Резидент «Сколково» из Екатеринбурга вышел на рынок с инновационным дезинфицирующим средством «Эфликвир®»

21 апреля 2020 г. 8:53

Екатеринбургская компания «БиоМикроГели» в считанные недели освоила выпуск новой для себя продукции – инновационных антисептических и дезинфицирующих средств «Эфликвир®». 

До сих пор «БиоМикроГели» на массовом рынке ассоциировалась с популярным брендом экологичной бытовой химии WONDER LAB® (ТОП-10 брендов РФ 2019 года по версии Forbes); его можно встретить не только в супермаркетах по всей стране, но и в капсуле Технопарка «Сколково», где выставлены лучшие разработки участников Фонда.

Название нового продукта расшифровывается как «Эффективный ликвидатор вирусова», и может показаться, что оно создано специально под нынешние обстоятельства, связанные с пандемией. В действительности рецептура и название возникли задолго до того, как человечество узнало о COVID19, рассказал в интервью Sk.ru управляющий партнер компании «БиоМикроГели» Андрей Елагин.

Управляющий партнер компании «БиоМикроГели» Андрей Елагин. Фото: "Уральский рабочий"

Где-то в конце 2016-го - начале 2017-го Елагин искал промышленное помещение. Компания тогда только перемещалась из гаража в своей первый производственный цех. В процессе познакомились с одним риелтором; помещение не подошло, но через неделю этот человек сам перезвонил и рассказал удивительную историю. Его отец, Леонид Иванович Калягин, заслуженный химик, более семи лет потратил на разработку дезинфицирующего моющего средства «Эфликвир». Разработав рецептуру, он за семь лет проверил ее на всех возможных вирусах, о чем имеются соответствующие протоколы; получил свидетельство госрегистрации в Роспотребнадзоре, ввел это средство в реестр дезинфицирующих средств РФ и получил патент.

Когда Леонида Ивановича не стало, сын к тому времени уже занимался совершенно другим бизнесом и мечтал передать разработку отца в надежные руки. Познакомившись с тем, что делает команда «БиоМикроГели», решил, что это как раз такой самый случай. «Андрей, - говорит, - вижу, как вы развиваетесь, к чему идете. Мне кажется, я бы мог вам это доверить, чтобы вы продолжили дело отца. Может быть, в какой-то момент вам это пригодится». 

«Меня это как-то сильно задело», - говорит Андрей Елагин. Он выкупил патент и стал приводить разработку, как он выражается, «в актуальное состояние»: «Мы ее освоили в лаборатории, обкатали на нашем экспериментальном промышленном участке. Потом актуализировали патент, товарный знак, все прочие документы. Одновременно комбинировали «Эфликвир» с нашими разработками, с нашими микрогелями и пытались найти какие-то оптимальные параметры. И все это шло своим чередом, без спешки». 

Андрей признается, что довольно осторожно относился к новой разработке, в том числе, и потому что он и его команда не являлись профессионалами в области дезинфекции (Елагин выпускник кафедры редких металлов и наноматериалов физтеха Уральского федерального университета). Но были и сугубо деловые соображения: «Мы переживали, чтобы у нас не произошло расфокусировки, и чтобы мы не вышли с этим продуктом на рынок не вовремя. 

Кто бы мог подумать, что три года спустя не мы пойдем на рынок, а рынок сам к нам придет в виде такой вот общемировой беды!»

Черный лебедь не застал врасплох

Чарльзу Дарвину приписывают слова о том, что в процессе эволюции выживают не сильнейшие виды, а те, что умеют быстрее адаптироваться к переменам. Если эта мысль применима к бизнесу, то компании «БиоМикроГели» не привыкать быстро реагировать на резкие повороты глобальных событий.

«Кто бы мог подумать, что не мы пойдем на рынок, а рынок сам к нам придет в виде такой вот общемировой беды!»

До 2014 года компания фокусировалась на разработках в промышленности: создавала реагенты для очистки воды от масел и нефтепродуктов, а также разрабатывала решения для ликвидации аварийных разливов нефти. К началу 2014 года, предложив свои наработки нескольким крупным металлургическим и нефтяным компаниям, команда поняла, что с имеющимися ресурсами потребности таких клиентов в объемах продукции, а главное - требования к ней с точки зрения разрешительных документов и различных сертификаций, просто не вытянуть. Поэтому с 2014 года временно отложили реализацию глобальных проектов крупных предприятий, выдвинув на первый план идею создания экологически безопасных моющих и чистящих средств для клининговых компаний.  

«БиоМикроГели» успешно набирала клиентскую базу для своего тогдашнего флагманского продукта - реагента, способного отделять жиры и масла от разных поверхностей, в том числе, воды. Предприниматели уже строили планы продавать его нефтяным гигантам для очистки воды от разливов нефти. 

