Программа Skolkovo Softlanding уже привлекла в Россию стартапы с трех континентов

16 декабря 2021 г.

Программа по привлечению зарубежных стартапов в Россию Skolkovo Softlanding действует уже три года. За это время ей пришлось кардинально изменить формат, перейдя полностью в онлайн. Несмотря на это, интерес к программе со стороны иностранных компаний не уменьшился. О результатах Skolkovo Softlanding рассказывает руководитель направления по привлечению иностранных стартапов Фонда «Сколково» Дарья Шунина.

 

— Мы запустили программу Skolkovo Softlanding в 2019 году, когда осознали, что среди зарубежных стартапов есть высокий спрос на развитие бизнеса в России. Но основным препятствием для них было отсутствие знаний о том, с чего начинать свою деятельность в нашей стране. Цель Skolkovo Softlanding — облегчить иностранным стартапам выход на российский рынок. Такие компании сегодня делятся на две основные группы. Первая — это стартапы, которым на данном этапе интересно узнать как можно больше об условиях ведения бизнеса в России, скажем так, познакомиться с правилами игры. Вторая группа — компании, находящиеся в высокой стадии готовности, имеющие четкую стратегию выхода на новый рынок.

 

 Руководитель направления по привлечению иностранных стартапов Фонда «Сколково» Дарья Шунина.

 

Из каких стран за эти три года было больше всего заявок?

— У нас нет приоритета относительно конкретных стран. За все это время к нам поступило более 200 заявок из 50 государств. При запуске программы мы ожидали, что большинство стартапов будет из Китая и стран СНГ, но по факту все оказалось иначе. Сейчас можно выделить три основных региона, откуда к нам поступают заявки. Это Европа (наиболее часто стартапы представляют Германию, Италию и Швейцарию), Азия, где основной поток идет из Индии, и Ближний Восток с Катаром в качестве самого активного игрока.

 

Какие сферы представляют стартапы, участвующие в программе?

— Мы их делим на четыре кластера, которые выделены в Фонде «Сколково». Больше всего заявок из ИТ. На втором месте — биомедицинские технологии, что нас удивляет. Это достаточно тяжелая сфера в России в части регулирования и законодательного процесса. Тем не менее зарубежные компании хотят в ней развиваться. Далее идут энерготех и промтех.

 

Какие основные этапы в рамках программы проходят стартапы?

— Наша программа разделилась на периоды до и во время пандемии. До того как страны начали закрываться из-за распространения вируса, Skolkovo Softlanding проходила полностью в офлайн-формате. Мы старались объединить программу с одним из крупных мероприятий, например Startup Village или Форумом «Открытые инновации». Тем самым компании получали дополнительную возможность доступа к большому мероприятию с множеством новых контактов.

Сейчас мы полностью перешли в онлайн. Программа длится неделю. Мы стараемся сделать ее максимально информативной, но в то же время короткой, так как от длинных онлайн-сессий многие участники устают. Как правило, со стартапами мы проводим 2-3 часа в день.

Первые три дня отводятся под образовательные сессии. Здесь мы даем обзор российского рынка и законодательства, рассказываем, как правильно открыть юридическое лицо в нашей стране, делимся практическими советами по поиску команды, получению рабочей визы… Самыми популярными вопросами от стартапов на этом этапе являются налоговые аспекты и процессы оформления рабочих документов.

Далее — в течение следующих двух дней — проводятся питч-сессии. Мы приглашаем экспертов из кластеров «Сколково», менторов, представителей корпораций, Skolkovo Ventures, инвесторов. Сессии проводим в формате «один на один» — мы поняли, что так более продуктивно для обеих сторон. Участники обсуждают представленные проекты и планы стартапов по выходу на российский рынок. Все компании получают от нас обратную связь. А по результатам недели стартапам выдаются сертификаты об участии в Skolkovo Softlanding.

Мы не накладываем обязательств на компании по дальнейшему сотрудничеству с Фондом. Например, стартапы могут заявить, что все отлично, но пока у них нет готовности выходить на российский рынок. Они присмотрелись и поняли, что это возможно. С теми компаниями, кто готов начать свой бизнес в России, мы продолжаем работу — помогаем подать заявку на статус резидента «Сколково» и начать свой путь.

 

Какое количество компаний, прошедших Skolkovo Softlanding, уже решило выходить на российский рынок?

