«Летающие» автомобиль, мотоцикл и лаборатория: Иван Косенков — о дронах из «Сколково»

19 июля 2021 г.

В преддверии МАКС-2021 старший проектный менеджер Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий «Сколково» Иван Косенков рассказал sk.ru о значимых продуктах сегмента БПЛА и о том, как они представлены на  отечественных и зарубежных рынках.

 

Как  планируется представлять беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на МАКС-2021?

Основная повестка Фонда сосредоточена на теме аэрологистики, экспонироваться будут тяжелые дроны: Ховер — «летающий автомобиль» — БПЛА, сконструированный по габаритным стандартам автомобилестроения, для многофункционального применения в том числе в пассажирских перевозках, и Аэроксо — «летающий автомобиль» — эргономичный БПЛА типа конвертоплан для создания системы управления на основе адаптивной нейро-нечеткой модели. Ранее этот резидент стал финалистом технологического конкурса от Boeing.

 

Старший проектный менеджер Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий «Сколково» Иван Косенков. Фото: Sk.ru

  

На совместном стенде с Правительством Москвы кроме Ховер и Аэроксо Фонд представляет стартапы АСТРА,  Скайер-ИТ, ЕМЕ-Аэро, Дрон Солюшнс.

 

Каких успехов достигли резиденты «Сколково» в разработке БПЛА вне контекста МАКС? 

В первую очередь стоит отметить ЮВЛ Роботикс, провайдера робототехнических решений в сфере логистики, совсем недавно он получил от «Сколково» грант. Это первая в мире компания, которая предлагает сервис по проведению складской инвентаризации с использованием флота дронов. Решение минимизирует время на процедуру, повышает точность учета и безопасность. Кроме того, у инвентаризационной комиссии заказчика есть возможность просматривать видео в HD- качестве с борта дрона в режиме реального времени. 

Стартап привлек $2 млн инвестиций, в данный момент реализуются пилотные проекты в Омане и в Турции — компания востребована на международном рынке.

Решение для автономной инвентаризации от ЮВЛ Роботикс 

 

На edtech-рынке уверенно выступает резидент Коптер Экспресс Технологии - модульный конструктор, состоящий из беспилотной авиационной системы (БАС) и учебно-методического комплекса на ее основе для школ, колледжей и вузов. Применяется для изучения аэродинамики и конструирования БПЛА, летной и технической эксплуатации БАС, основ электроники и схемотехники, программирования микроконтроллеров. 

 

Резидент Инновационные комплексные системы (торговая марка Фиксар) разрабатывает системы на основе собственных БПЛА с запатентованной аэродинамической схемой, совмещающей вертикальные взлет и посадку, полет на дальние дистанции с возможностью длительного зависания. Профессиональные дроны и ПО применяются для оптимизации процессов в аэрофотосъемке, воздушном лазерном сканировании, мониторинге протяженных объектов, горной выработке, биозащите в сельском хозяйстве и многих других отраслях. Компания заключила контракт в Канаде и будет производить БПЛА для рынка Северной Америки. В апреле 2021 года Фиксар привлек $2 млн в ходе pre-A раунда. Инвестиции позволят компании расширить географию бизнеса. В компанию вложились несколько бизнес-ангелов, в том числе $620 тысяч инвестировали члены российского клуба инвесторов Angelsdeck. По итогам раунда косвенная оценка post-money приблизилась к $12 млн.

  

FIXAR 007 - это автономный БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. Комплекс собирается и готов к вылету всего за три минуты. 

  

Технологии специализированных БПЛА резидентов «Сколково» пользуются спросом на международном рынке. Какова ситуация на российском рынке? Об этом заставляет задуматься недавний резонансный случай на ИННОПРОМЕ-2021 с участием Михаила Мишустина.

Для МЧС, как в приведенном примере, проще закупить «коробочный» дрон DJI, потому что он справляется с поставленными задачами и прост в управлении. Нельзя упрекать спасателей в использовании решения consumer-класс. При этом, нужно понимать, что использование стандартных дронов от DJI таит в себе ряд рисков – это и наличие вшитых в программу зон No Fly, и риски, связанные с информационной безопасностью, ненадежностью канала связи и отсутствием сбоев в системе ориентации, что не столь важно для обычного пользователя, но может быть критично в экстремальной ситуации, связанной с деятельностью МЧС.

Исходя из этого, логично требовать, чтобы МЧС использовало профессиональные дроны, желательно отечественного производства. Важно при этом понимать, что отечественное решение по определению не может стоить дешевле, чем китайское. Плюсом такой ситуации является то, что российские производители будут более мотивированы создавать кастомизированные решения для своих потребителей из госсектора, четко подходящие под их задачи.

«Летающий автомобиль» Ховер — БПЛА, сконструированный по габаритным стандартам автомобилестроения, для многофункционального применения в том числе в пассажирских перевозках на конференции Startup Village 2021 в Сколково. Фото: Sk.ru

 

Сегодня на рынке есть отечественные альтернативы?

В качестве примера можно привести продукт от резидента Курсир, компания производит оборудование для калибровки навигационных приборов в аэропортах. Обычно калибровка проводится с использованием самолета-лаборатории с соответствующей стоимостью за час эксплуатации. Курсир пришел в «Сколково» со следующим запросом: нужен был технологический партнер, который бы сделал для них дрон с возможностью установить на него калибровочное оборудование и у которого не было бы проблемы с зонами No Fly над аэропортами. Им стала компания Цуру Роботикс, изготовившая для Курсира дрон «под ключ». Сейчас Курсир успешно реализует проекты по обслуживанию аэродромов в широкой географии – от России и Белоруссии до Южной Америки. 

  

Ряд резидентов «Сколково» работает с государственными заказчиками. В частности, есть механизмы взаимодействия с ВПК: в рамках комиссии Научно-технического совета регулярно проходят встречи, где анонсируются решения, которые могут быть изготовлены и внедрены для решения узкоспециализированных задач. Как пример приведу компанию Аэроб, которая производит заточенные под  госзаказчика БПЛА самолетного типа для мониторинга наземных объектов. 

   

Возвращаясь к предыдущему вопросу, чтобы в МЧС начали использовать российские дроны, необходима инициатива и субсидированная государством программа, в рамках которой возможен диалог с поставщиками относительно ценовой политики. Важно при этом понимать, что такое отечественное решение по определению не может стоить меньше, чем консьюмерское китайское, хотя бы за счёт «эффекта масштаба» и его закупки и использование должно быть прописано целенаправленно.