QR-ход

5 сентября 2012 г.

Авторам экспозиции i-city/i-land, представленной в Российском павильоне на 13-ой Венецианской биеннале архитектуры, удалось придумать формат, в котором архитектуру еще никогда не показывали.


За несколько недель до Биеннале на встрече с журналистами комиссар павильона Григорий Ревзин, кураторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (бюро SPEECH) пообещали экспозицию, какой у России еще не было. Выбранная тема – государственный проект Инновационного Центра «Сколково» – подразумевала демонстрацию состоятельности страны, ее технологической и архитектурной конкурентоспособности. Со слов спикеров было не очень ясно, в какой форме будут представлены архитектурные концепции, разработанные для иннограда международной командой известных архитекторов. Говорилось о некой зрелищной орнаментально-световой инсталляции и новых информационных медиа. Особенно заинтриговали слова Сергея Чобана: «Войдя в залы, с первого взгляда о «Сколково» вы вообще ничего не поймете».

27 августа павильон России был официально открыт, и перед публикой предстала выставка действительно необычного формата. Она состоит из двух пространственно независимых, но связанных по смыслу частей. В цокольном этаже развернута экспозиция i-land, посвященная 37 советским наукоградам, построенным в сталинские и хрущевские времена. Многие из них до 1990-х годов в силу военной специфики разработок были засекречены, что навело кураторов на мысль обыграть экспозицию в духе «бондианы».

Черные стены в двух залах прорезаны россыпью светящихся кружочков. В самых больших отверстиях на уровне глаз – фотографии наукоградов. За счет зеркального пола пространство выглядит бездонным, и кажется, что ты наблюдаешь за городами не то из космоса, не то из какой-то фантастической шпионской комнаты. А там - за линзами-иллюминаторами - что-то происходит в лабораториях, идут тренировки космонавтов, дымят предприятия. На улицах стоят своеобразные памятники – баллистические ракеты, «Катюши». Застройка в этих городах была в основном типовой, панельной, архитектура - анонимной. Где-то в центре разбит парк, но границы при этом могут быть обозначены колючей проволокой или открытыми трубами теплотрассы.

В общем, не очень уютной, судя по фотографиям, была среда, в которой трудились «гениальные невидимки», как назвал советских ученых, работавших в закрытых институтах, Роберт Рождественский. Его стихотворение «Людям, чьих фамилий я не знаю» процитировал в интервью archplatforma.ru Сергей Чобан. «Главное, в чем я вижу преемственность между существующими городами и будущим, - научная культура страны, ее интеллектуальные ресурсы. Но если раньше ученые были оторваны от общества, их имен никто не знал, то сейчас все должно быть по-другому. Для жизни и работы инноваторов в Сколкове планируется создать комфортную, экологичную, способствующую коммуникации среду, и во второй части экспозиции - i-city - мы постарались передать разницу между прошлым и будущим», - пояснил куратор.

Чтобы почувствовать разницу, нужно было подняться на второй этаж и очутиться… в анфиладе трех абсолютно пустых залов, тотально покрытых орнаментом из квадратиков QR-кодов. Они без конца повторялись в перфорации металлических панелей на стенах и потолках и в рисунке отшлифованных до зеркального блеска полов. Центральный зал при этом превратился в полусферу-купол с окулюсом. Вместе с постоянно меняющейся подсветкой, бликами и отражениями все это производило сильный, слегка психоделического свойства эффект.

QR-код -выразительный знак информационной эпохи выступил здесь не только декором, созвучным идее инновационного города. В ажурные квадратики, которые то загорались, то гасли на стенах все вместе и поочередно, был зашит огромный объем информации об архитектуре «Сколково» - от генерального плана до транспортной инфраструктуры, от имиджевых объектов Седзимы, Чипперфильда, Колхаса до жилых домов, придуманных победителями конкурса на кварталы «Технопарка». Для считывания кодов (программное обеспечение разработала российская компания TreeLev ) на входе выдавались планшетники: наводишь на светящуюся штриховку – на экране открывается 3D-картинка или видео.

Интрига в том, что QR-коды с разными проектами сменяются каждые 30 секунд, по их абстрактному рисунку невозможно понять, какую презентацию удастся «поймать». Осмотр экспозиции, таким образом, превращается в игру, виртуальный паззл. Вряд ли кто-то из посетителей выставки просмотрел все 35 презентаций, однако, весь контент можно было унести с собой в виде значка с QR-кодом, ведущим на сайт, где можно подробно ознакомиться со всеми проектами.

