Сергей Смирнов: «Для меня интересен каждый проект, выделить что-то сложно. Вообще мне повезло, у меня счастливая работа, я все время что-то изобретаю»

6 июля 2012 г.

Группа компаний «Smirnov Product Development», президент

«Творить и создавать, анализировать и изобретать на годы вперед. Иметь опыт в создании успешных продуктов в самых различных сферах: медицине, электронике, транспорте. А теперь еще – попасть в космос и покорить Луну. Все это может Сергей Смирнов – бизнесмен, инноватор, изобретатель».

О персоне: Сергей Смирнов, Президент группы компаний «Smirnov Product Development»

 

Ваша карьера успешна, она может служить примером для начинающих бизнесменов, расскажите, счего начинался Ваш путь?

Мои родители были близки к искусству, к дизайну, мой дедушка был рационализатором, раньше это так называлось, поэтому я вырос с четкой идеей – творить и создавать, мечтал стать изобретателем. Окончил школу и поступил в Московскую Государственную Художественно - Промышленную Академию им. С. Г. Строганова, на факультет промышленного дизайна.

Когда заканчивал учебу, я начал заниматься коммерческой деятельностью, в области промышленного дизайна, фрилансом, но быстро понял, что я один в поле не воин. Нужно организовать такой сервис, который позволит делать конструкцию изделия. Я нашел себе партнера, конструктора - Илью Артамошина, и, начиная с 1998 года, мы вдвоем создавали «Смирнов дизайн».

Впоследствии он продал мне свою часть компании и ушел. Бывают люди, которые не хотят отвечать, развиваться, а хотят работать спокойно, за зарплату, тем более времена тяжелые были, безденежье и ответственность не всякий тянет.

 

Как появилась группа компаний «Smirnov Product Development», какие компании в нее входят и вкаких направлениях они работают?

Группа наших компаний появилась постепенно: сначала «Смирнов Дизайн» - разработка дизайна, создание конструкции. Затем, в 2003 году - «Смирнов Технология», так как следующим шагом, после создания конструкции, было - изготовление пресс- формы для литья пластика. Изначально мы заказывали это в других компаниях, качество и сроки устраивали не всегда, в общем, решили заняться сами.

А в 2010 году мы создали компанию «ЗАРИО», некий производственный интегратор, который может взять на себя любые задачи по подготовке к производству.

Ее слоган – «Мы можем сделать все, что угодно»!

 

Сколько лет Вы на рынке?

Если говорить о коммерческом рынке, то первый проект я сделал достаточно давно в 1994 году. А как компания мы работаем с 1999 года. Но формально компании «Смирнов Дизайн» и «Смирнов Технология» начали свою работу в 2003 году.

 

Расскажите, почему Вы выбрали направление промышленного дизайна и исследования?

В начале разработки этого направления я сделал несколько коммерчески успешных и неуспешных проектов. В 1997 году разработал и запустил в производство электрический выключатель, модель была не особо интересной, но количество проданных экземпляров превысило 50 миллионов.

Я захотел разработать более оригинальную и интересную модель, но спроса на рынке она не вызвала абсолютно. И здесь произошло некое осознание таких вещей, что роль моя, как дизайнера, не в том, чтобы делать оригинально, а в том, чтобы оказывать бизнес-услугу моим заказчикам, моим партнерам, поэтому мы сразу сориентировались на том, чтобы сделать инженерно-дизайнерский сервис. Сразу появилась коммерческая ориентированность компании, в отличие от многих других дизайнеров, которые стали больше уходить в «арт» и «фан» направления.

Иногда мы делаем очень неинтересные, с точки зрения обывателя, вещи, которые связаны с медициной, спецоборудованием, со средствами связи. Но мы стали очень глубоко понимать ответственность перед тем продуктом, который мы создаем. Мы не имеем права легко относиться к тому творчеству, которое имеет важное значение, стоит так дорого и должно быть успешным.

Изучая тему промышленного дизайна оказалось, что в мире люди уже работают над этим и работают давно. Даже в СССР такие исследования очень серьезно проводились, но понятие дизайна, как такового, не существовало, это все больше было теоретическими изысканиями.

