Пекка Вильякайнен: «Slush – это крупная международная служба знакомств»

24 ноября 2016 г.

SLUSH, основное технологическое шоу Северной Европы, в этом году станет еще более международным. Устроители рассчитывают на участие в мероприятии, которое пройдет 30 ноября и 1 декабря в Хельсинки, 15-ти тысяч человек. В их числе представители тысяч стартап-компаний и крупных корпораций, сотни венчурных капиталистов (300 инвесторов из Кремниевой долины доставят чартерным бортом Finnair) и журналистов. На SLUSH невозможно чувствовать себя иностранцем, здесь нет русских, финнов или американцев, здесь все - стартаперы, заверил Sk.ru Пекка Вильякайнен, советник Президента Фонда «Сколково»

- Лучшие стартапы континента вновь тянет в финскую столицу в самый темный месяц года. Почему?

- Для меня SLUSH важен не только потому, что я финн, но и потому, что для стартапов из России это самое подходящее место, чтобы протестировать свои идеи, разработки и навыки презентации в присутствии  по-настоящему международной аудитории. Случайных людей там не будет, хотя бы потому, что билет стоит 500 евро. В этом году SLUSH организован не только в Хельсинки, но и в Сингапуре и Пекине, [в финской столице] будет много людей из этих стран. Кроме того – и этого крайне важно – из Сан-Франциско в темный Хельсинки с его мерзкой погодой отправится вместительный самолет, полный американских инвесторов.

Пекка Вильякайнен. Фото: Sk.ru

SLUSH это не то место, куда следует просто ехать в расчете на лучшее. Необходимо проделать большую предварительную работу. Постарайтесь забронировать встречи. Я бы сравнил SLUSH с баром, где можно попробовать приударить за привлекательной женщиной, в нашем случае – инвестором. Это своего рода крупная международная служба знакомств». Знакомств не только с инвесторами, но также с журналистами и представителями большого бизнеса. Крупные технологические компании из Финляндии и других европейских стран отправляют на SLUSH сотрудников своих кадровых служб и подразделений, занимающихся слияниями и поглощениями. Так что здесь возможны самые разнообразные знакомства.

У «Сколково» в этом году удачное место. Наши стартапы расположатся рядом с главной сценой, в большой демонстрационной зоне.  И если по каким-то причинам они останутся незамеченными, то это будет исключительно их вина.

- Какие цели преследуют стартапы, отправляясь на Slush?

 - Кому-то нужен PR, кто-то едет, чтобы найти финансирование, другие – в поисках качественных специалистов. Многие наши  компании планируют начать зарубежные продажи, что предполагает наем иностранных сотрудников. Так что в этом смысле SLUSH это еще и важная хэдхантинговая площадка.

Организаторы называют Slush «северной страной чудес». Фото: Photo: Affe Tavasti / Slush

Также SLUSH – это история про обучение. Обучение тому, как представители самых эффективных компаний презентуют свои разработки, как выводят на рынок новые продукты. Никто не знает единственно верного способа делать это. Поэтому SLUSH  - хорошее место, чтобы научится этим навыкам.

- Сколковские стартапы едут на SLUSH уже не в первый раз, и их присутствие там становится все заметнее. В прошлом году второе место в конкурсе стартапов в Хельсинки заняла компания космического кластера Фонда, Astro Digital. В прошлом месяце сколковский проект Marvelmind был первым на SLUSH в Шанхае. Вы видите у российских стартапов какие-то национальные  особенности? Насколько существенен культурный барьер?

- 4 года назад, когда мы впервые отправились на SLUSH, у нас был там совсем небольшой стенд.  Представители наших компаний сидели в одиночестве и ждали, когда к ним кто-то подойдет и заговорит. Представьте, что вы в баре и пытаетесь с кем-то познакомиться. Разве вы сидите в дальнем углу в ожидании, когда к вам кто-то подойдет? Нет, так дела не делаются. Нужно быть активным все время - и до начала SLUSH, и после окончания. Slush - это  кульминация долгого подготовительного процесса.

Победители прошлогоднего конкурса стартапов получили солидный денежный приз. Фото: Jussi Ratilainen / Slush.

Что касается культурных барьеров, то они исчезают. 4 года назад они были, сейчас их становится меньше. Думаю, свою роль в этом играют мероприятия вроде Startup Village.

Знакомства, обучение и подготовка должны начинаться уже сейчас, а не в самолете в Хельсинки.  Если вы не получите от SLUSH того результата, на который рассчитываете, то это будет в основном ваше упущение.