Секретное оружие ритейлера: в Технопарке «Сколково» тестируют магазин будущего

30 ноября 2017 г.

Даже если вы ничего не купили сегодня в мини-маркете Технопарка «Сколково», вы помогли его владельцам и участникам Фонда, предоставившим свои технологии. Помогли самим фактом того, что переступили порог магазина, с какового момента вас сопровождают установленные здесь разнообразные камеры, собирающие аналитику о поведении покупателей.

При этом магазин уже несколько месяцев работает и торгует снеками, йогуртами и прочими повседневными товарами, наряду с которыми здесь можно купить роботов, 3D-ручки и инновационную автосмазку от резидентов Фонда. Директор Центра инновационных технологий для ритейла ИТ-кластера «Сколково» Ольга Стрелова провела экскурсию для читателей Sk.ru.

3D-ручка CreoPop Explorer от одноименной сколковской компании. Фото: Sk.ru

«Идея магазина родилась от потребностей рынка, – объясняет она. – Мы сотрудничаем со многими крупными ритейлерами и производителями: X5 Retail Group, «Декатлон», Danone, OZON, Unilever, Mars, P&G. Но, чтобы наши партнеры могли увидеть эффективность технологий сколковских участников на практике, нам нужна была своя торговая площадка, и теперь она появилась. Еще одна задача, которую решает магазин, – возможность для резидентов всех кластеров «Сколково» представить свою продукцию, ориентированную на рядового потребителя. Большая часть сколковских разработок слишком специфична, чтобы продаваться в обычном магазине, но здесь мы подобрали товары, которые могут быть интересны широкому кругу покупателей».

Прямо на входе стоит счетчик компании «Навитек», который подсчитывает не только общее количество посетителей, но и то, в какой день, в какое время они переступили порог заведения. Для работы устройства не требуются провода, поэтому счетчики можно повесить по всему магазину и следить за тем, например, сколько людей подходит к каждой полке. Собираемые таким образом данные позволяют составлять так называемые heat maps, и эти данные представляют ценность для любого ритейлера. В прошлом году CNN провозгласила heat maps «секретным оружием ритейлера».

Ольга Стрелова показывает сколковские разработки в мини-маркете Технопарка. Фото: Sk.ru

Еще одна инновация – разработка компании Intelligence Retail. По словам Ольги Стреловой, такая система пока установлена только в сколковском магазине. Камера смотрит на стеллажи, фиксируя передвижение каждого товара. Если товар раскупают, камера уведомляет об этом систему. Она также сигнализирует о любых нарушениях плана выкладки товаров. В обычный магазин приходят мерчендайзеры со своими смартфонами, фотографируют выкладку. Камера Intelligence Retail позволяет без всего этого обойтись.

Но самое интересное для ритейлера – это то, что он в режиме реального времени знает, какие товары есть на полке. Упущенная выгода в ритейле процентов на 20% проистекает от элементарного отсутствия нужных товаров в торговом зале. Система моментально подсказывает, какой товар надо пополнить.

Счетчик компании «Навитек» вооружает ритейлера знанием о поведении покупателей. Фото: Sk.ru

В основе системы - нейросеть. Ее обучают распознавать определенные товары - так ребенка учат по картинкам новым для него предметам и явлениям. После того, как сеть научат узнавать пакет молока во всех мыслимых ракурсах, она узнает его, каким бы боком пакет ни стоял на полке; кроме того, система настроена таким образом, что может различать, например, жирность молока или йогурта – и в целом все, написанное мелким шрифтом.

Другая сколковская технология именуется «умной полкой». У нее есть весовая панель; по весу полка определяет, сколько товаров на ней стоит. Но это не главный ее функционал. Потому что «умная полка» призвана сама продавать то, что на ней стоит, дифференцируя потенциальных покупателей по полу и возрасту, за что отвечает видеокамера на дисплее устройства. Соответственно каждая категория покупателей увидит кастомизированный промо-ролик о товаре, предназначенный именно для нее.

У системы также есть модуль арома-маркетинга: когда на полке стоит шампанское, можно, условно говоря, запускать аромат мандаринов, чтобы усилить новогодние ассоциации. По словам Ольги Стреловой, система повышает конверсию покупок до 50%. Разработчик, сколковская компания intraMarket, создала ее преимущественно для промо-акций, но, как выяснилось, разработка отлично работает и как продавец.  

"Умная полка" от intraMarket сама "продает" товары. Фото: Sk.ru

Во время недавней бизнес-миссии ИТ-кластера во Францию эта сколковская разработка заинтересовала «АШАН», руководство которого порекомендовало своему российскому подразделению провести пилотное внедрение технологии, говорит г-жа Стрелова.

Благодаря «умной полке» домашний робот Емеля от компании «Нэйчурал Лоджик» оказался в числе лидеров продаж среди представленных в магазине сколковских товаров. Сейчас, под Новый год, Емеля пользуется особым спросом – это подарок и для детей, и для родителей; «видеоняня» позволяет в реальном времени смотреть, чем занимается ребенок, отправлять ему различные сообщения. Емеля также рассказывает сказки, отвечает на детские вопросы (интересно, как он отвечает на вопрос: «А где мама и папа?»). Впрочем, в функционал робота заложен цензурный модуль: он по-взрослому фильтрует базар и отвечает не на все детские вопросы.

Эта сколковская разработка поможет пожилым людям не потеряться в большом городе. Фото: Sk.ru

В мини-маркете представлено два десятка наименований сколковских товаров, которые варьируются от браслета, предназначенного для пожилых людей (на QR-код записывается личная информация человека; если потеряется, плохо станет – можно узнать, где он живет, связаться с родными) до раскрасок с оживающими при наведении на них смартфона картинок; от VR-очков с развлекательным и обучающим контентом до медицинских тестов, инновационных шампуней, ополаскивателей для полости рта, спрея для восстановления волос, крема для регенерации кожи.

В числе других лидеров продаж – 3D-ручка CreoPop Explorer от одноименной сколковской компании. В отличие от большинства подобных ручек, пишущих расплавленной пластмассой, а потому способных серьезно обжечь, CreoPop Explorer использует инновационные холодные светоотражающие чернила, мгновенно застывающие и не выделяющие неприятных запахов. С помощью такой ручки, которую не надо подключать к розетке, можно создавать яркие объемные фигуры.

Как говорит Ольга Стрелова, методологию работы ручки компания CreoPop, резидент ядерного кластера, разработала случайно. 3D-ручка рассчитана и на детей, и на профессионалов, например, архитекторов.

В канун новогодних каникул ходовым товаром является SIM-карта компании ComfortWay, позволяющая сэкономить на связи и мобильном Интернете во время путешествий. По прибытии в любую страну, где есть сотовая связь, достаточно вставить в смартфон или планшет SIM-карту ComfortWay, которая автоматически связывается с местным оператором. После этого звонить и выходить в Сеть можно по локальным ценам. Ольга Стрелова опробовала разработку во время поездки в Хорватию. Пользование интернетом (TripAdvisor, поисковик и навигатор) в течение недели обошлось ей в 10 евро.  

«Теперь у наших резидентов есть свой экспериментальный магазин, – резюмирует Ольга Стрелова. – Это не идеальный выставочный образец – здесь ходят реальные покупатели, установлено не идеальное освещение – словом, все по-настоящему».