В основном, как коммерческий инструмент дизайн-исследования развивались на Западе. Мы стали придумывать что-то, что-то изучать и в результате предложили такую услугу на рынке, которую никто не понимал в то время, да и сейчас мало кто понимает и знает, что такое дизайн-исследования и для чего они нужны. Потому что иногда дизайн - исследования вообще не связаны с дальнейшей разработкой дизайна - это попытка передать информацию о нашей культуре, рассказать дизайнерам других стран, что им нужно делать, чтобы на российском рынке был успех. Это связано не только с маркетинговым анализом ситуации, но и с практическими шагами.

 

Для каких компаний Вы оказываете услуги промышленного дизайна и дизайн исследований?

К нам неоднократно обращаются как российские компании, так и международные корпорации, ищущие кастомизации на локальном рынке. Среди иностранных компаний: «LG», «Samsung Electronics», «Bombardier». Много российских заказчиков, среди них: «Inteko», «Аксион», «Ультрастар», сейчас закончили проект для «Гослото».

 

А что именно Вы исследовали для компании «Bombardier»?

Для них мы делали 2 проекта. «Bombardier» планировали выпускать для России двухэтажные поезда. Тема очень интересная, их платформа позволяла вписаться в наши железнодорожные стандарты, габариты, то есть сделать двухэтажный вагон. Подобный проект они запустили во Франции.

Мы проводили короткое исследование для них на тему того, чем наше путешествие отличается от путешествий за рубежом. Очевидно, что психология нашего пассажира крайне отличается от психологии иностранного. Мы предлагали как исследования, так и эскизы разных классов вагонов от простого до люксового купе, соответственно компоновали, давали разные советы, к примеру, о том, что нельзя оставлять чемоданы у дверей, как в Европе, просто психологически у нас этого не поймут и будут тащить свой багаж к себе в купе.

А вторым проектом для них была разработка на тему электрички для Олимпиады Сочи 2014. Мы разработали концепты, как оформить их электричку, какие особенности должны быть и каким образом электричка станет обыденной, после окончания Олимпиады. Некоторое время на сайте РЖД с этой электричкой даже был ролик.

 

Какой проект был самым интересным для Вас?

Для меня интересен каждый проект, выделить что-то сложно. Вообще мне повезло, у меня счастливая работа, я все время что-то изобретаю, абсолютно разнообразное. Есть интересный проект «Селеноход» - это луноход. Он для меня очень интересен, он связан с Луной и просто греет мне душу. Дефибриллятор сейчас делаем - отличный проект.

Все исследовательские проекты открывали такие стороны некоторых вещей, которые, на первый взгляд, кажутся абсолютно простыми. Мы изучаем вещи, людей, получаем бесценный опыт и применяем его в будущем.

 

А ваше первое изобретение?

Выключатель - мой первый проект, настенный обычный выключатель. Очень много факторов влияет, не только дизайн, даже то, как он щелкает, ровный ли зазор, хорошо ли покрашен.


Вы участвуете в «Лунной гонке» с проектом «Селеноход», расскажите об этом проекте.

Есть команда «Селеноход», членом которой являюсь я и компания «Смирнов Дизайн». Мы являемся главным креативным партнером этой команды, отвечаем за дизайн, за какие-то конструкционные вещи, потому что во многом промышленный дизайн нельзя отделить от конструкции.

Компания «Google Lunar X PRIZE» объявила конкурс - в этом состязании главный приз в $20 миллионов получит коллектив, сумевший первым в условиях частного финансирования спроектировать, построить и высадить на Луне подвижного робота. Тот должен пройти по лунной поверхности не менее 500 метров, передавая видео, фото и другие данные. Очень хороший приз, плюс бонусы, если что-то интересное найдем, переночуем. Такая вот лунная гонка. Кто первый.

Участвуют более 20 команд. Со всей территории СНГ наша команда «Селеноход» - единственная. У нас своя концепция.

Мы разработали малый аппарат. В этом конкурсе не допускается очень сильное участие государства, не более 10 %, только частные компании.

Мы стали резидентами «Сколково» и хотим не только победить в гонке, но и создать некий коммерческий продукт, вырастить из команды целую компанию «Селеноход», которая будет предоставлять различные инженерные платформы для космических планетоходов, робототехнику, в том числе и наземную, связанную с экстремальными средами.

На сегодняшний день проект находится на стадии создания уже взрослого образца, который будет представлен космическим агентствам для оценки. Очень серьезно подходим к оформлению конструкторской документации, с точки зрения наших космических стандартов, плотно общаемся с нашими агентствами и компаниями, НПО им. С.А.Лавочкина, с Институтом Космических Исследований.

