Public art в Сколково: проект на вырост

21 декабря 2016 г.

Между созданием первого вертолета Сикорского в 1909 году и первым полетом опытного образца вертолета Сикорского VS-300 прошло ровно 20 лет. Полет осуществлялся на привязи в нескольких метрах от земли. 13 мая 1940 года Игорь Сикорский впервые поднялся в воздух без привязи.

Между возникновением Фонда «Сколково» и появлением на улице одноименного иннограда улицы Сикорского прошло менее шести лет. Еще раньше «взлетел» проект public art «Сколково», одним из символов которого сегодня является арт-объект дизайнера Игоря Гуровича, вдохновленный контурами первого вертолета Сикорского.

Арт-объект Игоря Гуровича вдохновлен первым вертолетом Сикорского. Фото: Sk.ru

«Вместо того чтобы просто размещать таблички с названием улицы,  появилась мысль взять один из первых объектов Игоря Сикорского, и когда мы на них посмотрели, стало очевидно, что они и есть классический public art, - сказал Sk.ru автор идеи старший вице-президент Фонда Александр Чернов. - Известный дизайнер Гурович воплотил эту идею в жизнь».

На исходе 2016 года Сколково, начинавшийся в буквальном смысле слово в открытом поле, превратился в небольшой город, констатировал на итоговом заседании Попечительского совета Фонда премьер-министр Дмитрий Медведев:  «Сегодня создана базовая инфраструктура, проложены инженерные сети. Открылся крупнейший в нашем регионе технопарк. Строится здание университета науки и технологий, исследовательские лаборатории для партнёров фонда. По сути, возник небольшой город», - заметил глава кабинета министров.

Public art, или искусство общественных пространств, существует в любом современном городе, в той или иной мере выражая его концепцию. Необычность этого проекта в Сколково заключается в том, что арт-объекты растут на стройплощадке вместе и одновременно с самим инноградом. О том, как и почему это происходит, Sk.ru беседовал с руководителем проекта «Культура» Еленой Пантелеевой.

Елена Пантелеева. Фото из личного альбома.

Культурный код

Бильбао до недавнего времени был просто большим провинциальным городом в Испании – до тех пор, пока американский архитектор Фрэнк Гери не построил там впечатляющее здание филиала Музея Гуггенхайма. Бильбао стал международной туристической Меккой и одним из наиболее посещаемых городов страны. Более того, сам город преобразился, чтобы соответствовать своему новому символу: обзавелся современной архитектурой и метро.

Преображение Бильбао – возможно, один из наиболее ярких примеров того, как современное искусство способно менять городскую среду. В случае со Сколково архитектурный облик города выражал его идею еще до того, как в чистом поле появился Гиперкуб, первое здание иннограда: в 2012 году градостроительный проект был удостоен приза Международной архитектурной биеннале в Венеции.

Сегодня архитектурной доминантой города является крупнейшее в Восточной Европе здание Технопарка «Сколково» (проект французского архитектора Жана Пистра); достраивается кампус Сколтеха – детище швейцарской мастерской Herzog & de Meuron; Сбербанк возводит гигантское здание своего технопарка по проекту Захи Хадид.

Памятник Юрию Гагарину работы Юрия Чернова.Фото: Sk.ru

Бюджеты арт-объектов Сколково не могут тягаться с архитектурными, но инноград привлекает самых известных отечественных художников и скульпторов, говорит Елена Пантелеева.

«Поскольку мы не просто город, а инновационный город, нам необходимо подчеркнуть эту уникальность и на визуальном, и на средовом уровне, - говорит она. - Чтобы люди, которые сюда приезжают, пока они еще не зашли в лабораторию, пока не дошли до офиса, понимали, что находятся в каком-то передовом месте, где рождаются новые идеи; это место прогресса, место удивительных людей и удивительных идей».

О связи архитектурного облика Сколково и искусства общественных пространств говорит и Александр Чернов: «Для города любого масштаба public art – знаковая составляющая: не только архитектура, но и то, что связывает эту архитектуру маленькими цепочками, крючочками и формирует отношение к пространству. Это все направлено на создание атмосферы и питает желание находиться в этом городе, в том числе, после окончания рабочего дня; привозить сюда семьи».

Прежде всего, это творческая атмосфера, добавляет Елена Пантелеева, подчеркивая, что  программа public art работает на то, чтобы высветить главное в деятельности «Сколково». Иногда это происходит напрямую, как в случае с проектом «Знаки и значения» перед входом в офисный центр «Технопарк» в квартале Менделеева. Цвет каждой из фигур соответствует цвету одного из пяти кластеров Фонда, а сами фигуры символизируют главные технологические форсайты «Сколково».

Арт-объекты в Сколково также участвуют в основных событиях города, дополняя их и помогая организовывать пространство. Культурная программа форума «Открытые инновации» вышла за границы Большого Технопарка, где проходило мероприятие, и вылилась в «Малевич фест». Неслучайно перед входом в Тенхнопарк появился паблик-арт объект «Шифр Малевича» Антона Орловского, который не только цитировал известные композиции художника, но и оставлял возможность зрителю самостоятельно ставить творческие эксперименты.

«Шифр Малевича» Антона Орловского. Фото: Sk.ru

В других случаях арт-объекты сами организуют события, как случилось под конец года, когда в парке Сколково появилась спиралевидная оптико-кинетическая скульптура Татьяны Луданик «Изоритм». По этому случаю Елена Пантелеева придумала проект «Практика смыслов».

