Skolkovo Petroleum протестирует IT-технологии

8 декабря 2016 г.

В Техасе не первый год проходит конференция Pumps & Pipes: на ней участники делятся решениями, которые, будучи изначально разработаны для нефтянки, могут пригодиться кардиологам и представителям аэрокосмической промышленности и наоборот. Эта идея плюс недавний программный продукт, разработанный сколковским резидентом совместно с Яндексом, подсказали главе Нефтегазового центра Фонда Марату Зайдуллину тему очередной конференции Skolkovo Petroleum.

Форум пройдет 21 декабря в Гиперкубе «Сколково»; в этом году он посвящен роли информационных технологий в развитии нефтегазовой отрасли. В интервью Sk.ru Марат Зайдуллин рассказал о том, как рождаются неожиданные идеи на стыке нефтянки и IT, и как эти идеи обретают плоть на Skolkovo Petroleum, в рамках которой определятся победители конкурса инновационных проектов по разработке и внедрению новых технологий для нефтегазовой отрасли Skolkovo Petroleum Challenge.


Руководитель Нефтегазового центра Фонда Марат Зайдуллин

«Насколько я знаю, - а я стараюсь следить за всеми событиями нефтегазовой отрасли, - таких конкурсов федерального масштаба, нацеленных на коммерчески перспективные инновацинные проекты,  в стране больше нет, - рассказывает руководитель Нефтегазового центра. - Есть конкурсы, организованные отдельными компаниями; так «Сибур» проведет финал своего конкурса IQ-Chem на Startup Village в июне следующего года, мы там выступаем партнерами. Есть региональные конкурсы, но в них участвуют 10-20, как правило, местных компаний. Я не видел ни одного конкурса, нацеленного именно на нефтянку, в котором бы участвовали свыше сотни проектов, нацеленных на коммерческий успех, а в составе жюри - практически все крупные нефтегазовые компании России. То есть если говорить об уникальных характеристиках конкурса Skolkovo Petroleum, первая – это масштаб, вторая – нацеленность на коммерческий успех. Ну, и, в-третьих, это – масштаб не просто с точки зрения количества участников и регионов, а в плане широты технологического охвата. Нефтянка – большая область, начиная с поиска углеводородов и заканчивая строительством трубопроводов, и мы охватываем ее всю».

«Инновационная курилка»

В цифрах Skolkovo Petroleum выглядит так. На конференции ожидается  300-400 человек. Для участия в Skolkovo Petroleum Challenge заявлено около 100 проектов. Такое представительное мероприятие привлекает инвесторов, а также помогает привлекать новых участников Фонда, в чем, собственно, и состоит главный смысл его проведения. Под нынешним брендом конференция проходит второй раз, ранее в более скромных масштабах она проводилась в рамках клуба друзей энергоэффективного кластера Фонда.

В конференции задействовано несколько элементов экосистемы «Сколково»: крупные партнеры, резиденты и инвесторы, – продолжает Марат Зайдуллин. - Чтобы их всех привлечь, нужно показать новые проекты, которые пришли на конкурс, дать возможность нашим участникам пообщаться с крупным бизнесом, который туда придет, в том числе, судить конкурс. То есть мы сразу решаем несколько задач: в конкурсе находим новых участников и показываем их потенциальным инвесторам, параллельно проходят питч-сессии уже имеющихся участников с инвесторами и общение резидентов с крупным бизнесом. От крупного бизнеса мы, в свою очередь, ждем рассказа о том, что ему нужно сейчас. Каждая компания движется в своем направлении: кому-то сейчас интересны технологии бурения, кому-то, как «Татнефти», - увеличение нефтеотдачи на зрелых месторождениях. На конференции происходит активное общение – такая «инновационная курилка»; эту формулу несколько лет назад предложил коллега из Роснефти, когда мы обсуждали с ним концепцию конференции; он сказал: «Я понимаю, зачем ты это делаешь, - это инновационная курилка, где соберутся все вместе люди, которые редко общаются вживую, и будут рождаться  какие-то новые неожиданные идеи».

Почему IT?

Марату Зайдуллину импонирует идея хьюстонской конференции Pumps & Pipes, в рамках которой человеческое сердце уподобляют не пламенному мотору, а нефтяному насосу, а сосуды – нефтепроводам. Технологии нефтянки, в особенности в условиях относительно низких цен на углеводороды, имеют шанс обрести новую жизнь в самых неожиданных областях.

Марат Зайдуллин (в центре) на выставке Нефтегаз-2016. 

