Сергей Кржановский: микрогрантовые программы позволяют инновационным компаниям выстроить бизнес-цепочку

23 августа 2018 г.

Когда сколковской компании «Анизопринт» в прошлом году потребовалось разработать промышленный дизайн протопипа 3D-принтера «Composer», она воспользовалась одной из программ микрогрантового финансирования Фонда. Благодаря другому виду микрогрантов «Сколково» стартап продемонстрировал прототип на ведущих индустриальных конференциях, Formnext 2017 и Aerospace Additive Manufacturing Summit, после чего компания получила предзаказы от клиентов. В том же году «Анизопринт» на средства микрогрантов на защиту Интеллектуальной собственности подал заявку на патент, а это, в свою очередь, помогло привлечь инвестиции в компанию.

За три года существования микрогрантовой программы «Сколково» было одобрено более 2,2 тысяч заявок компаний-участников. В денежном выражении удельный вес микрогрантов по отношению к другим грантам Фонда неуклонно растет. В частности, в прошлом 2017 году, на микрогранты пришлось примерно 30% всех грантов, выданных Фондом, а в нынешнем году эта доля может достигнуть 45%, что свидетельствует о росте востребованности микрогрантовых программ.

 Вице-президент по грантам, экспертизе и тендерной деятельности Сергей Кржановский. Фото: Sk.ru

Это – количественный итог. Качественные итоги, которые в интервью Sk.ru подвел вице-президент по грантам, экспертизе и тендерной деятельности Сергей Кржановский, заключаются, в частности, в том, что «благодаря микрогрантовым программам участники Фонда стали делать больше прототипов, активней регистрировать интеллектуальную собственность, активней ездить и продвигать собственную продукцию».

В настоящий момент в Фонде «Сколково» действует 9 микрогрантовых программ:

  • «Участие в выставках конференциях»;
  • «Услуги Центра интеллектуальной собственности «Сколково»;
  • «Патентование и проведение иных работ по охране интеллектуальной собственности»;
  • «Создание прототипов»;
  • «Проведение испытаний»;
  • «Аренда лабораторного оборудования и покупка лицензии ПО»;
  • «Приобретение комплектующих для сборки прототипа»;
  • «Экспериментальное внедрение разработанных продуктов»;
  • «Участие в акселерационных программах».

Путь от идеи до продукта

«Микрогрантовые программы – это сервис, который позволяет инновационной компании самостоятельно спланировать и реализовать работы по коммерциализации своего продукта, используя финансовую поддержку от Фонда – пройти путь от идеи до полноценного продукта, который станет интересен потенциальному покупателю или инвестору, включая создание прототипа, проведение его испытаний и сертификации, защиты используемой в этом продукте интеллектуальной собственности, демонстрации продукта потенциальным заказчикам в рамках отраслевых мероприятий, а также, если потребуется, проведение опытно-промышленного или экспериментального внедрения продукта, - говорит Сергей Кржановский. - По сути команда проекта может свободно реализовать свой творческий потенциал в коммерциализации инновации, а финансовые ресурсы для его реализации предоставляет Фонд.

Несмотря на то, что в рамках других грантов Фонда объем предоставляемых средств существенно больше, сам процесс получения сложнее и требует гораздо большего времени для принятия Фондом решения и соинвестиций.

«За три года существования микрогрантовые программы постоянно совершенствовались, упрощалась процедуры и количество требуемых документы, расширялись возможности компаний по финансированию допустимых расходов. Число микрогрантовых программ удвоилось, и очень скоро наши программы обновятся»


Таким образом, на сегодня микрогранты – самые быстрые и доступные гранты Фонда: решения по одобрению заявки принимаются сейчас в среднем за 16-17 рабочих дней».

Этим преимущества микрогрантовых программ не исчерпываются. Они фактически связывают воедино все элементы инфраструктуры Фонда. Программы по защите интеллектуальной собственности, испытаниям и прототипированию, позволили эффективно задействовать Центры коллективного пользования (ЦКП), расположенные как на территории Технопарка «Сколково», так и за его пределами, научное оборудование Сколтеха, других университетов и научных учреждений, а также Центра интеллектуальной собственности «Сколково» (ЦИС).

Справедливо и обратное утверждение, продолжает Сергей Кржановский: предложения и идеи самих участников проекта и Центров коллективного пользования позволяют Грантовой и экспертной службе совершенствовать микрогрантовые программы. В качестве примера он приводит последнее обновление программы «Проведение испытаний», которое повлекло внесение более 30-ти уточнений и изменений; в программе появилось три новых направления.

