Победить плагиат легко

22 августа 2012 г.

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ


Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Последний год слышно много разговоров о реформе системы высшего образования. В качестве ориентиров и целей при проведении реформ называются сокращение или укрупнение ВУЗов, завершение перехода на Болонскую систему, динамическое формирование учёных советов, реформа ВАК и т.д. Критики предлагаемых реформ возражают, что ни один из предъявляемых обществу рецептов не только не гарантирует результатов, но даже не даёт шансов улучшить систему - не считая бюрократической отчётности (которая всегда рапортует об успехах реализации программ практически вне зависимости от качественных результатов предлагаемых решений).

В самом деле, как показывает опыт административных реформ на примере укрупнения ВУЗов на примере Южного федуниверситета, большая часть перемен происходит на бумаге. Если же говорить о сокращении числа ВУЗов, то здесь ни у кого нет сомнений, что только коррупционная составляющая подобных мер может быть действительно результативной, так как чётких однозначных критериев, отличающих плохой ВУЗ от хорошего найти практически невозможно за исключением главного и самого сложно измеримого показателя: уровня знаний учащихся.

А что если нацелиться на самые актуальные и жизненные проблемы вроде засилья плагиата, справиться с ним и получить возможность измерить реальный уровень науки и образования по результатам – уровню образования среди аспирантов и студентов, не прибегая к «уравниловке» зубрёжных тестов вроде ЕГЭ? А что если мы сделаем эти измерения открытыми не только для чиновников из минобрнауки, но и для самих студентов, дадим им возможность сверкнуть талантом, произвести впечатление на будущих работодателей и сделать свой вклад в науку ещё на студенческой скамье?

Тогда абитуриенты и их родители смогут выбрать лучшие ВУЗы, в то время как худшие будут с трудом искать халтурщиков и охотников за дипломами - пока за низкий уровень образования их не лишат аккредитации.

Чиновники исходят из того, что способа сделать систему образования прозрачной не существует, но они ошибаются. На помощь русской науке приходят информационно-коммуникационные технологии. Многое уже сказано о том, как интернет меняет мир, разрушает одни бизнесы и возвеличивает другие...

Однако до сих пор речь шла скорее об отдельных прорывах в сфере дистанционного образования - с одной стороны, и в жизни студентов – с другой. Ведь засилье плагиата и рефераты «из Википедии» - это тоже результат влияния информационных технологий. Но если первое говорит о потенциале, то второе скорее показывает глубину нерешённых проблем системы образования, в которой студенты часто сдают чужие работы вместо своих, а на экзамене получают доступ к шпаргалкам, в то время как само образование остаётся далёким от потребностей реальной жизни и не гарантирует трудоустройства по специальности.

Однако те же технологии, которые позволяют студентам мухлевать с отчётностью не хуже чиновников, могут поднять образование на новый уровень. Группа исследователей кафедр новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова разработала предложения по альтернативной стратегии реформы систем ВУЗов, в основе которой заложен инновационный механизм регулирования прав интеллектуальной собственности на учебные и квалификационные работы с помощью механизма свободных лицензий, новые требования к ВУЗам с государственной аккредитацией и публикация учебных работ в сети. По мнению экспертов, работы с этими инструментами достаточно для того, чтобы не только создать условия для коррекции стратегии реформ минобрнауки, но и совершить прорыв в сфере науки и образования, близкий по масштабу к «научной революции» в СССР в семидесятые годы, но с куда более стабильными результатами, дающими надежду на изменение ситуации в науке и её интеграцию в реальную экономику.

Суть предлагаемой стратегии состоит в том, что согласно новым требования к аккредитованным ВУЗам им необходимо будет обеспечить общедоступность всех учебных и курсовых работ учащихся, а также их дипломных и диссертационных исследований. Для этого ВУЗы смогут использовать свободные лицензии (введение которых в оборот ожидается уже в этом году вместе с другими поправками в IV часть ГК) или ограничиться внесением изменений в требования к учащимся ВУЗа (хотя, если честно, ВУЗы могли бы сделать это уже сегодня).

Идея разработчиков альтернативной концепции реформ проста: только доступ к учебным работам студентов университетов и колледжей даст реальное представление об уровне знаний учащихся ВУЗов. Это даёт мотивацию учащимся переходить от плагиата к цитированию, изучению источников и самостоятельной работе (когда все работы находятся в открытом доступе, спрятать передранные куски текста практически невозможно), а доступ кадровиков из частных компаний и государственных структур к учебным работам студентов поможет решить проблему поиска работы для талантливых и настойчивых, позволяя бизнесам и чиновникам подбирать кадры согласно явно выращенным интересам и опытам - даже в 19-20 лет (ведь по работам всё считывается).