«Продукт очень круто зашел, - вспоминает Андрей Елагин. - Но после того, как во второй половине 2014 года рухнул рубль и начался кризис, стало понятно, что этот сегмент пострадает одним из первых, что и произошло. Во время кризиса мы переориентировались с моющих клининговых средств для B2B на потребительские, – пошли в ритейл и FMCG с нашей инновационной и экологичной бытовой химией». 

При этом и от промышленного направления компания не отказалась, считая его очень перспективным, и сейчас продолжает его разрабатывать, но уже совершенно на другом уровне. 

Возвращаемся в весну 2020 года. «В начале марта к нам на производство приехал замминистра промышленности Свердловской области и сказал: ”Ребята, включайтесь. Надвигается угроза, угроза серьезная. Больницам не хватает дезинфицирующих средств. Сделайте все возможное, чтобы этот продукт вышел в максимально короткий срок». 

На то, чтобы наладить выпуск новой продукции, у компании ушло четыре недели. Фото: "Уральский рабочий"

Итак, с начала марта «БиоМикроГели» за четыре недели запустили производство абсолютно нового для себя продукта. С одной стороны, все вроде было для этого готово. С другой – работать в этот период команде пришлось без выходных, зачастую до поздней ночи. Примерно неделю назад первые продукты под маркой «Эфликвир®» – серьезное дезинфицирующее средство для медучреждений и антисептические продукты на спиртовой основе, предназначенные для обеззараживания рук и различных поверхностей, - сошли с конвейера.

У компании две производственные линии. На одной продолжается выпуск основного продукта, экологичной бытовой химии; другую переналадили под выпуск «Эфликвира®».

В повседневном представлении обеззараживающие средства – не rocket science. Это и так, и не так. «Антисептики – достаточно простой продукт, - подтверждает Андрей Елагин. - Сейчас рынок наводняется контрафактом, когда чуть ли не стеклоомывающие жидкости расфасовывают под видом санитайзеров. Запрос очень большой, и поэтому там много всяких мошенников. А вот что касается дезинфицирующих средств – это сложная штука. В частности, «Эфликвир®» представляет собой комбинацию из девяти компонентов; некоторые из них в обычном состоянии вступают между собой в реакцию и их эффективность снижается; но за счет уникальной технологии система сбалансирована и поэтому удается достичь максимального дезинфицирующего эффекта. При этом средство имеет нейтральный pH, что важно при выборе типов поверхностей, которые им можно обрабатывать и позволяет существенно расширить сферы его применения». 

И бизнес, и социальная миссия

Получив готовую продукцию, компания передала первую партию в местный благотворительный фонд и запросила данные о тех больницах Екатеринбурга, которые наиболее нуждаются в дезинфицирующих средствах. Горздрав прислал список из 18 клиник. По словам Андрея Елагина, в каждую из них до конца недели пройдут бесплатные отгрузки.

Однако для компании новая продукция – еще и бизнес, хотя, как выражается сооснователь, пандемия - это «не время для каких-то сверхмаржинальностей». На «Эфликвир®» компания установила отпускную цену в 600 рублей, санитайзер примерно в таком же диапазоне, хотя в интернете дезинфицирующие средства продаются и по 1200, и по 1500 рублей.

«Мы не хотим спекулировать на общей беде», - подчеркивает Елагин.

Одна из двух производственных линий отдана под «Эфликвир®». Фото: "Уральский рабочий"

«БиоМикроГели» сейчас выпускает по 10 тысяч литровых упаковок в день. Если обстоятельства потребуют, то на нынешних мощностях компания сможет увеличить производство в полтора-два раза. 

«Скорее всего, весь перечень антисептических продуктов не останется с нами навсегда, - прогнозирует управляющий партнер. - Мы не будем полностью перестраивать свою компанию под выпуск дезсредств и санитайзеров. Думаю, это будет временный проект, хотя, возможно, дезинфицирующее средство в каком-то виде с нами останется, и мы сохраним его в нашей постоянной линейке. Но это не будет нашим приоритетом и не станет каким-то локомотивом. Мы как выпускали инновационные экологичные моющие средства, так на них и продолжаем фокусироваться. И как только эта волна пройдет, я надеюсь, рано или поздно произойдет восстановление рынка. Мы за это время подготовим серьезное расширение ассортимента по нашим основным продуктам. 

Кстати, расширение линейки уже было запланировано. Мы два года работали над новыми продуктами, и они у нас находились на финальной стадии готовности. Когда уже заказывали партию новой упаковки, финальные тиражи этикеток, дизайн, каталоги – тут нас пандемия и догнала», - резюмирует Андрей Елагин. 

Из чего, как мы теперь знаем, компания в кратчайшие сроки вышла с принципиально новым для себя продуктом.