«Мне кажется, что очень важно сопровождать программу public art какой-то просветительской историей, в том числе, приглашать профессионалов, которые на междисциплинарном уровне рассказывают о взаимодействии креативных индустрий, художников и дизайнеров с технологическим, инженерным сознанием, - говорит Елена Пантелеева. – В рамках проекта «Практика смыслов», например, прошла лекция «Свойства и смысл натуральных и цифровых поверхностей»; художник рассказывал, как он работает с материалами, и его практика были полезны тем, кто пришел в этот вечер, потому что инженеры и технологические предприниматели тоже работают с материалами, но у них другие навыки и опыт, и вот сочетание этих опытов дает удивительную синергию, ради которой, собственно, все это и совершается».

Спиралевидная оптико-кинетическая скульптура Татьяны Луданик «Изоритм»

«Каждая форма есть мир»

Одно из зданий иннограда рядом с Центром «Боинга» превратилось в арт-объект после того, как оно было расписано в стиле русского авангарда по эскизу дизайнера Игорь Гуровича. Проект называется «Первые» и составлен из цитат Маяковского, Малевича и Эйнштейна – первооткрывателей, каждый в своей области. Между зданием и Центром «Боинга» разбит сквер Гагарина. Фоном для  скульптурной композиции - памятника первому космонавту и спускаемого космического аппарата - являются слова Казимира Малевича: «Каждая форма есть мир».


По мнению Елены Пантелеевой, памятник работы скульптора Юрия Чернова «уютно вписался» в пионерскую атмосферу первооткрывателей, каковыми в своих областях были и Малевич, и Гагарин, и Маяковский, и Эйнштейн. Центр «Боинг» и «Ренова-Лаб» вполне комфортно ощущают себя в этой атмосфере.

«Вавилонский водопровод»  Дмитрия ::vtol:: Морозова. Фото: Sk.ru

Игорь Гурович – не единственный звездный художник, создающий свои миры в Сколково. Из других заметных арт-объектов Елена Пантелеева выделяет работу «Вавилонский водопровод»  Дмитрия ::vtol:: Морозова. Руководителя проекта «Культура» Фонда не смущает, что объект вызывает неоднозначное отношение сотрудников «Сколково», которые прозвали его «памятником процессу принятия решений в Фонде». «Так это же прекрасно, - смеется Пантелеева, - значит, работа стала родной для нас».

Кстати, «Вавилонский водопровод» неожиданно стал выполнять также и весьма прагматическую функцию: он установлен на площадке с круговым движением рядом с одной из парковок и превратился в удобный ориентир.

«ПСИдентификация» Алексея Дьякова - самый фотографируемый арт-объект Сколково. Фото: Sk.ru

Не меньше споров изначально вызывала работа Алексея Дьякова «ПСИдентификация», более известная в просторечье как «Пингвины». Изначально  «Пингвины» помещались в библиотеке в офисном центре, а затем, когда это пространство поменяло назначение, переместились к другому корпусу в квартале Менделеева. Сегодня, если судить по Инстаграмму, «Пингвины» - самый фотографируемый арт-объект на территории Сколково.

На примере «Пингвинов» Елена Пантелеева иллюстрирует другую характерную особенность объектов public art Сколково – их мобильность. Поскольку инноград обладает четко очерченной территорией, которая, в отличие от большинства городов, не будет меняться, произведения уличного искусства имеют тенденцию перемещаться в пространстве.

Это, например, периодически происходит с лавочками Марины Звягинцевой в форме корня квадратного и бесконечности: «Это очень хорошо, что они мобильные: они осваивают любое пространство; мы можем их в любой момент переместить, и они будут чувствовать себя на новом месте так же комфортно, они интерактивные», - полагает Елена Пантелеева. – А вообще, как говорит архитектор, член Градостроительного совета Фонда  Юрий Григорян, каждая лавочка в Сколково должна быть арт-объектом».

Мобильные  лавочки Марины Звягинцевой. Фото: Sk.ru

Верните наши «Рожи»!

Мало того, что арт-объекты путешествуют в границах иннограда, некоторые из них изначально не рассчитаны не то, что на века - на годы. Таков проект «Рожи ветров» - странные белые полотнища на ветру обретают очертания человеческих лиц. Когда их только развесили в старом парке Сколково, многие были недовольны, писали письма, жалуясь на то, что белые призраки их пугают. На зиму полотнища сняли – их материал не переносит морозов. И тут пошли новые письма, авторы которых требуют: «Верните наши «Рожи»!

Елена Пантелеева не раскрывает, какие новые арт-объекты появятся в ближайшее время в Сколково, но обещает, что в 2017 году будет принята специальная программа, регламентирующая развитие public art. «Под руководством вице-президента Фонда Елены Зеленцовой мы выводим эту работу на системный уровень. Это будет уникальная история, по крайней мере, в Москве такого нет. Public art будет развиваться у нас на постоянной основе, на программном уровне – в лучших традициях столицы Силиконовой долины города Сан-Хосе, у которой есть Public art комитет, занимающийся тем, что отбирает и размещает арт-объекты. Как верно однажды заметил известный куратор, директор центра медиа-технологий в Карлсруэ Петер Вайбель, «при помощи паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но можем сделать умнее окружающую их среду»».