Однако непосредственную идею «скрестить» на сколковской конференции  IT и нефтегаз руководителю Нефтяного центра Фонда подсказала разработка сколковского участника – компании РРТ - совместно с компанией Yandex.В сентябре они презентовали новый программный продукт, в котором наработки Яндекса в области машинного обучения и больших данных и техническая экспертиза резидента «Сколково» в нефтепереработке позволили создать решение для любого непрерывного производства, в т.ч. нефтепереработка и нефтехимии. «Программа анализирует исторические данные, даже если они не очень качественные, и позволяет выдать рекомендации о том, как в режиме онлайн оператору управлять производством, чтобы повысить эффективность на 5-7-%. Т.е. ничего не модернизируя, не меняя производственных процессов, не устанавливая нового оборудования, а только за счет рекомендаций оператору о том, как вести себя в зависимости от множества внешних переменных факторов, они достигают такого увеличения производительности. РРТ в течение нескольких лет с помощью наших грантов разрабатывал тяжелые установки, стоящие десятки миллионов долларов. А тут, случайно познакомившись с Яндексом, нашли такое неожиданное бизнес-решение.

И таких интересных решений на стыке нефтянки и IT может быть много, - считает Марат Зайдуллин. - Пообщались с IBM, другими коллегами и партнерами, и пришли к выводу, что это всем очень интересно. Такие трендовые вещи, как промышленный интернет вещей, большие данные, машинное обучение – это все очень хорошо ложится на нефтегаз».

Организатор Skolkovo Petroleum  приводит другой пример, более прикладной, хотя и менее масштабный. В «Сколково» есть резидент ИТ-кластера, который разрабатывает интеллектуальные надстройки для PID-контроллеров для любых процессов. Эти контроллеры нужно обучать: обычно коэффициенты задаются людьми, которые их проектируют. Разработчики сделали надстройку, которая в онлайн-режиме анализирует процесс и сама подстраивает контроллер под параметры этого процесса. Область применение – от микроволновок до космических кораблей; одно из применений, которое дало очень большую отдачу, - контроль и управление бурением. Когда бурят скважину, характеристики сильно меняются в зависимости от глубины; скачет давление, то прорыв воды, то газа – двигатель насоса должен очень тонко на это реагировать. Традиционное решение не позволяет учитывать такое множество характеристик и заложить их в один классический контроллер. Решение позволяет его адаптировать.

Разработчик закончил в этом году испытания в США на бурении нескольких скважин; среднее ускорение бурения составило 20%, а это до 1 млн долл. на одну скважину, только за счет более гибкого и интеллектуального управления.

«Если говорить об уникальных характеристиках конкурса Skolkovo Petroleum, первая – это масштаб, вторая – нацеленность на коммерческий успех. Причем это масштаб не просто с точки зрения количества участников и регионов, а в плане широты технологического охвата. Нефтянка – большая область, начиная с поиска углеводородов и заканчивая строительством трубопроводов, и мы охватываем ее всю»

На конференции будет доклад от еще одного резидента Фонда о том, как прогресс в области вычислительных технологий позволяет на основе анализа исторических данных о работе группы скважин получить кардинально более точную информацию о месторождении: понимание характеристик месторождения между скважинами, распределение остаточной нефти и т.д. Опять же такие технология не требует проведения дорогостоящих экспериментов, не требует остановки скважин, чтобы спустить туда какой-нибудь прибор; суперкомпьютер и выдает рекомендации, где нефть есть, а где ее нет. И это в перспективе позволяет повысить коэффициент извлечения нефти на 10-20%.

Индустрия - «Сколково»: конвейер отношений

Существует устойчивое мнение, что крупному нефтяному бизнесу в России не нужны инновации. Марат Задуллин с этим не согласен: «По моему опыту, за те четыре года, что я работаю в «Сколково», - а ранее я взаимодействовал с Фондом, еще работая в «Газпромнефти», где я был ответственным за работу со «Сколково», - отношение нефтянки к инновациям сильно поменялось. Сейчас у нас партнерские соглашения и реальные партнерские взаимоотношения практически со всеми крупными компаниями, кроме, разве что, тех кто традиционно полагается на собственные разработки и нефтесервис, как «Сургутнефтегаз».

В 2013 году была большая проблема взять прорывную технологию и вживую показать в неформальной обстановке какой-то крупной компании. Сейчас я запросто могу отправить в десяток компаний некую технологию. В тех компаниях, в которых она потенциально может быть применена,  ее в большинстве случаев рассмотрят, пригласят к себе команду разработчиков, и если технология действительно применима, ее включат в план испытаний. Вот этот конвейер, с точки зрения взаимоотношений индустрии со «Сколково» и участниками Фонда у нас налажен.

Практический эффект от конференции сложно измерить количественно. Я знаю десятки полезных контактов, которые были заведены в ходе конференции  прошлого года, много новых участников, много пар участник-инвестор появилось в результате наших конкурсов. В целом – это инвестиции в дальнюю перспективу. Есть компании, с которыми я начинал общаться в 2013-2014 гг. и они только сейчас начинают принимать решение о том, что им нужно здесь размещаться или быть партнерами. Этот процесс идет не всегда быстро, в большинстве случаев мы как раз на таких конференциях постепенно развиваем отношения, ищем новых участников.

В конкурсе результаты очевидней. По 2015 году статистику еще подводить рано, а вот по итогам 2014 года из 30 финалистов у нас 18 уже стали резидентами и 11 получили гранты, т.е. коэффициент полезного действия очень высок».