В реальности структура будущего иннограда сама еще подобна «паззлу» со многими неясными деталями. Не очень понятно функциональное наполнение некоторых эффектных объектов западных звезд, сроки и задания будущих конкурсов, очередность строительства (кроме того, что этой осенью должен быть открыт объект «Гиперкуб» по проекту бюро BERNASKONI, а к саммиту G8 в 2014 году - построены кварталы, в которых разместятся его участники), поэтому такая мозаичность подачи, на наш взгляд, в каком-то смысле отвечает актуальному состоянию проекта. Экспозиция i-city скорее явила обобщенный образ-символ высокотехнологичного мира, в котором люди новым способом взаимодействуют с информацией. Примечательно - то, в какую «упаковку» оказалось завернутой информация о суперсовременной архитектуре.

Разница между научными центрами прошлого и городом будущего, о которой говорил Сергей Чобан, передавалась через контрастное восприятие пространств: «Внизу, в темноте, посетители разобщены, рассматривают фотографии наукоградов, стоя друг к другу спинами. Архитектура верхней части экспозиции интерактивна, располагает к общению, обмену впечатлениями. Купол работает как мощная объединяющая форма».

Купольная конструкция, регламентированная орнаментом-сеткой, сама по себе служит QR-кодом для культурной памяти. Первым делом на поверхность, конечно, всплывает ассоциация с Пантеоном -  oculus, квадратики кодов, отлично подменяющие собой классические кессоны, пропорции пространства. Что может означать классицистическая оболочка для зашитых в нее изображений современной архитектуры? Символический пропуск во вневременность или приобретение статуса «иконы» своего времени? Виртуальное избавление от риска морального устаревания к моменту реализации? Классицистическое начало в данном случае прочитывается и как символ ясного, рационального мышления, свойственного технократическому обществу.

Кроме того, купол, интегрировавший стены и потолок, по форме приближается к полусфере, которая в свою очередь, благодаря игре света и отражений на зеркальном полу, с определенных точек иллюзорно превращается в сетчатый шар. Шар – любимая форма мастеров бумажной архитектуры со времен Булле и Леду. Вспомним, что к теме сферы бюро Speech однажды уже обращалось - в инсталляции «Глаз архитектора» (ее, кстати, реализовала та же компания Tatlos, что выполнила панели со световой начинкой для i-city).

Еще одна любопытная, самая близкая по времени и географии аналогия напомнила о себе, оказавшись по иронии судьбы совсем рядом - здесь же на Биеннале. В павильоне Англии молодые архитекторы выставили как источник своего вдохновения альбом с графикой Александра Бродского и Ильи Уткина. Там есть работа«Музей исчезнувших домов» - помещение, расчерченное сеткой ниш, в которых размещены модели древних заний. Еще есть «Мост» - странный купол в расщелине, изнутри тоже испещренный изображениями элементов классицистической архитектуры.

 

Впрочем, пространство i-city можно было трактовать как музейное, и не ходя такими окольными путями. Однако пересечение получилось интересное: у Бродского с Уткиным - утопический музей архитектуры, которой уже нет (или и не было вовсе), а здесь - готовый, реальный музей архитектуры, которой еще нет ( но, наверное, будет). Важно, что этот музей может быть перевезен и собран в другом месте, в том же «Сколково», и контент его способен обновляться вместе с развитием проекта.

В заключении скажем, что выставка получилась не только богатой на значения и прочтения, но завораживающе красивой по сценографии. Несколько отвлеченный, математический характер этой красоты компенсировался живым, интерактивным началом. Его «считало» международное жюри Биеннале и вручило павильону России особую премию (special mention), отметив «диалектический подход к прошлому, настоящему и будущему страны», а также мистериальность пространства и увлекшую зрителей «игру в цифровой шпионаж».

Сергей Чобан получает Премию на церемонии награждения участников Венецианской биеннале.

Авторы экспозиции i-city/i-land: Сергей Кузнецов (сокуратор), Григорий Ревзин (комиссар), Константин Чернозатонский (программное обеспечение TreeLev), Валерия Каширина (cокуратор), Сергей Чобан (куратор).

 

На открытии павильона России (фото Елены Петуховой)

Полный фоторепортаж можно посмотреть здесь

 

www.archplatforma.ru

Поделиться