Программа Skolkovo Softlanding уже привлекла в Россию стартапы с трех континентов

16 декабря 2021 г.

Программа по привлечению зарубежных стартапов в Россию Skolkovo Softlanding действует уже три года. За это время ей пришлось кардинально изменить формат, перейдя полностью в онлайн. Несмотря на это, интерес к программе со стороны иностранных компаний не уменьшился. О результатах Skolkovo Softlanding рассказывает руководитель направления по привлечению иностранных стартапов Фонда «Сколково» Дарья Шунина.

 

— Мы запустили программу Skolkovo Softlanding в 2019 году, когда осознали, что среди зарубежных стартапов есть высокий спрос на развитие бизнеса в России. Но основным препятствием для них было отсутствие знаний о том, с чего начинать свою деятельность в нашей стране. Цель Skolkovo Softlanding — облегчить иностранным стартапам выход на российский рынок. Такие компании сегодня делятся на две основные группы. Первая — это стартапы, которым на данном этапе интересно узнать как можно больше об условиях ведения бизнеса в России, скажем так, познакомиться с правилами игры. Вторая группа — компании, находящиеся в высокой стадии готовности, имеющие четкую стратегию выхода на новый рынок.

 

214612864_4363536217002378_1877483451558426704_n.jpg

 Руководитель направления по привлечению иностранных стартапов Фонда «Сколково» Дарья Шунина.

 

Из каких стран за эти три года было больше всего заявок?

— У нас нет приоритета относительно конкретных стран. За все это время к нам поступило более 200 заявок из 50 государств. При запуске программы мы ожидали, что большинство стартапов будет из Китая и стран СНГ, но по факту все оказалось иначе. Сейчас можно выделить три основных региона, откуда к нам поступают заявки. Это Европа (наиболее часто стартапы представляют Германию, Италию и Швейцарию), Азия, где основной поток идет из Индии, и Ближний Восток с Катаром в качестве самого активного игрока.

 

Какие сферы представляют стартапы, участвующие в программе?

— Мы их делим на четыре кластера, которые выделены в Фонде «Сколково». Больше всего заявок из ИТ. На втором месте — биомедицинские технологии, что нас удивляет. Это достаточно тяжелая сфера в России в части регулирования и законодательного процесса. Тем не менее зарубежные компании хотят в ней развиваться. Далее идут энерготех и промтех.

 

Какие основные этапы в рамках программы проходят стартапы?

— Наша программа разделилась на периоды до и во время пандемии. До того как страны начали закрываться из-за распространения вируса, Skolkovo Softlanding проходила полностью в офлайн-формате. Мы старались объединить программу с одним из крупных мероприятий, например Startup Village или Форумом «Открытые инновации». Тем самым компании получали дополнительную возможность доступа к большому мероприятию с множеством новых контактов.

Сейчас мы полностью перешли в онлайн. Программа длится неделю. Мы стараемся сделать ее максимально информативной, но в то же время короткой, так как от длинных онлайн-сессий многие участники устают. Как правило, со стартапами мы проводим 2-3 часа в день.

Первые три дня отводятся под образовательные сессии. Здесь мы даем обзор российского рынка и законодательства, рассказываем, как правильно открыть юридическое лицо в нашей стране, делимся практическими советами по поиску команды, получению рабочей визы… Самыми популярными вопросами от стартапов на этом этапе являются налоговые аспекты и процессы оформления рабочих документов.

Далее — в течение следующих двух дней — проводятся питч-сессии. Мы приглашаем экспертов из кластеров «Сколково», менторов, представителей корпораций, Skolkovo Ventures, инвесторов. Сессии проводим в формате «один на один» — мы поняли, что так более продуктивно для обеих сторон. Участники обсуждают представленные проекты и планы стартапов по выходу на российский рынок. Все компании получают от нас обратную связь. А по результатам недели стартапам выдаются сертификаты об участии в Skolkovo Softlanding.

Мы не накладываем обязательств на компании по дальнейшему сотрудничеству с Фондом. Например, стартапы могут заявить, что все отлично, но пока у них нет готовности выходить на российский рынок. Они присмотрелись и поняли, что это возможно. С теми компаниями, кто готов начать свой бизнес в России, мы продолжаем работу — помогаем подать заявку на статус резидента «Сколково» и начать свой путь.

 

Какое количество компаний, прошедших Skolkovo Softlanding, уже решило выходить на российский рынок?

