Сергей Дутов: «Платформа ProGenAI уже запустила процесс постоянного совершенствования технологий»

31 октября 2025 г.

Сергей Дутов, директор по корпоративным инновациям Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), в беседе с Алексеем Тухкурой, руководителем направления внешних партнерств Центра искусственного интеллекта Сколтеха, рассказал об инициативах программы ProGenAI, а также о развитии генеративного проектирования в России и мире.

 

Сергей, расскажите, пожалуйста об известных Вам кейсах внедрения генеративного ИИ. Какие преимущества может дать данный метод?

 

За последний год в мире появились разнообразные кейсы успешного применения GenAI. Например, Rolls-Royce, используя софт с элементами генеративного ИИ создает модели из реальных, разреженных, зашумленных экспериментальных и технологических данных, где другие методы машинного обучения (ML) терпят неудачу. Нейросеть находит взаимосвязи между свойствами и параметрами процесса, использует их для предложения рецептур сплавов, технологий и методов обработки, а также рекомендаций для руководства экспериментальным планированием. Rolls-Royce с помощью этого продукта разработал и проверил новый сплав, на 90% уменьшив количество экспериментов. А компания LEAP 71 совершила прорыв в аэрокосмической̆ отрасли, успешно испытав клиновоздушный ракетный̆ двигатель Aerospike, полностью спроектированный̆ искусственным интеллектом всего за три недели. Нейросеть Noyron, разработанная и обученная специалистами компании, самостоятельно рассчитала оптимальную геометрию Aerospike и параметры его производства. Результат — рабочий прототип, изготовленный̆ методом селективного лазерного плавления из специального медного сплава для аэрокосмической̆ отрасли. Больше примеров можно найти в нашем исследовании «GenAI в промышленности. Тренды. Сценарии. Кейсы».

 

Как Вы считаете, какие пилотные проекты в сфере генеративного проектирования можно было бы реализовать в течение 1-2 лет, чтобы показать перспективность данной области?

 

По сути, нам нужны яркие референсные кейсы по каждому направлению промышленности, чтобы запустить маховик экспериментов и постоянного совершенствования технологии. Собственно, для этих целей мы создали сообщество «Генеративное проектирование» в телеграм-канале, где осуществляется сбор таких инициатив, их обсуждение, публикуются перспективные исследования и анализируются кейсы. Например, горнодобывающая сфера - первый карьер или шахта полностью спроектированные ИИ. Машиностроение - спроектированные станки, двигатели. Жилищное строительство - проект дома, прошедший все необходимые сертификации и допущенный к строительству. Это революционные изменения подхода, и конечно же, многие относятся настороженно к возможности передачи столь ответственных задач на откуп ИИ. Тем ценнее первые знаковые кейсы в каждой из областей.

 

Какие существуют барьеры для реализации решений в области генеративного проектирования? Являются ли таковыми доступ к данным, наличие релевантной экспертизы, уровень развития технологии? 

 

Мы проводили опрос крупных промышленных предприятий, который показал, что перечень барьеров зачастую схож в различных отраслях. Во-первых, данные компаний являются коммерческой тайной, как следствие они могут использовать только on-prem решения, а внедрение подобных систем требует финансовых и временных ресурсов. Во-вторых, для интеграции требуется совмещение компетенций в ИТ и знания отраслевой специфики, что очень редко совпадает. В-третьих, практически всегда упоминается сложность в прогнозировании экономического эффекта подобных проектов. Совокупность этих причин приводит к остановке большинства инициатив.

 

Какие существуют государственные меры поддержки решений в области генеративного проектирования, в целом ИТ-отрасли? Достаточно ли их?

 

Варианты государственной поддержки есть, и ими нужно пользоваться. Например, Минпромторг запускает платформу для доступа к вычислительным ресурсам с репозиторием моделей и датасетов. Минэкономразвития, через САПФИР Фонда «Сколково» поддерживает грантами на исследования в области ИИ семь ведущих исследовательских центров страны. Это более 330 млн рублей ежегодно на каждый центр для исследований в сфере сильного, доверенного, мультиагентного искусственного интеллекта. И корпорации могут активно участвовать в этих исследованиях, поставлять свои реальные задачи, вместе с университетскими командами разрабатывать решения для себя. Корпоративные исследовательские центры, реализующие проекты в сфере ИИ, получает поддержку Фонда «Сколково» через статус участника Исследовательского Центра Партнера (ИЦП), который дает комфортный для экспериментов налоговый режим.

 

Каков порог входа для компаний, желающих начать использовать генеративное проектирование? Речь не только о финансовых инвестициях, но и о минимальном уровне цифровой зрелости и компетенций в штате.

 

 

Вы очень точно подметили ограничения. Да, для системного старта проектов в области генеративного ИИ в крупной компании достаточно 30-40 млн рублей: это минимальная собственная команда из 2-3 человек и базовые вычислительные мощности. Но для разработки и внедрения полноценных решений без внешней специализированной экспертизы сложно обойтись. Именно поэтому Фонд в партнерстве со Сколтехом организует подготовку команд, специализирующихся на разработке комплексных корпоративных систем по отдельным направлениям ИИ, в т.ч. разработке софта с помощью GenAI. В итоге у нас появляются квалифицированные коллективы, готовые быстро в связке с научной группой разработать передовое решение под задачи клиента. 

 

Если представить идеальные условия (отсутствие нормативных и финансовых барьеров), какой самый смелый и амбициозный проект с использованием генеративного проектирования вы считаете возможным в России?

 

У нас есть Северный морской путь: 5600 км льда и неосвоенного побережья островов прибрежной акватории. По нему могут двигаться не только 40 ледоколов, но еще и плавучие атомные электростанции по типу «Академик Ломоносов». Комбинация арктических освоений, атомных энергетических технологий с генеративным проектированием, 3D-печатью в строительстве позволило бы вывести скорость освоения арктических пространств на небывалый уровень. А отработка подобных технологий в столь суровых условиях — это шаг к собственной лунной станции.

Поделиться