Реклама уходит в космос

14 декабря 2020 г.

Космос традиционно ассоциируется с тяжелой промышленностью и наукой: большинство стартапов из этой сферы связаны с запуском ракет, производством спутников или связью. Но это далеко не единственные направления, где присутствие на орбите гарантирует конкурентное преимущество. Одной из главных «витрин» нестандартного подхода к SpaceTech можно считать российскую компанию Avant Space, которая намерена уже в ближайшие годы начать показывать рекламу прямо с орбиты.


Зарождение идеи

История стартапа началась в 2015 году, когда Антон Оссовский, сотрудник космической компании «Даурия Аэроспейс», получил предложение от корейского производителя электроники разместить логотип на корпусе космического аппарата. Этот опыт заставил будущего стартапера переосмыслить свой взгляд на космос и всерьез задуматься о рекламе на орбите. В итоге уже через год была создана Avant Space. 

Фото: Avant Space.

Идея компании была в том, чтобы расширить представление о рекламе в космосе и начать транслировать изображение с орбиты Земли. Таким решением могла стать система из лазеров, проецирующих изображение на ночное небо. Но для разработки системы требовались кадры, найти которые в России было непросто.

Космическая отрасль в России — очень закрытая в силу жестких условий для частных космических компаний, отметил Оссовский. Задача по набору специалистов с опытом и высокой квалификацией, не связанных гостайной и секретной информацией, полученной в стенах госпредприятий, стоит перед каждым космостартапом.

Именно тогда Avant Space начала охоту за талантливыми студентами. Одним из таких оказалась выпускница МГТУ им. Баумана Яна Харлан. В компанию она пришла работать, когда была студенткой 4-го курса. Харлан хотела совместить увлечение космосом и техническое образование и завоевала в Avant Space доверие, необходимое для начала карьеры.

Технология и инвестиции

Антон Оссовский. Фото: Avant Space.

Базовой технологией и ключевой компетенцией Avant Space стал ионный двигатель собственной разработки GT-50. Благодаря этому в 2018 году компания получила грант Фонда «Сколково», в рамках которого была сделана инженерная модель двигателя и проведены все наземные испытания, подтвердившие высокие характеристики изделия.

Помимо «Сколково», Avant Space не привлекала никаких сторонних инвестиций — за четыре года стартап получил 35,4 млн рублей в виде грантов. Еще один «сколковский» грант, на 60 млн рублей, компании одобрили в 2019 году. В том же году стартап изготовил и продал лабораторную модель двигателя GT-50 с подсистемами корпорации ВНИИЭМ. Avant Space закончила год с выручкой в 16,1 млн рублей. На тот момент Avant Space уже создала прототип спутника для рекламы в космосе на основе платформы CubeSat 16U с двигателем GT-50. Точный облик и характеристики проекта были оформлены.

Avant Space позиционирует себя как провайдер космической рекламы, который отображает логотипы брендов с высоты в 600 км. Спутники будут объединены в группировку из как минимум 20 космических аппаратов, лазеры которых будут проецировать на землю изображения, «складывая» из отдельных точек света на ночном небе заданный силуэт. Кроме созерцания самого изображения, человек сможет также отсканировать его как QR-код и перейти на сайт заказчика.

Осенью 2020 года состоялись первые тесты технологии в стратосфере: блок лазеров для спутников, которые смогут показывать рекламу из космоса, прошел испытания на высоте 30 км в условиях, приближенных к космическим. Испытания прошли успешно, компания готовится к дальнейшим пробам технологии «на прочность».

Перспектива роста

Завершив тестирование и убедившись в работоспособности проекта, Avant Space рассчитывает приступить к монетизации и показать первый логотип с орбиты уже в 2023 году. По словам Оссовского, перспективы рынка космической рекламы «просто огромные». Фактически в Avant Space рассчитывают создать новый инструмент, позволяющий быстро продвигать продукт в общепланетарном масштабе. В компании заявили, что если реклама на главных площадях в мегаполисах позволяет охватить примерно 300 тыс. человек в сутки, то космическая реклама предлагает цифры «в десятки раз выше».

Ежегодную выручку в компании ожидают на уровне около $100 млн в год, ориентируясь на заключение контрактов с крупными брендами, находящимися в поиске свежих идей.

Получится ли у Avant Space стать первопроходцами новой подотрасли — покажет время, а вот в том, что озвученная ими идея рано или поздно станет реальностью, сомнений практически нет.

Автор: Роман Босиков

       

Источник: if24.ru