Quality of life: как изменился человек и информация в 2021 году

10 декабря 2021 г.

Эксперты тематического трека Nobel Vision. Open Innovations 2.0 рассуждают о новых возможностях медицины и образования, а также о положительном и отрицательном влиянии новейших технологий на жизнь современного человека.

 

Nobel Vision. Open Innovations 2.0. Фото: sk.ru.

 

 

Две стороны генетического вмешательства: всеобщее здоровье или потеря идентичности

 

Томас Кристиан Зюдхоф — нейробиолог, профессор Медицинской школы Стэнфордского университета и обладатель Нобелевской премии по медицине 2013 года — выступил на конференции в рамках сессии «Использование нейронов человека для изучения генетики психоневрологических расстройств». Именно он описал, как нейроны взаимодействуют друг с другом в синапсах и как такая коммуникация нарушается при психоневрологических и неврологических заболеваниях. В своей презентации Томас Кристиан Зюдхоф рассказал о ряде экспериментов на нейронах пациентов с шизофренией, у которых есть определенные генетические изменения. Ученые пытались выяснить, являются ли эти генетические изменения ответственными за нарушения функции нейронов. Например, мутации в гене NRXN1 могут вызывать шизофрению, синдром Туретта и аутизм. Это открытие и дальнейшее изучение мутаций и их влияния на психическое здоровье пациентов позволят выработать новые методы лечения.

 

Об обратной стороне изучения и вмешательства человека в геном рассказала Трейси Фоллоус — профессиональный футуролог. В рамках сессии «Будущее идентичности в цифровом мире» Трейси задает вопросы о том, что представляет собой идентичность в современном мире. По мнению эксперта, с каждым годом мы становимся все менее отдаленными от нашего окружения — все мы подключены и соединены через средства массовой информации как через общий сервер. Но как в этом случае быть с идентичностью?

 

— Рассуждая о том, где зарождается идентичность, мы можем вспомнить, как люди выкладывают фотографии своих детей еще до их рождения. Кажется, идентичность зарождается именно здесь. Согласно результатам исследований, при нынешнем развитии технологий у каждого жителя Великобритании к 13 годам уже есть порядка 700 фотографий. «То есть у ребенка уже есть цифровой двойник», — говорит Трейси Фоллоус.

 

Формируют ли родители личность собственного ребенка, проводя скрининг во время беременности? Как скажется на человечестве возможность менять генетические данные? Что такое идентичность на самом деле — воспоминания и способ мыслить или физическое тело? И меняется ли наша личность, когда мы меняем свою биологическую оболочку? Над этими и другими вопросами футурист рассуждает в рамках секции.

 

Трейси убеждена, очень скоро мы получим возможность «улучшать» человека еще до его рождения. Эксперт опасается, что большинству будет трудно отказаться от этой возможности, потому что она получит широкое распространение в мире и станет новой нормой. При этом наши цифровые двойники будут развиваться вместе с нами. И государствам придется выработать регламент взаимодействия с ними. Какой частью персональных данных будет владеть правительство, а что человек будет предоставлять по своему желанию? Имеет ли право государство назначать социальный рейтинг и управлять свободами своих граждан, исходя из его показателей? И кто будет выступать куратором наших цифровых двойников после нашей смерти? Найти ответы на все эти вопросы правительствам предстоит уже в ближайшее время.

 

Metaverse и новые форматы контента

 

В сессии «Индустрия развлечений. Новые форматы цифрового досуга» эксперты сформулировали важнейшие требования потребителей контента к индустрии развлечений: рядом, быстро, удобно.

 

— Социальное дистанцирование ускорило темпы цифровизации. Согласно прогнозам, выручки онлайн-кинотеатров обойдут кассовые сборы прокатчиков кино и в ближайшие пять лет продолжат стремительно расти, вдвое превысив доходы кинотеатров, — говорит Татьяна Калита, генеральный директор АМЕДИА ТВ. — Это хороший пример того, как технологии определяют лидеров индустрии развлечения.

 

Директор по стратегическому маркетингу и цифровой трансформации холдинга «Медиа-1» Рубен Оганесян добавил, что за время пандемии у людей появилась возможность не только потреблять больше, но и «разглядеть» контент. По его словам, именно это позволило многим шоу на YouTube стать миллионниками за последние два года.

 

Ключевыми трендами индустрии развлечений назвали возросшую популярность международных шоу, в том числе на протекционистском американском рынке, «вторую жизнь» старых фильмов и сериалов, таких как «Гарри Поттер» и «Друзья», новое представление об интерактивности, сформированное технологиями дополненной реальности.

 

— У зрителей сегодня все меньше времени, но все больше потребности в развлечении, — рассказывает Рубен Оганесян. — Умение придумывать фоновые параллельные развлечения — это будущее. Возможно, в скором времени мы сможем найти способ сделать более развлекательной даже форму рабочего процесса.

 

Татьяна Калита подчеркивает, что механические алгоритмы рекомендаций сегодня уступают реальным рекомендациям значимых для зрителя людей — будь то друзья или знаменитости. Эту мысль поддерживает и профессор по коммуникации, журналистике, кинематографическому искусству и образованию Университета Южной Калифорнии Генри Дженскинс.

