Олег Алексеев в программе "От первого лица": В чём особенности "сколковской" системы образования?

1 ноября 2012 г.

Гость программы Натальи Бехтиной - Вице-Президент, Главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда «Сколково» Олег Алексеев. Тема: "В чём особенности "сколковской" системы образования?"


С 31 октября по 3 ноября 2012 года в Москве пройдёт Международный форум инновационного развития "Открытые инновации".

Инновации – слово ныне модное, этим словом называют сейчас любое новое изобретение, даже самое незначительное. Ему сразу придаётся статус инновации. Но на самом деле для развития экономики и какого-то экономического прорыва России это существенно и важно. И потому сегодня гость программы "От первого лица" – Вице-Президент, Главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда «Сколково» Олег Алексеев.

Фонд "Сколково" – это наша национальная гордость в какой-то степени. Мы хотим в этом замечательном месте создать, пока ещё там ничего особенного нет, но, в общем, это наше будущее, российская "Силиконовая" или "Кремниевая" долина, своего рода рассадник новой мысли и новой культуры.

В Москве проводится куча всяких форумов. Каждый из них, наверное, важен и нужен для России и её развития, но именно это представительное собрание, наверное, попробует решить несколько проблем, о которых и будет идти разговор.

О. Алексеев: Прежде всего, хотел бы сказать, что форум "Открытые инновации" возник не на пустом месте. Очень долго, в течение нескольких лет, компания "РОСНАНО" проводила свой форум, который назывался "RUSNANOTECH". Он уже имеет репутацию в мире, своих постоянных участников и гостей-спикеров. И вот после того, как появилось ещё и "Сколково", руководители так называемых "институтов развития", к которым относится "РОСНАНО", Фонд "Сколково", Российская венчурная компания, Внешэкономбанк и некоторые другие структуры, в данном случае и правительство Москвы, решили объединить свои усилия и провести один форум, создав таким образом публичную площадку, где они сами между собой договаривались бы и демонстрировали всем свои приоритеты и ценности.

Есть только один вопрос. Программу нашу слушают обычные люди, которые слово "инновации", конечно, слышали, но хотелось бы, чтобы из разговора им стало ясно, что в итоге дадут все эти усилия, собрания, международные форумы обществу, каждому человеку и стране?

О. Алексеев: Все мы пережили за последние 20 лет очень острый процесс, в результате которого страна стала частью международной экономики, международной системы социальных отношений. Что это значит? Это значит, что теперь не нужно стремиться к созданию полностью автономной системы экономики, своего рода натурального хозяйства. Россия должна более чётко включаться в международную систему разделения труда. Границы сегодня проницаемы, и любой товар и знания сегодня передвигаются фактически по миру без ограничений.

Соответственно, как только разговор заходит об инновациях, об инновационной части экономики, необходимо тоже на это смотреть с глобальных, общемировых позиций, и уяснить, где находится российское образование, инженерия, предпринимательство, где, в конце концов, находятся отечественная продукция, на каких рынках и что это даёт России.

Ответ напрашивается не совсем весёлый.

О. Алексеев: Мы сначала должны задать эти вопросы, определиться, где Россия находится и в чём наши сильные стороны. Поскольку в инновациях крайне важную роль играют история и культура, есть такая особенность, известно, что у людей, живущих на территории России, есть определённые качества, которые их выделяют с лучшей стороны, что важно, в международном сообществе. Это привлекает к россиянам других людей. И это уже может быть выражено в нашем представлении о культуре инноваций и, соответственно, может выделить те или иные проблемы, которые мы будем решать и которые будут улучшать качество жизни не только россиян, что само по себе важно, но и всех людей в мире.

Что это за проблемы? Нужно эти проблемы как-то идентифицировать. Потому что можно быть нейтральным к ним. Кого-то волнуют проблемы климата, кого-то не волнуют. Понятно, что жителей Голландии проблемы климата волнуют. Потому что если поднимется уровень океана, у них затопит большую территорию. С другой стороны, и жителей Санкт-Петербурга это тоже волнует. Как и жителей некоторых других городов.

И вообще известно, что происходит много интересного в жизни. В том числе изменяется аграрная культура. То, что нельзя было производить когда-то на тех или иных землях, в тех или иных регионах, теперь становится возможным. Мы уже стали об этом писать. Спрашивается, как мы с новыми технологиями, новой продукцией, новыми возможностями работаем? Учитываем их или не учитываем?

И нам очень важно также, если мы хотим попасть в систему международного разделения труда, очень чётко понимать, что делают другие и что делаем мы? Какая у нас специализация?

Россию учитывают в международной системе организации труда?

О. Алексеев: А мы ещё не очень хорошо себя показали. Но нас, конечно, учитывают, поскольку знают, что у нас есть серьёзный потенциал в сфере энергетики. Так фактически получилось, что сегодня Россия не очень владеет технологиями, которые развивают этот рынок, но есть потенциал. Это значит, что есть ресурсы – финансовые, организационные, которые могли бы быть направлены на то, чтобы отечественные компании, работающие в этой сфере, стали бы высокотехнологичными – Росатом, Роснефть, ЛУКойл, ТНК-БиПи и многие другие. Или, например, компании, которые будут действовать в электрической и тепловой генерации. Это всё крайне важно.

Мы также знаем, что Россия – страна, где более 70 процентов населения живёт в городах. Мы знаем, что жить в них становится всё дороже и дороже.

Всё сложнее и сложнее, в том числе психологически.

О. Алексеев: Но и в мире, как известно, существует тенденция к увеличению доли городского населения. Как только повышается качество жизни, люди начинают перемещаться в города, где больше возможностей для трудоустройства и т.п. Соответственно, мы должны думать и о том, какие технологии придут в города и облегчат жизнь людей, повысят и удержат качество их жизни – с точки зрения экологии, безопасности, издержек, связанных с логистикой, или, по-русски говоря, издержек в связи с перемещениями внутри. Вот в чём наша задача.

Мы хотим жить в тёплых домах и платить за тепло не очень много. Мы хотим жить в хорошо освещённых домах, но платить за электричество не очень много. Хотим дышать свежим воздухом и платить за это столько, сколько нам по силам. Мы хотим, чтобы всё было зелено и т.д.

Все эти вопросы связаны с человеческой жизнью, с представлением людей о качестве жизни. И вот тут и нужны инновации. Потому что с помощью старых технологий мы не решим ничего, потому что старые технологии и создали те проблемы, которые мы сейчас переживаем. Поэтому крайне важный вопрос – международная повестка и наша специализация. И нас, конечно, со стороны видят как людей, которые имеют задел. Это мы зачастую просто так самоуничижительно относимся к себе, что у нас ничего нет. Но всё-таки у нас есть гораздо больше, чем во многих других странах.

И человеческий потенциал, и…

О. Алексеев: Находится он, конечно, не в лучшем состоянии, но, тем не менее, есть у нас какая-то история. И люди в разных странах относятся к нам не только исходя из того, какая у нас политическая система и какие проблемы мы можем решать сегодня, но и по тому, что у нас заложено в культуре и истории.

Окончание беседы с гостем слушайте в звуковом файле программы.

Инновации и качество жизни человека

 

Аудиозапись Олега Алексеева "от первого лица"

www.radiorus.ru