Предъявление более чётких критериев к оценке работ (что неизбежно в случае их публичной «засветки») сделает больше для пропаганды и продвижения исследовательской деятельности, чем совещания всех чиновников от образования вместе взятых. И сделает больше для искоренения коррупции в ВУЗах, чем любые другие методы, от «укрупнения» ВУЗов до привлечения силовиков к охране ЕГЭ и расследованию экзаменационных испытаний.

На этом можно было бы остановиться, однако важно понимать, что любые изменения в системе образования должны учитывать трансформацию в сфере научно-исследовательской работы. И хотя в целом, конечно, это тема для отдельной статьи, важно хотя бы в общих чертах представлять себе направление этих изменений, чтобы не бродить в трёх соснах избитых схем, как это происходит последние десять лет.

Но если в образовании в первую очередь речь идёт о воспитании новых качеств личности, ориентированных на новую экономику постиндустриального типа (с акцентом на личную инициативу, потенциал роста и адаптацию к новым ролям и проектам в противовес идеалу фиксированной специализации индустриальной эпохи), то в сфере науки нас ждут не менее впечатляющие перемены, в основе которых стоят всё те же тенденции изменения информационной системы и форматов коммуникации, а также моделей медийного и издательского бизнеса.

Мир науки по-прежнему устроен так, как будто знание труднодоступно в архивах и библиотеках и нуждается в повторениях при каждом удобном случае. Однако так ли это в случае, если любые знания доступны по ссылке на расстоянии одного клика? Посты вместо статей, статьи вместо книг, мемы вместо идей - всё крутится быстрее на фоне сокращения объёмов текстов, однако научная работа по-прежнему предполагает многолетнее «заключение» по переписыванию чужих текстов и идей для того, чтобы корректно представить и защитить свою собственную...

Как могут крупные научные банки собирать публикации учёных бесплатно - но продавать за деньги (и это в эпоху Веб2.0? Почему мнения одного-двух рецензентов достаточно для публикации в научном журнале в эпоху, когда читатели уже стали со-авторами и в обсуждении любой мало-мальски интересной публикации могут участвовать сотни комментаторов?

Детей готовят к будущему старыми методами

Разумеется, перемены не будут ни быстрыми, ни безболезненными. Хуже всего придётся плагиаторам - но не только им тяжело адаптироваться к новым технологиям и реалиям коллективного разума. Как мы видим, государственные институты испытывают колоссальный дефицит идей и понимания новых возможностей. И это в целом совпадает с оценкой качества образования и науки в России по международным рейтингам (где русские ВУЗы держат, похоже, из жалости и уважения к традициям и интеллектуальным «месторождениям» наших широт, на которые по-прежнему предъявляют свои права полугосударственные монополии «больших ВУЗов»).

Однако трудно отделаться от ощущения, что интеллектуальная жизнь в России работает во много раз менее эффективно, чем даже всеми проклинаемая сырьевая экономика страны. Создаётся впечатление, что за последние 20 лет из страны были выкачаны все мозги вместе с «бурильщиками» и «поисковиками». Но без мозгов жить трудно, хотя и можно. Только не надо тогда делать вид, что Россия - это надолго, потому что не только финансирование науки, образования и здравоохранения, даже бюджет армейских разработок без серого вещества нельзя освоить: его можно только распилить.

Неудивительно, что идея создать прозрачные условия для оценки работы ВУЗов и новых научных рейтингов, в которых, помимо учёных с мировым именем, имеющим возможность публикации в труднодоступных иноязычных ресурсах, могли бы принимать участие практически все студенты и аспиранты русскоязычной системы образования в мире, привлекает много сторонников, которые продвигают эту идею независимо друг от друга.

На Форсайте Агентства стратегических инициатив группа, рассматривающая современные традиции развития образования, вполне самостоятельно пришла к выводу о необходимости обеспечения общедоступности учебных и квалификационных работ и создания баз знания, позволяющих строить рейтинги и другие инструменты оценки качества образования и индивидуального вклада в исследовательскую работу.

Во время дискуссии с недавно назначенным заместителем министра образования Игорем Федюкиным он подчеркнул, что в сегодняшних российских ВУЗах студенты часто даже не догадываются, что есть ещё какой-то способ сдачи отчётности, кроме плагиата. Заместитель министра благосклонно отнёсся к идее, попросив представить конкретные предложения. Предложения правительству готово предоставить Агентство стратегических инициатив.

«На неделе мы внесем в правительство несколько предложений, довольно радикальных, не требующих вложений государственных средств и дающих невероятный эффект с точки зрения качества российского образования. Например, вуз не сможет пройти аккредитацию, если его курсовые, дипломные работы, кандидатские, докторские диссертации недоступны в открытом поиске в Интернете», - сообщил журналистам директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков в понедельник, передаёт Интерфакс. По его словам, подобную поисковую систему для государства готов создать российский бизнес на собственные средства.

