Студенты для бизнеса

13 октября 2021 г.

Как выстроить успешную коммуникацию и обучить будущих сотрудников

 

АВТОР: Алексей Ремез 

Основатель компании UNIM 

резидент Сколково

 

x8b3ccd4e426e9364e9f37c6e8a9f1d6b.jpg.pagespeed.ic.SioZ12M3_2D00_b_dUDUTpY.jpg

Фото: Из личного архива Алексея Ремеза. 

  

Интерес к стажировкам в России за последние четыре года увеличился в 1,5 раза. Учащиеся вкладывают ресурсы в самообразование, чтобы получить ценный практический опыт. Бизнес, в свою очередь, может обучить сотрудников для собственных целей и "вырастить" талантливые кадры во время практики. Предлагаю разобраться в том, как подобрать стажеров и построить с ними успешную коммуникацию.  

 

  

Почему бизнесу выгодно работать со студентами и выпускниками

Стажеры дают свежий взгляд на процессы и новые идеи для развития бизнеса. Можно подобрать оптимальный способ сотрудничества с вузами: привлечь квалифицированные кадры из учебной среды, заключить партнерства для исследовательских проектов, работать с амбассадорами, как это делает, например, Mail.ru: в 27 российских городах они участвуют в мероприятиях вуза от лица компании и продвигают среди других студентов возможности трудоустройства. Таким же образом сотрудничает с учебными заведениями и компания Unilever. 

 

С финансовой точки зрения нанимать специалистов с учебной скамьи дешевле, чем после того, как они выйдут на рынок труда и потребуют большую заработную плату. По тем же причинам корпорациям выгоднее приобретать стартапы, пока они еще не вышли из акселераторов альма-матер, а не на этапе первого раунда инвестиций. Помимо этого, стоимость решения бизнес-задач в учебных заведениях меньше, чем у инжиниринговых компаний. 

 

Если говорить о преимуществах для вузов, то им выгодно учить студентов не только теоретическим концепциям, но и бизнес-практике. Такой подход повышает качество образования и, соответственно, прибыль университетов.

 

Форматы взаимодействия со студентами

Первый способ сотрудничества с учебными заведениями — эндаумент-фонды, которые собирают пожертвования и предоставляют их в доверительное управление профессиональным управляющим. Целевой капитал предназначен для использования в некоммерческих целях, преимущественно для финансирования организаций в сфере образования, медицины, культуры или науки. Преимущества эндаумента в том, что пожертвования не тратятся сразу на отдельный проект, а генерируют доход и финансируют проект на протяжении долгого времени. 

 

Эндаумент-фонды появились в зарубежных вузах и теперь активно развиваются в России. Самые успешные примеры можно найти в США: крупнейший эндаумент на протяжении многих лет принадлежит Гарвардскому университету (Harvard University), на втором месте — Йельский университет (Yale University), далее идут Стэнфорд (Stanford University) и Принстон (Princeton University). В России подобные фонды существуют при НИУ ВШЭ, МГИМО и МФТИ. 

 

Другой формат работы — программы стажировки, в рамках которых крупные компании целенаправленно и системно нанимают студентов с последующим обучением. Интерес к практическим программам в России только растет, причем наибольшее количество запросов приходится на Москву и Санкт-Петербург. Исследования показывают, что 57% студентов предпочитают оплачиваемую практику. Обычно конверсия в найм после стажировок составляет 10%, то есть, компании берут в штат лучших стажеров. 

 

Студенты также могут пройти бесплатное обучение при поддержке специализированных фондов. Так, Открытый университет Сколково предлагает программы бесплатного обучения по направлениям "Технологическое предпринимательство" и "Биомедицинские технологии". Они привлекают молодых ученых, студентов и аспирантов, одновременно популяризируют инновационную исследовательскую деятельность в стране. 

 

Компании организуют проекты с университетами, к примеру, совместную программу в области развития инноваций запустили МГУ имени М.В.Ломоносова и "Программный Продукт". А Технопарк — инициатива, созданная при участии МГТУ имени Н.Э. Баумана и Mail.ru Group. Такие программы помогают получать практические знания в области технологий и поддерживают молодые таланты. 

 

Со студентами и молодыми специалистами можно взаимодействовать в формате лабораторий. Причем коммерциализация интеллектуальных активов является одним из критериев успеха университетской науки. В России ряд вузов имеет высокий доход от исследований, среди них Сколковский институт науки и технологий, Московский физико-технический институт, Пущинский государственный естественно-научный институт. 

 

Мы в рамках лаборатории гистологии и иммуногистохимии UNIM сотрудничаем с ведущими вузами — Сеченовским Университетом, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, МФТИ, Сколтехом. Форматы взаимодействия разные: совместные олимпиады, стажировки, создание нейросети для деперсонализации медицинских данных, совместная научная деятельность. Также мы провели несколько научных исследований в областях, где пока очень мало данных — изучение сканирующего оборудования на сверхвысоком уровне утилизации и анализ организации цифровой диагностики. Студенты и преподаватели медицинских вузов сделали серьезный вклад в методологическую часть этих исследований.

 

Как запустить направление работы со студентами и выпускниками

Важно ставить измеримые цели в работе стажеров и трезво оценивать количество ресурсов, которые уйдут на их обучение. 

 

В первую очередь необходимо обозначить бизнес-задачи, которые можно решить при участии студентов. Далее компания должна определить допустимый объем финансовых ресурсов для стажировок, поскольку студенты — вовсе не бесплатная рабочая сила. Следующий шаг — составить список вузов, где можно найти подходящие кадры. Так, в случае нашей компании в приоритете работа с данными — обезличивание, анализ, стандартизация — это все область Data Science. Поэтому мы рады студентам таких вузов, как МФТИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Еще мы развиваем направление образовательных медицинских проектов, которое подходит студентам гуманитарных специальностей. Наконец, надо выделить сотрудников внутри команды, которые будут отвечать за работу со студентами — онбординг, операционный контроль и оказание помощи и поддержки во время работы. 

 

Прежде, чем отыскать "звездных" кандидатов, компаниям приходится поработать с большим количеством учащихся, поэтому не забывайте учитывать ротацию. 

 

 

Компаниям выгодно формировать культуру стажировок на постоянной основе, чтобы получать не только талантливые кадры, но и новые идеи. Таким образом происходит профилактика "застойного" состояния в бизнесе и появляются новые нестандартные подходы к решению задач.

  

Источник: education.forbes.ru