Сервисы аренды самокатов оценили влияние санкций на работу в России

18 марта 2022 г.

В этом году они смогут продолжить работу, а дальше — под вопросом

Представители сервисов аренды самокатов говорят, что успели закупить оборудование к предстоящему сезону до введения санкций. Но стоимость поездки может вырасти. Остается и открытым вопрос — смогут ли сервисы работать дальше

 

Опрошенные РБК представители сервисов аренды электросамокатов, так называемых кикшерингов, заявили, что успели подготовиться к предстоящему сезону.

 

По словам представителя сервиса Whoosh, к новому сезону в компании они готовились заранее, зимой. Этот сервис уже выставил самокаты для использования. Whoosh покупает самокаты на заводе в другой стране (в какой — его представитель не уточнил), а потом собирает в России. «Шеринговая платформа, приложения и прошивки самоката — это собственная разработка сервиса», — рассказал представитель Whoosh. Согласно данным на сайте сервиса, на начало марта у него было 50 тыс. самокатов, в том числе 15 тыс. — в Москве и 9 тыс. — в Санкт-Петербурге. В Whoosh отметили, что планируют «запускать активно новые города». В компании не стали прогнозировать, сможет ли она закупать запчасти и самокаты после окончания сезона.

 

Представитель Urent рассказал, что компания приобрела самокаты в этом году из Китая. Начать сезон сервис планирует в период с 18 по 23 марта. Часть деталей компания печатает на 3D-принтерах в России, «запас остальных позволяет гарантировать обслуживание парка для обеспечения безопасных поездок в этом сезоне», говорят в Urent. При этом в компании уверяют, что поставки из Китая сейчас «идут без перебоев». Программное обеспечение, установленное на самокатах Urent, является собственной разработкой компании.

 

Представитель пресс-службы Molnia заявил, что они не испытывают трудностей из-за введения санкций в отношении России и логистических проблем, так как «заранее сформировали парк самокатов и закупили все необходимые детали с запасом». Сервис планирует вывести около 3,5 тыс. самокатов в этом сезоне. В компании используют собственное программное обеспечение, поэтому не зависят от иностранного.

 

При этом представители сервисов не исключили роста стоимости поездок. По словам представителя Whoosh, они начали сезон с тарифов прошлого года, сейчас цена поездки составляет 8 руб. за минуту, а старт поездки — 50 руб. «Но не исключаем, что нужно будет скорректироваться в сторону увеличения, чего не хотелось бы», — сказал он. Представитель Urent сообщил, что в начале сезона цена за поездку составит 5–7 руб. за минуту (и 50 руб. за старт с каждой поездкой), дальше она «будет зависеть от спроса и предложения на рынке». У сервиса Molnia в стандартном тарифе с разрешенной скоростью езды 20 км/ч старт поездки обойдется в 45 руб. и далее по 5 руб. за минуту при поминутном тарифе.

 

Какие перспективы у кикшеринга в России

 

По оценке проекта Truesharing.ru, в 2021 году объем российского рынка кикшеринга составил 11–12 млрд руб. Около 50 сервисов по аренде самокатов работали в 90 городах России. У этих сервисов было 10–15 млн пользователей, которые совершили примерно 55 млн поездок. Средняя стоимость поездки составляла 160–200 руб. (7–8 руб. за минуту). Крупнейшими игроками были Whoosh и Urent, на них приходилось 70–80% рынка. В конце прошлого года Truesharing.ru прогнозировал, что к 2024 году объем этого рынка вырастет до 35–40 млрд руб., парк самокатов достигнет 300–350 тыс. единиц, а число клиентов увеличится до 40–50 млн человек.

 

По словам источника на рынке аренды самокатов, у таких сервисов могут возникнуть серьезные проблемы в связи с тем, что все оборудование — как самокаты, так и запчасти — импортное. «Железо» можно покупать в Китае, однако он предупреждает, что Китай может присоединиться к санкциям США и ЕС или может начаться новая вспышка пандемии, что еще больше усложнит логистический кризис. «Рынок в лучшем случае законсервируется. Как средство для развлечения или транспорт «последней мили» самокаты остаются не самым доступным по деньгам удовольствием», — указал собеседник РБК.

 

 

Управляющий партнер TMT Investments Артем Инютин говорит, что логистические проблемы уже замедляют темпы поступления любого оборудования и техники в Россию.

«В связи с введенными санкциями будут падать личные доходы и покупательная способность населения, а в таких проектах, как аренда средств личной мобильности, очень важны доходы. Если лишних денег у населения не будет, то и такого рынка не будет, он не будет расти, а «схлопнется» и застынет на определенном уровне. Инвесторов же нерастущий рынок, в котором нет перспектив, не интересует», — категоричен Инютин.

По его словам, российский венчурный рынок стал «слишком рискованным» для инвесторов, и если кто-то и будет инвестировать в рынок аренды самокатов, то «это будут в основном российские инвесторы» или государственные компании.

 

Одной из последних инвестиций на этом рынке были вложения в размере 2,09 млрд руб. в Urent от МТС, фондов VPE и VEB Ventures (венчурный фонд ВЭБ. РФ). Представитель МТС считает, что рынок аренды самокатов будет «по-прежнему востребован». В Veb Ventures рассчитывают, что финансирование с их стороны позволит Urent в ближайшие 2–3 года «самостоятельно обеспечивать потребности в развитии продуктов, наращивать парк транспортных средств и запускать новые сервисы».

«Сейчас мы активно рассматриваем различные варианты, направленные на поддержку Urent и других проектов российского бизнеса. Наша задача — помочь сервису построить большую компанию-лидера как в сегменте b2c-поездок, так и основного провайдера b2b-услуг по эксплуатации шеринговой техники», — сказал представитель Veb Ventures.

 

По мнению венчурного инвестора, основателя инвесткомпании A.Partners Алексея Соловьева, выиграют те компании, которые будут «максимально гибкими и сосредоточенными на повышении операционной эффективности — готовые покупать б/у самокаты, работать с разноплановым парком, не боящиеся комбинировать свою и франчайзинговую модель. По словам управляющего партнера Skolkovo Ventures Павла Морозова, рынок аренды самокатов в части санкционных рисков «выглядит относительно защищенным: аппаратная база несложная, много производителей, в подавляющем большинстве случаев это азиатские поставщики».

 

«Основная проблема в бизнес-модели — она и в прежних условиях не была устойчиво прибыльной, а в ситуации падающего потребительского спроса и валютных капзатрат, высоких кредитных ставок выглядит безнадежной», — резюмирует Морозов.

  

 

Источник: rbc.ru