Ректор Сколтеха Александр Кулешов: "Страна становится старше, беднее и глупее"
Программа поддержки российской науки за 11 лет своего существования сделала многое для ученых. Но она не смогла остановить утечку мозгов. Это не удивительно, говорит академик РАН, ректор самого привилегированного вуза - Сколтеха - Александр Кулешов. Для того, чтобы ученые не уезжали, в стране должно быть 100 Сколтехов.
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
- Какие существуют программы для учёных, которые хотели бы работать в России?
- Кроме мегагрантов, мне неизвестно о каких-то программах, идущих от государства. Думаю, что их нет.
- Сколько учёных вернулось?
- У нас в Сколтехе нет специальной программы возвращения российских учёных. У нас есть программа, которая заключается в том, что мы берём на работу в качестве профессоров людей, имеющих существенный опыт работы в лучших зарубежных университетах. В общем количестве таких профессоров доля русскоязычных весьма и высока. Но особой программы по возвращению российских учёных из-за границы в Сколтехе нет. У нас – смешанный коллектив, двадцать процентов по-русски не говорят. Это – американцы, канадцы, немцы. Остальные, конечно, говорят, но многие из них имеют двойное гражданство.
- Профессора, приезжающие к Вам на работу, занимаются преподавательской деятельностью или научными исследованиями?
- В хорошем университете одно от другого неотделимо. Конечно, все те, кого мы берём на работу – люди в активном научном поиске. Они работают и как исследователи, и преподают. Это так происходит во всём мире: человек преподаёт и занимается наукой.
Есть, безусловно, исключения. Бывают ситуации, когда человек уже вышел из плодотворного возраста, но ещё хорош как преподаватель. Есть довольно редкие ситуации, например, Андрей Николаевич Колмогоров не любил и не умел преподавать. Делал это очень плохо. А ведь он – величайший математик 20 века. Но это – редкость. В основном люди работают как исследователи и преподают.
- Как повлияет на ситуацию новый закон о просвещении?
- Во-первых, он ещё не принят, не прошёл Совет Федерации и не подписан президентом. Полностью принятым его пока считать нельзя.
На мой взгляд и взгляд людей моей профессии, абсолютно всех, кого я знаю – это полное безумие. И по-другому этот закон воспринимать нельзя. Надо понимать, что наука сегодня глобальна. Наука не может развиваться только в России. Даже в Советском Союзе это было затруднительно. Но Советский Союз был третью мира. В отдельной стране наука самостоятельно развиваться не может. Нигде. Наука трансгранична.
Я приведу простой пример. У нас за четыре года вышли статьи в соавторстве с профессорами 1800 зарубежных университетов. На каждую такую статью нужно получать разрешение? Это просто невозможно!
У нас порядка ста двадцати подписанных соглашений о совместной работе, совместном обучении и так далее. Ещё раз повторяю: наука интернациональна, пытаться её каким-то образом закрывать, требовать специальные разрешения, это возвращение даже не в средневековье… затрудняюсь найти правильную аналогию.
- Сопоставим ли уровень зарплат учёных в России и в Европе?
- Если говорить в целом – несопоставим, конечно. Но зарплата – вопрос очень тонкий. Например, во Франции должность профессора государственная. Зарплата французского профессора 6 тысяч евро. Но при этом во Франции не существует проблемы платной медицины, платного образования. Все эти расходы несёт на себе государство. А в США в хороших университетах зарплата на порядок больше – 250 – 300 тысяч долларов, есть профессора, у которых она достигает миллиона долларов в год. Но при этом, если ты хочешь обучить детей и их трое, то вся твоя зарплата может оказаться гораздо скромнее, чем зарплата французского профессора. Это очень сложный вопрос, связанный, в том числе, и с налогами.