Программы «Создание прототипов» и «Приобретение комплектующих для сборки прототипа» позволяют компаниям воплощать разработку в действующем образце. Участник может доверить изготовление прототипа или даже его отдельной детали как профессиональному подрядчику, так изготовить их самостоятельно, например, если у него нет желания раскрывать свою разработку какому-либо. При этом понятие «прототипа» трактуется в этих программах достаточно широко, чтобы максимально охватить весь спектр направлений деятельности сколковских компаний; помимо непосредственно самого опытного образца продукта, в него также включаются: макет, испытательный стенд, наработка вещества, в том числе лекарственного средства, новый материал, микропроцессорная техника и электроника, стерильная упаковка.

Программа «Создание прототипа» предусматривает также возможность для участника заказать разработку промышленного дизайна. Такая возможность послужила стимулом формирования в Технопарке «Сколково» целого пула ЦКП, которые оказывают услуги по разработке промышленного дизайна. «На мой взгляд, это примечательная история, которая является ярким примером того, как спрос, хоть и немного простимулированный, становится важным элементом инновационной экосистемы, и не только сколковской, но и шире – российской», - отмечает Сергей Кржановский.

Микроггранты "Сколково" позволили компании "Анизопринт" привлечь инвестиции. На фото Sk.ru: Федор Антонов, CEO "Анизопринт"

Программа «Аренда лабораторного оборудования и покупка лицензии ПО» позволяет, среди прочего, приобретать на средства микрогранта лицензии на ПО для моделирования физических и химических процессов, автоматизации проектирования (САПР, CAD системы), визуализации массивов данных или отладки и создания новых программных продуктов, проведения кластерных вычислений, а также арендовать лабораторное оборудование для самостоятельной сборки прототипа или проведению испытаний.

За 2017 год с помощью микрогрантов проведено более 800 испытаний продуктов участников Проекта, в том числе сертификационных, а также создано более 100 прототипов продуктов или их отдельных частей

Четыре других программы - «Создание прототипов», «Приобретение комплектующих для сборки прототипа», «Проведение испытаний» и «Аренда лабораторного оборудования и покупка лицензии ПО» – помогают участнику получать существенную поддержку по финансированию своей исследовательской деятельности.

Еще две микрогрантовых программы касаются сферы защиты интеллектуальной собственности. Через ЦИС «Сколково» участник может не только оформить патент, изучить патентные ландшафты по теме своего проекта в других государствах, перевести свою PCT-заявку на зарубежную фазу, но и компенсировать затраты на этот процесс. Последнее касается как услуг ЦИС, так и зарубежных патентных поверенных.

Кстати, по микрогрантам на защиту интеллектуальной собственности самый высокий процент одобрения заявок участников – около 60%.

Микрогранты как инструмент и стимул 

Самая популярная программа, если судить по количеству заявок на микрогранты (почти половина от пяти с лишним тысяч, поступивших за три года), связана с участием в выставках и конференциях.

Анна Мордовцева на VivaTech-2018 в Париже. Фото: CARiOT

«Большинство сколковских компаний активно принимают участие в выставках и конференциях сразу после того, как появилась такая микрогрантовая программа, - комментирует вице-президент Фонда. - В рамках этой программы Фонд компенсирует расходы, связанные с проездом, проживанием, регистрационными взносами, установку стендов и т.д. По опыту своей предыдущей работы я знаю, что другие программы в рамках поддержки инновационной деятельности или малых и средних компаний компенсируют существенно меньшее количество затрат по участию в выставках.

Данная программа стимулирует деловую активность  через участие в российских и  международных  выставках приносит весьма ощутимый вклад в коммерциализацию участниками результатов своей деятельности: компании и деловые контакты устанавливают, и находят заказчиков среди российских и зарубежных партнеров». Например, по итогам поездок во Вьетнам компания «Сибирские водные технологии» открыла свое представительство в этой стране.

«День экспонента насыщен встречами, переговорами, презентациями. Каждую минуту ты либо отвечаешь на вопросы посетителей, либо изучаешь интересные тебе стенды, - делится впечатлениями от участия в крупной международной технологической конференции и выставке VivaTech-2018 в Париже Анна Мордовцева из компании CARiOT (резидент космического кластера «Сколково» разрабатывает решения «под ключ» для каршеринга). - Такое участие обеспечивает мозоли на ногах и языке, зато дает максимальную отдачу. За 3 дня мы провели 12 встреч, обсудили одно международное партнерство, узнали о планах крупнейших операторов каршеринга в Европе, заключили одно соглашение о намерениях. Квартальный план продаж почти закрыт».

В цифрах эффект от участия в выставках и ярмарках не всегда можно оценить, однако компания SCORISTA (онлайн-сервис оценки заемщиков для МФО) утверждает, что, приняв участие за счет средств микрогрантов в пяти конференциях в прошлом году, увеличила выручку в 2,5 раза и установила контакты с крупнейшими МФО в России. Компания «СэйфТек» в том же году девять раз воспользовалась микрогрантами для участия в выставках конференциях, по результатам которых заключила лицензионные договоры с пятью крупными отечественными банками, включая Россельхозбанк.