«Представители бизнеса конкурируют за реализацию этой идеи. Они готовы сделать это бесплатно, взяв за основу лучшие мировые образцы», - отметил Песков. Он заявил, что создание такой системы онлайн-поиска разрушит практику взяточничества, сложившуюся во многих российских вузах: «Вы не можете дать деньги, получить диплом и быть уверены, что об этом не узнают. Резко возрастут требования к качеству образования. В разы вырастет доверие бизнеса к качеству дипломов. Работодатель будет знать, что диплом реальный. Он может зайти в Интернет, набрать фамилию работника и прочитать его курсовую, дипломную работу или кандидатскую и магистерскую диссертацию».

«Мы заинтересованы в том, чтобы в вузах не было плагиата. Единственно возможный механизм - это прозрачность образовательных результатов и их доступность для общественного контроля, чтобы их можно было обжаловать как результаты незаконных конкурсов. Для этого нужна только политическая воля», - подчеркнул Дмитрий Песков.

 

Необходимость реформы системы авторского права, как национальном, так и на международном уровне, — вывод, к которому всё чаще приходят специалисты (юристы, деятели культуры, экономисты и представители контентной индустрии) во всём мире. Сложившаяся в индустриальную эпоху система охраны прав авторов и полностью соответствовавшая способу функционирования индустрии XIX и первой половины XX веков уже не соответствует цифровой эпохе. Принципы охраны прав авторов, сформулированные в основных международных соглашениях — Бернской и Женевской конвенциях и договоре ВОИС об авторском праве, — не могут быть реализованы в полной мере в условиях, когда сам способ производства, распространения, доступа и использования культуры изменились под воздействием цифровых технологий и интернета.

Дмитрий Песков прав в том, что Яндекс и Google, а также соцсеть ВКонтакте наверняка проявят интерес к индексации и организации поиска по учебным работам. Уже существующие системы защиты от плагиата (например, «Антиплагиат» МГУ ) пополнят базы и сделают сдачу чужой работы под видом своей практически невозможной. У меня нет сомнений, что инициативу поддержат и в инновационном центре «Сколково». Один из его вице-президентов, Игорь Дроздов, является идеологом реформы авторского права на международном уровне. Другой, Станислав Наумов, также возглавляет экспертный совет АСИ и поддерживает проект создания базы знаний «Наука 2.0», для реализации которого необходима общедоступность учебных работ.

Однако скорость имплементации инициативы АСИ по искоренению плагиата и её эффективность во многом будут зависеть от того, какие требования к ВУЗам с госаккредитацией примет Минобрнауки и с какой даты ВУЗы обяжут выкладывать работы в сети. Пока что можно предположить, что в 2012 году можно успеть сделать только пилотные программы в ведущих ВУЗах и начать кампанию по правилам цитирования научных работ (чтобы те, кто передирает не все работы, а только избранные места, могли правильно ссылаться на свои источники). А вот в следующем, 2013 году, исключений для ВУЗов быть не должно.

Система электронных библиотек и открытых банков знания – краеугольный камень новой системы науки и образования. Других краеугольных камня три: это социальные сети и приложения, позволяющие сохранять и сдавать учебные работы, их коллективно рецензировать и реферировать (2), связанные с ними порядки зачета публикаций и вычисления индекса цитирования (3), а также принцип общедоступности работ, представленных для оценки, получения специальности, квалификации или степени, что убьет плагиат (4).
 

Именно Игорю Федюкину, по всей видимости, нужно будет разработать правила, по которым русская наука сможет развиваться в XXI веке. Общедоступность учебных работ - это первый шаг к победе над невежеством и систематическим обманом, благодаря которым наука сможет снова окрепнуть. И тогда вместо нашумевших сомнительных случаев защиты диссертаций на основе дипломных работ студентов факультета журналистики МГУ мы сможем наблюдать, как благодаря правильно оформленным цитатам рейтинги студентов ведущих ВУЗов растут, отражая их реальный вклад в формирование научных школ новой эпохи. Благо, вносимые в ГК изменения, легализующие свободные лицензии, дают инструмент, позволяющий сохранить авторские права при обеспечении доступа к материалам (а исследования из Физтеха под грифом «Секретно» выгладывать не обязательно).

В конечном счёте, электронные системы для научной работы радикально изменят то, как устроена исследовательская и преподавательская работа во всём мире, серьёзно меняя структуру научно-издательского сектора, сформировавшегося ещё в эпоху бумажных журналов. Мы движемся к эпохе коллективного разума, в основе которого – организация познавательных процессов человечества на электронной платформе с помощью архивов, библиотек, банков знания… Но для того, чтобы у людей проснулся интерес к источникам и самостоятельному анализу, «лёгкий путь» в учёбе должен быть заблокирован.

Благодаря решительному заявлению АСИ и консенсусу экспертов я могу уже сегодня дать хороший совет всем студентам: не списывайте. Рано или поздно, похоже, вас обязательно выведет на чистую воду система машинного поиска, и тогда позора не оберётесь!

 

Источник: chaskor.ru

Поделиться