Призыв в "инженерный спецназ"

2 ноября 2016 г.

В технопарке "Сколково" 26 октября состоялась дискуссия "Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам"


Фото: Sk.ru.

 

Инженеры по диплому

Обсуждение было проведено в шоу-руме "Роснано" в рамках Московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации". Организаторами выступили Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ).

В дискуссии участвовали: генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко, проректор СПбПУ по перспективным проектам Алексей Боровков, директор Института передовых производственных технологий СПбПУ Андрей Фалалеев, заместитель генерального директора компании "Росэлектроника" Арсений Брыкин, директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов Александр Гордеев, директор Инноцентра Тверского государственного университета Анна Мальцева, директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Дмитрий Иванов.

Задачей было выяснить, какими знаниями и компетенциями должны сегодня обладать выпускники вузов, чтобы создавать конкурентоспособную продукцию - с учетом процесса глобализации рынков. Участники встречи также обсудили, каким образом инженерные конкурсы стимулируют научно-техническое творчество студентов и становятся инструментом взаимодействия вузов и предприятий.

Одна из проблем до боли знакома большинству и выпускников отечественных вузов, и работодателей: проучившись 4-6 лет и получив диплом инженера, молодой человек не понимает, где он мог бы работать по указанной в документе специальности. Выпуск невостребованных специалистов, с одной стороны, и дефицит кадров нужной квалификации - с другой, - вот дисбаланс, давно требующий исправления.

"Ежегодно выпускается 250 тыс. инженеров, из которых 50 тыс. находят работу на высокотехнологичных предприятиях, а остальные вроде и не нужны", - описал ситуацию проректор СПбПУ по перспективным проектам Алексей Боровков. Одна из главных причин дисбаланса, по наблюдениям эксперта, - в отрыве преподавателей от реальной производственной практики: основную массу инженеров сейчас готовят люди, которые работали на предприятиях 15-20 лет назад, их представления о технологиях устарели. В итоге, несмотря на стремление государства поднять престиж технического образования, популярность инженерных специальностей по-прежнему низка.

Инженер в современных условиях, чтобы добиться успеха в реализации технологических проектов, должен обладать навыками бизнесмена, руководителя. Однако в вузах ситуация с соответствующими дисциплинами еще хуже, чем с техническими.

"Чтобы осуществлять прорывные проекты, помимо элементарных инженерных знаний, нужны навыки психологического, управленческого, предпринимательского свойства, которые зачастую даются студентам чисто формально", - комментирует генеральный директор ФИОП Андрей Свинаренко. Преподаватели, освещающие вопросы маркетинга, менеджмента, экономических основ проектов, часто не способны на большее, чем просто пересказывать учебник.

Вместе с работодателем

По оценкам Алексея Боровкова, только 10% всех выпускаемых в России инженеров смогут участвовать в создании новых высокотехнологичных продуктов. "Эту элиту можно готовить только в магистратуре по реальным заданиям НИОКР, которые они будут выполнять вместе с опытными инженерами", -  считает Алексей Боровков.

Но как наладить взаимодействие вуза и производства?

Участники дискуссии полагают, что компаниям интересно привлекать к работе студентов, аспирантов и их преподавателей только в тех случаях, если вуз предлагает внедрение собственной технологии. В иных ситуациях внедрять новые технологии удобнее совместно со специалистами компаний - поставщиков оборудования или программного обеспечения.

"Вуз в одиночку качественных специалистов подготовить не сможет. Дают неплохой уровень базовых знаний, но не профессиональных компетенций, - констатировал исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов (ВИК) Александр Гордеев. - Предприятиям необходимо входить в образовательные контуры. Это должно быть массовым явлением, это требование рынка. Но вузы со своей стороны тоже не очень готовы к такой работе с предприятиями, поскольку у них уже сложилась своя модель ведения образовательной деятельности. Выход, как мне видится, в развитии дополнительного научно-технического творчества".

По его мнению, мостом между вузами и промышленностью могут стать клубы научно-технического творчества, совместные программы вузов с предприятиями, конкурсы исследовательских проектов, в том числе и ВИК.

"Но проблема в том, что все эти конкурсы являются дополнительными, они не встроены в образовательный процесс. У предприятий же конкурсы, например ВИК, проходят по линии департамента HR, а хотелось бы, чтобы они шли по линии департамента развития. Чем быстрее эти инструменты, которые сейчас являются необязательными, мы впишем в образовательные контуры, тем быстрее мы найдем тот формат, который выведет предприятия на нормальное сотрудничество с вузами", - говорит Александр Гордеев.

Заместитель гендиректора "Росэлектроники" Арсений Брыкин отмечает, что решать проблему можно начинать еще с уровня школ, с помощью инженерных олимпиад: отобрав лучших абитуриентов, дать им возможность обучиться и получить гарантированное рабочее место в этих же регионах.

Конкурсное решение

По словам Алексея Боровкова, для подготовки и отбора инженерной элиты, как он выразился, "инженерного спецназа", должна быть создана система площадок для взаимодействия индустрии и вузов. Одной из таких эффективных площадок может быть ВИК. "Конкурс в вузе - просто часть образовательного процесса, - отмечает Алексей Боровков. - А когда конкурсом управляют корпорации, он становится площадкой для связи. Компании дают реальные темы и кейсы. Преподаватели вуза выступают в качестве жюри. В итоге появляются актуальные темы выпускных, магистерских работ и, может быть, даже диссертаций. Обязательным условием является партнерство корпораций. В этом году партнером ВИК является Фонд инфраструктурных и образовательных программ. В прошлом году это был "Росатом". Конкурс - публичное мероприятие с публичными результатами. Таким образом, ВИК становится организацией системного взаимодействия вуза и индустрии".

Директор Института передовых производственных технологий СПбПУ Андрей Фалалеев отметил, что именно благодаря конкурсам у студентов появляются связанные с реальной практикой темы выпускных работ и магистерских диссертаций. И здесь ответственность за правильную постановку задачи - темы из будущего - ложится на корпорации.

Когда-то из-за дефицита кадров предприятия шли по пути создания корпоративных университетов, оставляя вузам заниматься темами "из прошлого". Сегодня инженерные конкурсы, в частности ВИК, способны стать площадкой для взаимного обогащения индустрии и образования, благодаря чему в России действительно появится поколение специалистов, способных создавать самые продвинутые технологии.

  
 
Источник: ТАСС