 

— Медиа становится слишком много, особенно высококачественного, — подытожил Генри. — Мы ищем контент, который не будет занимать все нашей время, но достаточно интересный, чтобы увлечься. Особенное значение для людей сегодня имеет возможность обсуждать увиденное.

 

Обсуждение новейших форматов и пути развития контента продолжили на сессии «Metaverse — новая стратегия для цифровых продуктов? Точки роста продуктов и технологий в новой парадигме». Эксперты обменялись мнениями о том, что такое на самом деле метавселенная и какое отношение имеет к ней последнее выступление Марка Цукерберга.

 

— Метавселенная — это такая концепция, в которой переплетаются виртуальный и физический миры, — говорит директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. — Место, где любой продукт имеет свое воплощение и в цифре, и в физическом мире. Например, книга может быть одновременно и аналоговой, и цифровой, и создавать вокруг себя информационное поле в любых форматах. Также простейший пример мета — это движок на сайте прогноза погоды. В одном интерфейсе мы используем и базу данных (погодные условия прошлого), и предсказания.

 

Единого мнения о том, куда будет развиваться концепция метавселенной, сегодня нет. В зависимости от трендов мы можем говорить и о развитии цифровых двойников, и о биохакинге, и даже о манипуляциях, когда уже существующие технологии будут стоить дороже, чем сейчас, приравнивая себя к метаконцепции.

 

Hard или soft: какие навыки нужны современным компаниям и откуда берется креативность

 

Особенности современной системы образования и перспективы ее развития обсудили на сессии «Креативность — необходимый навык будущего. Место школы в его формировании и развитии».

 

Спикеры рассказали о возможностях создания новой системы обучения, в которой нестандартное мышление и soft skills будут играть решающее значение.

 

— Креативность растет только в безопасной среде, — говорит Екатерина Калачикова, руководитель Дирекции проектов в сфере культуры и креативных индустрий «Сберобразования». — Самое важное — создание среды принятия, потому что, как только появляется страх ошибки, ты перестаешь творить. Обеспечение безопасной среды — это и есть наш вклад в будущее.

 

В качестве примера государственного регулирования креативности спикеры привели Корейское агентство креативного контента, деятельность которого во многом предопределила подъем современного корейского творческого контента. Эксперты считают, именно такой подход обеспечил успех представителей Кореи в современной модной индустрии, кино и дизайне.

 

По словам Светланы Примаковой, руководителя университета креативных индустрий Universal University, основным фокусом любого обучения должно стать персональное развитие студента в различных сферах, причем в любом возрасте.

 

То же мнение выразили и участники сессии «Кадры и компетенции. «Цифровые» сотрудники будущего рынка труда». Они также обсудили, что ключевыми навыками для современных сотрудников становятся «мягкие навыки» (soft skills), в то время как hard skills в скором времени возьмут на себя машины. При этом важно, чтобы сотрудники будущего были готовы к постоянному взаимодействию с цифровым миром.

 

— Все работы становятся цифровыми: маркетинг, производство, финансы, — говорит Аншул Сонак, директор глобальных программ по развитию цифровой готовности Intel. — Мы ищем тех, кто готов к цифровой реальности. Важно, чтобы наши сотрудники понимали, как взаимодействовать с роботами.

 

Борьба с фейками: от самозащиты до государственного регулирования

 

О том, как развитие технологий отразилось на информационном поле, поговорили спикеры сессии «Инфодемия. Фейк-ньюз и манипуляции». Информация достигла такой скорости распространения, что фейк-ньюз сегодня становятся общим знанием быстрее, чем их успевают зафиксировать. Эксперты обсудили, кто должен взять на себя обязанность проверять факты и можно ли создать централизованную организацию, которая будет заниматься глобальным фактчекингом. Руководитель объединенной редакции РБК Петр Канаев рассказывает, почему борьба с фейками оказывается не такой уж и простой задачей для корреспондентов.

 

— С точки зрения журналистики фактчекинг — это обращение за информацией к сторонам, которые затрагивает та или иная новость. Но достаточно ли этого для подтверждения информации? Можем ли мы на 100% гарантировать читателям, что официальное сообщение не окажется фейком?

 

Чтобы решить эту проблему, Петр предлагает на государственном уровне выработать стандарты качества работы с информацией, создать инструменты верификации и регламент действий.

 

Директор по коммуникациям «Ростех» Екатерина Баранова рассказала о том, как пресс-служба может бороться с фейками, какие опровержения стоит давать и как избежать «эффекта Стрейзанд», когда попытка удалить информацию из публичного доступа, наоборот, приводит к ее более широкому распространению.

 

— Если мы видим некорректную информацию, стараемся ответить на запрос и скорректировать ее в сторону истины, — говорит Екатерина. — Но это касается только тех случаев, когда мы понимаем, что это серьезное СМИ и ложная информация появилась не как инструмент давления на корпорацию, а только вследствие заблуждения корреспондента.

 

Эксперты прогнозируют, что количество фейков в ближайшее время будет только расти, поэтому бороться с ними каждому потребителю контента придется самостоятельно. Универсальный рецепт — использование нескольких источников информации и развитие критического мышления.

Поисковые теги
Поделиться