итогам двух волн летней приемной кампании количество учащихся увеличилось на 222 человека. Студентов, родители которых связаны со сколковским проектом, по-прежнему большинство – около 70% от общего количества обучающихся, и этот факт позволяет Оксане Демьяненко с еще большей уверенностью констатировать: «Гимназия - один из важнейших элементов экосистемы Сколково».

Вступительные испытания, признается собеседница Sk.ru, стали довольно напряженной порой не только для детей и их родителей, но и коллектива гимназии. Заявления подали около тысячи человек, и со всеми кандидатами встречались педагоги и психологи. «Мы стали сформировавшейся образовательной организацией, у нас есть опыт и понимание того, кому из детей учиться здесь будет интересно и легко, а кому - сложнее, в том числе из-за недостатка мотивации», - отмечает г-жа Демьяненко. Прием гимназистов, конечно, в ограниченном количестве, будет продолжаться в течение всего года – в некоторых классах остаются свободные места.

Оксана Демьяненко. Фото: Sk.ru

Больше всего заявок на поступление ожидаемо было на дошкольное отделение и в начальную школу. «В иннограде живет и работает много молодых людей с маленькими детьми. Понятно, что интерес к дошкольному отделению гимназии и к начальной школе был самым большим», - поясняет Оксана Демьяненко. При этом, по ее оценке, гимназия предлагает блестящие возможности и для студентов 7-11 классов: «Они могут получить у нас то, что не могут предложить другие образовательные учреждения. Это доступ к уникальной экосистеме Сколково и исследовательским ресурсам Технопарка, возможность реализовать совместные образовательные и научные проекты со Сколтехом и компаниями-резидентами Фонда, экскурсии по инновационному центру и в целом присущая этому месту особая атмосфера, в которой высоко ценится образование и научное знание».

Президент Фонда "Сколково" Виктор Вексельберг напутствовал студентов гимназии. Фото: Sk.ru

Старшеклассникам нахождение в такой среде помогает точнее определиться с выбором жизненного пути, убеждена директор гимназии (академическая траектория первых выпускников гимназии вполне подтверждает справедливость этого утверждения, но об этом - далее). Для детей помладше нахождение в атмосфере, наполненной пониманием важности научного знания, лучших исследовательских практик и современных образовательных подходов, столь же ценно, как и хорошая атмосфера в семье, говорит Оксана Демьяненко: «Мы видим себя как образовательный и культурный хаб; в нем и родители вовлечены в деятельность гимназии, и дети учатся любить ту среду, в которой они оказались».

Игорь Дроздов и Елена Зеленцова. Фото: Sk.ru

Нововведением приемной кампании этого года для кандидатов в 5-10 классы стало расширение перечня письменных работ за счет мотивационного эссе. Как и прежде, в гимназии предусмотрены письменные тестирования по английскому языку, математике и русскому языку. Поступающие в десятые классы IB, в которых обучение ведется по Дипломной программе международного бакалавриата, проходят собеседование на английском языке. Проводится и психолого-педагогическая диагностика абитуриентов. «Помимо академических успехов нам не менее важно, насколько у молодого человека развита учебная мотивация, как он видит свой образовательный маршрут, среду, в которой он оказался, свою мечту и себя в будущем. Обо всем этом мы просим порассуждать в мотивационном эссе, - рассказывает Оксана Демьяненко. - Это очень интересный опыт не только для будущего студента гимназии, но и для нас, педагогов. Ведь такое эссе – это портрет ожиданий и детей, и их семей. На основе этих работ мы делаем определенные выводы: какие дети приходят к нам, что они ждут от нас и в каком направлении следует развиваться гимназии».

 Аркадий Дворкович, Елена Зеленцова и Василий  Белов, гендиректор Skolkovo Ventures. Фото: Sk.ru 

В сфере интересов поступающих в сколковскую гимназию, как следовало из мотивационных эссе, вполне предсказуемо оказались робототехника, технологии и науки о жизни. Но в школе, уверяет ее директор, рады и тем детям, которым ближе гуманитарные области. «Как мы и предполагали, ожидания кандидатов на поступление к нам были связаны с общим имиджем Сколково как центра науки и технологий. Однако надо учитывать, что Международная гимназия дает базовую общеобразовательную программу, причем делает это на очень высоком уровне, помогая студентам выстроить индивидуальные траектории развития не только в области науки и технологий, но и в гуманитарных дисциплинах. Например, мы исходим из того, что направление art&design крайне важно для формирования образа мышления детей. На определенном этапе развития любой ребенок вне зависимости от задатков и сферы интересов должен погрузиться в атмосферу искусства и дизайна. Это поможет сформировать образ мышления, вкус и стиль».