Рассказ о трехлетнем опыте реализации микрогрантовых программ не представляет собой реляцию о бесконечной серии успехов и достижений. Собственно, сами по себе новые программы возникают именно там и тогда, где и когда выявляются проблемы участников «Сколково». Одной из таких проблем, на взгляд руководителя Грантовой и экспертной службы, являются недостаточные навыки, а часто и просто неумение компаний представлять себя на международных форумах. Эту точку зрения разделяют менеджеры из кластеров Фонда. Вследствие чего на последнем Совете Фонда была утверждена новая, маркетинговая, программа микрогрантового финансирования.

«Здесь мы преследуем цель повышать качество тех материалов, которые наши компании представляют на отраслевых выставках и конференциях, - рассказывает Сергей Кржановский. Самое ближайшее время эта программа  начнет действовать и мы сможем компенсировать компаниям, например, создание видеороликов, производство промоматериалов, тизеров, - чтобы компании были полноценно, качественно представлены. Это хороший мостик от программы, которая существует (участие в выставках и ярмарках), к повышению качества такого участия.

Логическим завершением процесса коммерциализации, в котором Фонд может оказать поддержку участнику проекта, является программа «Экспериментальное внедрение разработанных продуктов». Здесь мы поддерживаем нашего резидента, когда у потенциального покупателя имеется интерес к продукту, но он еще не готов принять решение о совершении покупки. В этом случае мы частично компенсируем затраты компании на предоставление своего продукта на тестирование и изучение его применимости в бизнес-процессах потенциального покупателя. Например, это может быть нефтяной насос, который потенциальный покупатель может взять на тестирование в реальных условиях эксплуатации, а Фонд компенсирует участнику затраты на доставку этого насоса, проезд и проживание сотрудников».

Софинансирование – барьер или новые возможности?

Одна из последних программ называется «Участие в акселерационных программах». Фонд аккредитует акселерационные программы – именно программы, а не акселераторов, подчеркивает собеседник Sk.ru: «Мы выбираем такие акселерационные программы, которые в соответствии с их отраслевой спецификой были бы максимально полезны нашим компаниям. Это могут быть программы по выводу на различные рынки, поиску зарубежных партнеров, продажам, нетворкингу, общению с отраслевыми экспертами и менторами».

«Программа нужна затем, чтобы компания, подходя к определенному этапу своего развития, не останавливалась, а осознавала, что есть инструменты, которые помогут им, как минимум, понять, насколько данный проект востребован, реализуем и насколько он может быть  привлекателен для потенциального потребителя и инвестора»

Программа введена в конце прошлого года, и за это время Фонд аккредитовал порядка десяти акселерационных программ, включая международные. Фонд компенсирует участникам 50% затрат на акселерационную программу. Логика, по словам Сергея Кржановского, в том, «чтобы это не превращалось в бизнес-туризм», если, например, программа зарубежная: «По той же логике мы очень внимательно подходим к программе по участию в выставках, и с конца лета в отношении этой программы введено софинансирование: Фонд компенсирует 75% затрат по программе, остальное – участник».  

Неслучайно и то, что в программе по участию выставках изначально определена меньшая сумма заявки: одна заявка на сумму не более 500 тысяч рублей (по всем остальным 1,5 миллиона) и максимально в год не более 2 миллионов рублей (по остальным программам годовой лимит – не более 4 миллионов).

За три года существования микрогрантовых программ на них потрачены значительные средства, более 800 миллионов рублей. «Мы внимательно относимся к каждой заявке, изучаем смету, цели, обращая особое внимание на то, чтобы расходы были направлены на цели по созданию того продукта, который компания заявляла, получая статус участника «Сколково», - резюмирует руководитель Грантовой и экспертной службы. - Это способствует развитию у участников бизнес-компетенций, у них появляется дополнительная мотивация добиваться наилучших условий, оптимальных цен у подрядчиков или ЦКП, когда они понимают, что голосуют своим рублем хотя бы на 25%.

Опыт показывает, что Фонд принял правильное решение, начав внедрять микрогрантовые программы. Три года спустя они пользуются достаточно большой популярностью, а участники, которые ими воспользовались, получают интересные результаты. Следует понимать, что микрогрантовые программы нацелены на решение достаточно локальных, точечных задач компаний. Со стороны может показаться, что эти вещи незначительны. На самом деле мы помогаем стартапу решать очень важные для него проблемы. Программа нужна затем, чтобы компания, подходя к определенному этапу своего развития, не останавливалась, а осознавала, что есть инструменты, которые помогут им, как минимум, понять, насколько данный проект востребован, реализуем и насколько он может быть коммерциализирован, привлекателен для потенциального потребителя и инвестора».