— Конечно, из 200 компаний, которые уже завершили программу, не все стали резидентами. Изначально мы рассчитывали на результат в 10% от всего количества участников, так как понимаем, что российский рынок достаточно специфичен для зарубежных стартапов. Но результата оказался чуть выше. Сейчас около 30 компаний готовят заявки на статус резидента «Сколково» и открытие своего бизнеса в России. Уже восемь стартапов, завершивших программу, успешно прошли предварительную экспертизу, шесть из них стали резидентами «Сколково». Это компании из Китая, Южной Кореи, Израиля, Финляндии, Германии и Италии, представляющие все четыре кластера.

Ждем, что в ближайшее время к нам присоединятся еще около 20 компаний — из-за пандемии и трудностей приезда в страну сроки подготовки заявок затягиваются.

Вообще, самое сложное для зарубежных стартапов — это пройти экспертизу «Сколково», которую даже российским компаниям не удается завершить с первого раза, и открыть юридическое лицо, для чего как минимум один раз надо лично приехать в Россию для подписания документов. Надеемся, что с постепенным возобновлением транспортного сообщения со многими странами этот процесс ускорится.

 

Какие впечатления у зарубежных стартапов от программы и в целом от того, что они узнают о России?

— Все компании получают массу положительных эмоций. Конечно, по-прежнему существует множество стереотипов о нашей стране, которые разбиваются после приезда сюда. Например, некоторые не были в Москве 10-15 лет, и когда они возвращаются сейчас в столицу, то находятся в полном восторге от того, как все изменилось. Стартапы восхищаются инфраструктурой, цифровизацией большинства сервисов, открытостью и добротой людей.

Есть и определенные минусы, которые отмечают зарубежные компании. Из основного — не все говорят на английском языке. Если, например, в ИТ проблем с этим нет, то в сфере сельского хозяйства не всегда можно найти англоязычного спикера. К тому же не в каждой команде есть русскоговорящий человек, и, чтобы облегчить свой путь на российский рынок, стартапы сразу пытаются его найти. Отдельно мы получаем обратную связь по бюрократическим аспектам — они сильно отличаются от того, к чему привыкли компании в других странах. Здесь вопрос именно во времени адаптации к местным реалиям.

 

Почему компании хотят выйти в Россию?

— В первую очередь, для стартапов — это масштабирование своего бизнеса. Во-вторых, Россия — развивающийся рынок, а значит — неосвоенные ниши и дополнительные возможности. Поэтому есть шанс внедрить новую технологию, что многих привлекает. Если сравнивать население нашей страны и европейских государств, то сам рынок достаточно большой. Часто Россию выбирают те компании, в которых есть русскоговорящие сотрудники или СЕО. Они понимают, что им будет проще здесь развиваться, чем в некоторых других странах. Кроме того, Россию воспринимают как стартовую платформу для выхода на более широкий рынок стран СНГ.

Россия достаточно хорошо смотрится в различных мировых рейтингах. Так, в 2019 году мы были на 28-м месте в рейтинге Doing Business Всемирного банка. В 2020 году Россия заняла 23-е место в списке лучших стран мира по версии US News & World Report. В топ-100 самых динамично развивающихся экосистем мы на 20-м месте, у нас очень неплохая база для развития инноваций. В частности, есть огромное количество программ поддержки — не только «Сколково», но и большое число государственных грантов, конкурсов, институтов развития. Что касается «Сколково», то стартапы особенно привлекают налоговые и таможенные льготы.

 

Вы уже отметили, что развитие программы разделилось на два периода. А как еще сказалась пандемия на вашей работе по привлечению стартапов?

— Несомненно, офлайн всегда лучше, так как есть личный контакт. За время программы у нас было четыре набора в офлайне, и до сих пор с этими участниками мы в очень хороших и теплых отношениях. Если говорить про онлайн, то, несмотря на определенные трудности при переходе на этот формат, в результате мы извлекли множество плюсов. Онлайн позволил привлекать еще больше компаний, а делать это стало значительно проще и легче. Например, стартапам не надо нести дополнительных расходов для приезда в Россию, отсутствует визовый фактор, они более мобильны во времени. Экспертам стало тоже легче — можно подключаться к сессиям из офиса или дома, не затрачивая время на дорогу в «Сколково». В целом онлайн дает положительную динамику.

 

Нет боязни, что, развивая софтлендинг, вы привлекаете в нашу страну конкурентов для российских компаний?

— Такого опасения нет. Во-первых, это приток новых идей и талантов — расширяется интеллектуальный капитал. Во-вторых, у зарубежных компаний в кооперации с нашими резидентами возникают новые проекты. В-третьих, успех порождает успех, общение с теми, кто активно развивается, дает возможность самому становиться лучше. Как говорится, «если тебя никто не догоняет, значит, ты отстал». В-четвертых, это расширение международного сотрудничества. И самое главное — продвижение бренда «Сколково» и России в мире. 

Поисковые теги
Поделиться