C учетом того, что в Сколково живет и работает много молодых людей, конкурс на поступление  на дошкольное отделение гимназии и в начальную школу был самым большим. Фото: Sk.ru

Cистемное и продуманное развитие этого направление предусматривает обновленная концепция гимназии. Это очень важный документ, поясняет г-жа Демьяненко, он призван более полно и структурированно ответить на вопрос, что такое гимназия Сколково, как и в каком направлении ей развиваться. «Прошло три года с момента открытия гимназии, и мы понимаем, что многие задачи уже решены: количество студентов год от года растет, мы стали полноценной школой Международного бакалавриата. Но что дальше? Каким мы видим будущее гимназии? Каковы ее уникальные особенности и конкурентные преимущества? Чего ждут от нас дети и их родители, учредители, педагогический коллектив? Важно дать ответы на эти вопросы, особенно в свете стремительно меняющихся образовательных трендов – как глобальных, так и локальных».

Очень важный момент обновленной концепции - определение приоритетов в развитии учебного заведения, продолжает О. Демьяненко. «Охватить все сферы невозможно. При динамичном росте гимназии и работе в условия постоянной многозадачности нужно четко сформулировать, на чем мы концентрируемся и какие предметные области преподаем наиболее глубоко, чтобы развить у детей мотивацию на интеллектуально-исследовательскую деятельность. Ну и конечно, как любая другая школа, мы должны воспитывать в учащихся общегуманистические ценности».

День знаний в гимназии Сколково стал праздником для всей семьи. Фото: Sk.ru

Какие ожидания у директора гимназии связаны с новым академическим годом? «Это будет еще один год формирования коллектива, ведь численно мы вновь выросли почти в два раза, - отвечает Оксана Демьяненко. - Мы не останавливаемся и в развитии академических проектов и на этот год ставим себе задачу запуска нескольких программ, как мы их называем, поддержки одаренности. Это программы связаны с инженерией, биотехнологиями и медициной, космосом, математикой и адресованы детям, которые хотят углубиться в предметную - или метапредметную - область. Очень рассчитываем, что реализовать этот проект нам помогут коллеги из Сколтеха, где для этого есть все условия. Задача состоит в том, чтобы дети, которые интересуются этими направлениями и уже сформировали определенную базу знаний и компетенций, могли бы развиваться более углубленно и динамично».

Каждый в этот день нашел занятие по интересам. Фото: Sk.ru

Будущей весной сколковскую гимназию ждет выпуск первых студентов, которые обучаются по Дипломной программе IB. В школе авторизованы три программы IB: Primary Years Programme (дошкольное отделение и начальная школа), Middle Years Programme (5-9 классы) и Diploma Programme (10-11 классы). «Важно понимать, что с самого начала вся методология образования у нас выстроена в том числе по стандартам IB. Это и структура образовательных программ, и требования к организации информации, планированию обучения, коммуникации учителей, выстраиванию межпредметных и метапредметных связей, исследовательской деятельности и так далее», - приводит пример г-жа Демьяненко. Она убеждена: несмотря на отсутствие диплома IB обучение по стандартам Международного бакалавриата очень помогло определиться с дальнейшей образовательной траектории выпускникам гимназии, которые покинулиее стены в 2017 и 2018 годах. Их десять человек, и Оксана Демьяненко так отзывается о них: «Все они - родные для нас дети».

Оксана Демьяненко на вручении дипломов. «Все они - родные для нас дети»,  - отзывается директор гимназии о выпускниках. Фото: Sk.ru

Трое из этой первой десятки в ближайший год продолжат обучение за границей (в Польше, Финляндии и Канаде), остальные - в ведущих российских вузах. При выборе университетов акцент делался не столько на репутации и академических регалиях учебного заведения, сколько на наличии в нем интересующих выпускника и соответствующих его профилю сильных программ и курсов. «Мы рассказываем студентам, что есть не слишком известные университеты с очень сильными факультетами, предлагающими блестящие программы. Одна из задач гимназии – сопровождать старшеклассника в процессе выбора им вуза, особенно зарубежного».