Инициатива исходит от нас, но, если 2 года назад это было смешно для них, то сейчас идет уже серьезный разговор вплоть до того, что к нам в команду выделяют представителей институтов, чтобы они помогали и подсказывали, чтобы даже формальности были соблюдены на уровне стандартов.

Так что мы четко настроены на победу!

 

Как Вы считаете – насколько этот проект реален?

Реален, более чем! Да, есть проблемы с запуском, с перелетом, с приземлением, мы собираемся эти проблемы решить за счет присоединения к лунной миссии, благо есть в планах у России. Сейчас все это становится серьезнее и серьезнее, потому что как только мы стали резидентами «Сколково», появилась ответственность, потому что мы там не просто же так, а в космическом кластере «Сколково».

 

А как вы начали свое сотрудничество со «Сколково»?

Написали заявку. Вообще, мы их нашли. У них есть недозагруженность ядерного и космического кластеров.

У нас в команде много специалистов, которые связаны с космической отраслью. Мы написали заявку, встретились, обосновали коммерческое будущее проекта после его полета на Луну.

Мы создаем технологии, очень свободно относимся к материаловедению, то есть существуют стандарты, которые еще Королев задавал и все пытаются следовать им, а мы пришли и говорим: «А давайте углепластик использовать?».

Классические конструкторы очень осторожные, к нововведениям относятся с опаской. Мы свободнее к некоторым вещам. Это нам дает инновационную нотку в этой достаточно консервативной области. Мы создаем сейчас очень маленький и легкий аппаратик, который по функционалу будет достаточно интересный.

 

Расскажите о Ваших инновациях в сфере медицинских услуг.

Наша инновация сейчас заключается в том, что мы очень внимательно изучаем сценарий использования медицинского оборудования.

4 года назад изучали неонатальные центры (инкубаторы для малышей). В тех медучреждениях, где мы были, установлены достаточно современные дорогие европейские аппараты, но сценарий их использования и то, в каких помещениях они стоят, показал, что есть куча недостатков, которые можно компенсировать за счет дизайнерских решений на будущее.

Получается, что в российских условиях, мы можем создавать инновацию и наше оборудование будет эффективнее зарубежного. За счет того, что оно будет приспособлено к условиям и персоналу. Сложный аппарат с тачскрином и непонятным интерфейсом рассчитан на квалифицированного врача, но для стажера или медсестры он – как из будущего.

Я очень серьезно сориентирован на медицинскую тематику, потому что у нас есть огромное поле для деятельности и много проблем. Сейчас делаем дефибриллятор, учли те нюансы, которые в кабинете придумать невозможно, их можно сгенерировать, только общаясь с врачами скорой помощи. Мы придумали очень интересную компоновку, внешне мало отличий, но со стороны функциональности и удобства он будет незаменим.

Но, к сожалению, мы не встретили поддержки и понимания со стороны чиновников медицины и госструктур, которые должны наоборот инициировать проекты.

Неужели они не видят и не понимают эти проблемы? Или не хотят понимать…

 

Расскажите, как Вы успеваете следить за всеми проектами?

Мы можем успевать и больше. В активной фазе мы уже 15 лет работаем. В другой стране я бы сделал больше. Потом я же не один, со мной работает отличная команда!

 

Как Вы подбирали свою команду?

Это уникальные люди, которых я очень постепенно собираю и обучаю. Я не жду готовых специалистов, взращиваю их сам и сам учусь, я же тоже не все знаю в этом мире.

Есть костяк, он сформировался давно, надежные люди, серьезные конструкторы, талантливые дизайнеры. Я вывел собственную формулу - встречаю 1 уникального человека в год.

У нас серьезная кадровая проблема, колоссальная, в свое время был огромный разрыв. В этой области никто не преподает. В Екатеринбурге чуть- чуть стараются, в Санкт- Петербурге так вроде ничего, Строгановка – слаба.

 

В чем секрет Вашего успеха?

Во-первых, мне очень нравится моя работа. Замечательное совпадение того, что мне дано от природы и того, чем я занимаюсь. Во-вторых, в России у нас нет такого рынка и это позволяет мне быть лидером, первым номером. Надо выходить на свои продукты, надо искать поддержки государства и, дай Бог, чтобы Ваша работа приносила Вам такое же удовольствие, как и мне.

Елена Курочка