Открыт третий сезон Школы стартапов Skolkovo

23 ноября 2020 г.

В Школе стартапов Skolkovo стартовал осенне-зимний сезон. Онлайн-программа, уже третья по счету, продлится один месяц. Она адресована стартап-командам из сфер IT, искусственного интеллекта, VR, промышленных технологий, EdTech и биомедицины, разработки которых находятся на стадии pre-seed и seed

Участниками программы стали около двух десятков команд из разных городов РФ. Особенность этого набора – довольно большое количество стартапов, разработки которых адресованы нефтегазовой индустрии. 

Онлайн-курс завершится Демо-днем, в рамках которого стартапы смогут представить свои проекты инвесторам. 

Участники и организаторы Школы стартапов. Иллюстрация: Sk.ru

«Первая Школа стартапов Skolkovo, прошедшая летом этого года, продемонстрировала свою востребованность и оказала реальную помощь всем участникам, а лучшие проекты Школы нашли своих инвесторов, - отмечал председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. - Среди партнеров Школы стартапов Skolkovo – признанные менторы, успешные инвесторы, топ-менеджеры крупных компаний. Уверен, по итогам мы увидим много ярких, проработанных, востребованных бизнесом проектов». 

Лекцией открытия стал мастер-класс советника Президента Фонда «Сколково» Пекки Вильякайнена. Он поделился со слушателями Школы стартапов Skolkovo некоторыми рецептами создания успешного стартапа. 

Этот процесс известен г-ну Вильякайнену не понаслышке и с разных сторон: финский предприниматель не только стоял у истоков транснациональногоI IT-бизнеса, но и является активным венчурным инвестором. А начинался его профессиональный путь в подростковом возрасте в глухой финской провинции. Первым бизнес-консультантом был его дед, один из основателей Nokia, а первым инвестором – мать Пекки, выкроившая на предпринимательские эксперименты сына некоторую сумму из своей весьма скромной зарплаты медсестры. 

Спустя почти три десятилетия занятий бизнесом Пекка Вильякайнен формулирует три мифа о предпринимательстве, которые надо знать и не повторять тем, кто стремится достичь успеха. Первый звучит так: «Хороший продукт сам себя продает». Это могло быть верно еще 20-30 лет назад, но сейчас ситуация в корне изменилась.

Рекламные и PR-интересы даже такого модного и востребованного продукта, как Tesla, отказавшейся от традиционных способов продвижения, обслуживают сотни специалистов. 

Второй миф лектор сформулировал так: «Я знаю, что делаю, и не нуждаюсь в помощи». Одно из основных качеств хорошего предпринимателя – готовность постоянно учиться и знакомиться с чужим опытом, убежден г-н Вильякайнен. Одни из самых важных учителей для предпринимателя – покупатели его продукта, потребности которых постоянно меняются и эволюционируют. 

Третий путь к провалу – уверенность в том, что можно ориентироваться исключительно на отечественный рынок. Россия – огромная страна, но ее рынок - лишь 2% мировой экономики. 

Большое внимание выступающий уделил правильным отношениям с инвесторами. В России в силу понятных причин существует настороженное отношение к ним. «Инвесторов не надо бояться: они ценный ресурс для развития компании», - отметил П. Вильякайнен. 

П. Вильякайнен: "Я бы покривил душой, если бы сказал, что жизнь предпринимателя легка". Иллюстрация: Sk.ru

Сам он в роли инвестора никогда не вложится в проект: «Я инвестирую не в проект, а в компанию, пусть маленькую и едва начинающую бизнес. Мне интересно быть частью приключения». 

Еще несколько наблюдений советника Президента Фонда «Сколково». Лучшая мотивация для команды стартапа – не деньги, а увлеченность тем, чем она занимается. Кроме того, важно быть активным участником стартап-сообщества, быть открытым, знать, чем занимаются конкуренты. 

Один из вопросов от слушателей Школы стартапов был связан с тем, как найти правильное соотношение между работой и личной жизнью. «Я очень плохой учитель в этом отношении, - признался Пекка Вильякайнен. – У меня ушло 20 лет на то, чтобы выработать такой баланс. Я бы покривил душой, если бы сказал, что жизнь предпринимателя легка».