— Конечно, из 200 компаний, которые уже завершили программу, не все стали резидентами. Изначально мы рассчитывали на результат в 10% от всего количества участников, так как понимаем, что российский рынок достаточно специфичен для зарубежных стартапов. Но результата оказался чуть выше. Сейчас около 30 компаний готовят заявки на статус резидента «Сколково» и открытие своего бизнеса в России. Уже восемь стартапов, завершивших программу, успешно прошли предварительную экспертизу, шесть из них стали резидентами «Сколково». Это компании из Китая, Южной Кореи, Израиля, Финляндии, Германии и Италии, представляющие все четыре кластера.

Ждем, что в ближайшее время к нам присоединятся еще около 20 компаний — из-за пандемии и трудностей приезда в страну сроки подготовки заявок затягиваются.

Вообще, самое сложное для зарубежных стартапов — это пройти экспертизу «Сколково», которую даже российским компаниям не удается завершить с первого раза, и открыть юридическое лицо, для чего как минимум один раз надо лично приехать в Россию для подписания документов. Надеемся, что с постепенным возобновлением транспортного сообщения со многими странами этот процесс ускорится.

 

Какие впечатления у зарубежных стартапов от программы и в целом от того, что они узнают о России?

— Все компании получают массу положительных эмоций. Конечно, по-прежнему существует множество стереотипов о нашей стране, которые разбиваются после приезда сюда. Например, некоторые не были в Москве 10-15 лет, и когда они возвращаются сейчас в столицу, то находятся в полном восторге от того, как все изменилось. Стартапы восхищаются инфраструктурой, цифровизацией большинства сервисов, открытостью и добротой людей.

Есть и определенные минусы, которые отмечают зарубежные компании. Из основного — не все говорят на английском языке. Если, например, в ИТ проблем с этим нет, то в сфере сельского хозяйства не всегда можно найти англоязычного спикера. К тому же не в каждой команде есть русскоговорящий человек, и, чтобы облегчить свой путь на российский рынок, стартапы сразу пытаются его найти. Отдельно мы получаем обратную связь по бюрократическим аспектам — они сильно отличаются от того, к чему привыкли компании в других странах. Здесь вопрос именно во времени адаптации к местным реалиям.

 

Почему компании хотят выйти в Россию?

— В первую очередь, для стартапов — это масштабирование своего бизнеса. Во-вторых, Россия — развивающийся рынок, а значит — неосвоенные ниши и дополнительные возможности. Поэтому есть шанс внедрить новую технологию, что многих привлекает. Если сравнивать население нашей страны и европейских государств, то сам рынок достаточно большой. Часто Россию выбирают те компании, в которых есть русскоговорящие сотрудники или СЕО. Они понимают, что им будет проще здесь развиваться, чем в некоторых других странах. Кроме того, Россию воспринимают как стартовую платформу для выхода на более широкий рынок стран СНГ.

Россия достаточно хорошо смотрится в различных мировых рейтингах. Так, в 2019 году мы были на 28-м месте в рейтинге Doing Business Всемирного банка. В 2020 году Россия заняла 23-е место в списке лучших стран мира по версии US News & World Report. В топ-100 самых динамично развивающихся экосистем мы на 20-м месте, у нас очень неплохая база для развития инноваций. В частности, есть огромное количество программ поддержки — не только «Сколково», но и большое число государственных грантов, конкурсов, институтов развития. Что касается «Сколково», то стартапы особенно привлекают налоговые и таможенные льготы.

 

Вы уже отметили, что развитие программы разделилось на два периода. А как еще сказалась пандемия на вашей работе по привлечению стартапов?

— Несомненно, офлайн всегда лучше, так как есть личный контакт. За время программы у нас было четыре набора в офлайне, и до сих пор с этими участниками мы в очень хороших и теплых отношениях. Если говорить про онлайн, то, несмотря на определенные трудности при переходе на этот формат, в результате мы извлекли множество плюсов. Онлайн позволил привлекать еще больше компаний, а делать это стало значительно проще и легче. Например, стартапам не надо нести дополнительных расходов для приезда в Россию, отсутствует визовый фактор, они более мобильны во времени. Экспертам стало тоже легче — можно подключаться к сессиям из офиса или дома, не затрачивая время на дорогу в «Сколково». В целом онлайн дает положительную динамику.

 

Нет боязни, что, развивая софтлендинг, вы привлекаете в нашу страну конкурентов для российских компаний?

— Такого опасения нет. Во-первых, это приток новых идей и талантов — расширяется интеллектуальный капитал. Во-вторых, у зарубежных компаний в кооперации с нашими резидентами возникают новые проекты. В-третьих, успех порождает успех, общение с теми, кто активно развивается, дает возможность самому становиться лучше. Как говорится, «если тебя никто не догоняет, значит, ты отстал». В-четвертых, это расширение международного сотрудничества. И самое главное — продвижение бренда «Сколково» и России в мире. 

Поисковые теги
Поделиться