Открыта экспозиция павильона России на архитектурной биеннале в Венеции.

28 августа 2012 г.

Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фотографии Ю.Тарабариной, 26.08.2012

Дизайн экспозиции российского павильона был секретом вплоть до дня его открытия. В начале августа кураторы Сергей Кузнецов и Сергей Чобан и комиссар павильона Григорий Ревзин рассказали журналистам о том, что планируют показать на биеннале проекты иннограда Сколково, однако загадочно умолчали о том, как именно это будет сделано, поведав только, что экспозиция будет «весьма неожиданной». Теперь секрет раскрыт окончательно и результат доступен для осмотра.

Основная экспозиция павильона построена на QR-кодах (быстро считываемых, quick response, двухмерных штрих-кодах) – квадратных графических картинках, которые сейчас активно используются для зашифровывания любой информации, от номеров железнодорожных билетов до справок об истории московских улиц. Однако в экспозиции павильона эти QR-коды используются отнюдь не привычным образом: из них составлены стены и потолки боковых залов, а в центральном зале – даже купол с оккулюсом. На зеркальный пол тоже нанесены подобия кодов. За панелями стен расположены лампы, которые плавно включаются и выключаются, то обозначая отдельные квадраты, то загораясь целиком – тогда стены начинают светиться мягким светом, и решетка кодов выглядит особенно ажурно.

В остальном залы совершенно пусты, но всем входящим выдают планшеты: ими нужно прицелиться на любой квадратик стены, затем нажать кнопку и посмотреть на планшете информацию об одном из экспонентов выставки. На которой показаны: информация о конкурсе на генплан иннограда, генпланы районов, сделанные их звездными кураторами, а также и результаты недавнего конкурса на жилье квартала Технопарка.

Планшеты прекрасно различают разницу между квадратами и каждый из них выдает информацию о «своем» проекте. Но человеческий глаз разницы между рисунками кодов не улавливает, и поэтому просмотр выставки либо получается несколько хаотическим (какой квадратик попался, тот проект и посмотрели), либо требует недюжинного упрямства: можно, подчиняясь машинной логике, последовательно смотреть квадрат за квадратом. Впрочем, можно посмотреть и с другой стороны: поиск информации превращается в увлекательную игру «найди проект» (архитектор Юрий Григорян на открытии долго, и кажется безуспешно, искал свой собственный).

Сергей Чобан, бюро SPEECH, автор дизайна павильона

 
Но смысл экспозиции, конечно же, не в том, чтобы познакомиться с проектами Сколково – они известны, к тому же входящим дарят значок с QR-кодом, в котором зашифрован адрес специального сайта, сделанного специально для выставки. На сайте все проекты представлены в более привычном виде. Суть же выставки в том, что она показывает будущую архитектуру Сколкова инновационно-цифровым способом, одновременно погружая зрителя в технологичную оболочку, заставляя взаимодействовать с ней посредством технических приспособлений. В кулуарах не раз вспомнили про «Газонокосильщика».

Образ интерьера (дизайн экспозиции сделало бюро SPEECH Чобан&Кузнецов) получился сильным – стоит зайти в павильон только для того, чтобы ощутить эффект сетчатого купольного пространства. Это примерно как оказаться внутри фантастического фильма о космическом корабле, но не современного (где корабли чаще похожи на проекты Захи Хадид), а какой-нибудь фантазии 1970-х или даже скорее 1930-х.

Решение надо признать характерным для бюро SPEECH, не чуждого орнаментам и классическим мотивам. Архитекторы превратили совершенно прикладную форму QR-кода в рапорт геометрического орнамента, в ажурные модули, и построили из этих модулей очень жесткую сетку-схему классического симметричного интерьера с куполом в центре. Таким образом находясь внутри человек оказывается, с одной стороны, окружен работающей интерактивной сетью кодов, своего рода инфо-сферой. С другой стороны, составные части инфосферы трактованы как часть декоративного ковра, который мог бы существовать и вне информационного контекста как простое украшение.

Если куратор биеннале Дэвид Чипперфильд призывает в своем манифесте искать связи и корни – то можно сказать, что в павильоне архитекторов SPEECH найдена связь между современными технологиями и классической формой. Если же говорить о насыщении архитектуры смыслом – то здесь отыскивается, прямо как в манифестах Чипперфильда, несколько слоев помимо основного и уже названного (инновационная оболочка для показа архитектуры иннограда). В частности, хорошо известно, что в древних обществах орнамент был частью ритуала и наделялся магическим смыслом; потом он стал украшением; затем «преступлением». Теперь одну из его разновидностей сделали графическим кодом, то есть наделили вполне определенным цифровым смыслом, хотя он и продолжает оставаться красивым.

Надо сказать, что идея использовать красоту наделенных информационным смыслом точек QR-кода не нова, они встречаются в архитектурных проектах все чаще с тех пор, как эта технология получила распространение. Коды уже использовались как на фасадах (например, N Building в Токио, построенный бюро TERADADESIGN или колл-центр Телетек в Дижоне от MVDRV), так и в интерьерах. Так что SPEECH в данном случае вписались в рамки развивающейся (и вполне актуальной благодаря ее электронности и инновационности) темы. Но пошли дальше: не просто оформили стены кодовой шифровкой, но превратили сам код в оболочку, слепив эту оболочку по архетипическим архитектурным законам – последние компьютером не считаешь, но их может ощутить человек, находясь под сетчатым пантеонообразным куполом павильона, считав культурные паттерны исторической традиции (о которой, к слову, тоже часто напоминает куратор Дэвид Чипперфильд как о важной разновидности common ground-a).

На первом этаже павильона России показана символическая предыстория Сколкова: советские шарашки-наукограды, 37 рассекреченных в 1990-е городов из 62 существовавших. Два зала построены как своего рода черный (изнутри) «ящик», прорезанный светящимися круглыми отверстиями, которые светятся как звезды и отражаются в зеркальном полу. Через отверстия побольше на уровне глаз можно рассматривать увеличенные линзами картинки старых наукоградов и читать объяснения. По словам комиссара павильона Григория Ревзина, зрители в этих залах уподобляются иностранным шпионам послевоенного времени, подглядывающим за советскими строителями атомных подлодок и ракет – наукограды, как известно, занимались в основном оружием. Впрочем, памятники ракетам на зеленоватых картинках за выпуклыми линзами выглядят совсем не страшными, как старые газеты. И как-то не очень чувствуешь себя шпионом, а скорее – начинаешь сопереживать советским ученым с их лупами, кульманами и прочими доисторическими инструментами, вынужденных создавать свои инновации буквально «на коленке». Предполагается, что в Сколкове будет всё не так. Что же, поживем-увидим.


текст: Юлия Тарабарина

Первый этаж экспозиции: советские наукограды

 

Один из наукоградов в круглом окошке

 

 

Комиссар павильона Григорий Ревзин

 

Константин Чернозатонский (бюро Treelev): именно он предложил кураторам идею QR-кодов, которая впоследствии стала основой дизайна павильона бюро SPEECH

 

 

 

 

Архитектор Юрий Григорян

 

Главный редактор журнала Проект Россия Алексей Муратов

 

 

 

  

Источник: archi.ru