Студенты из Сколково на стажировке в Гонконге

21 января 2013 г.

Студенты первого набора Сколковского института науки и техники (Сколтеха) успешно осваивают «пилотные» междисциплинарные магистерские курсы в лучших вузах планеты.

В будущем это поможет им, в том числе, составить программу для новых потоков учащихся Сколтеха. Мы попросили Вячеслава Сабирова и Олега Уржумцева рассказать о ходе своей стажировки в Гонконгском институте науки и технологий – HKUST


  

Как вы попали на стажировку и где учились до этого?

Вячеслав Сабиров: Когда я узнал о Сколтехе, я заканчивал НИУ «Московский институт электронной техники». Сначала увидел в Интернете объявление о наборе, заполнил заявку, получил приглашение на встречу, которая продлилась, в итоге, 2,5 дня. На ней были и деловые игры, и технические, и риторические задания. Много личных собеседований. И уже буквально через неделю мне прислали оповещение о том, что я принят в Сколтех, а еще через какое-то время я узнал, что еду в Гонконг.

Олег Уржумцев: А я по образованию лингвист, занимаюсь машинным обучением в области лингвистики (разработкой алгоритмов и прикладных программ для обработки языковой информации – прим.). До Сколтеха учился в Санкт-Петербургском государственном университете, потом закончил магистратуру в Санкт-Петербургском  национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики по программе МТЕ – технологическое предпринимательство. И решил переходить на следующий этап - в Сколтех.

Чем вас заинтересовал Сколтех?

Вячеслав Сабиров: Сколтех – это единственное место в России, где можно продолжить образование в таких хороших условиях, получить доступ к ведущим в мире профессорам. Росс Марч, мой текущий научный руководитель в Гонконге, например, очень известный человек, автор основополагающих статей в области телекоммуникаций. Надеюсь, что Сколтех и в дальнейшем будет давать своим студентам возможность учиться у людей, находящихся на переднем фронте развития науки.

Вы обучаетесь в Гонконге вместе с другими студентами или у вас какая-то особая программа?

Вячеслав Сабиров: Обычная программа посещения курсов вместе со всеми, но я попросился еще поработать в лаборатории. Ради науки, разумеется (улыбается – прим.). Денег мне за это никто не платит.

Над чем сейчас работаете?

Вячеслав Сабиров: Я разрабатываю коммуникационную систему для беспроводного медицинского эндоскопа, оптического прибора для исследования и лечения полых внутренних органов человека. Такие системы, в принципе, уже есть, но в медицине в данный момент используется длинная трубка, которая снабжается миниатюрными видеокамерами на конце. Процедура не из приятных.

А ведь можно просто проглотить пилюлю с той же камерой, которая будет проходить по пищеварительному тракту естественным образом. Проблема в том, что для того, чтобы можно было накапливать данные в пилюле, их необходимо сразу же передавать на компьютер, поэтому нужна быстрая коммуникационная система. Обычные системы крайне медленные, получается всего 2-3 кадра в секунду. А то, чем я занимаюсь, дает уже кадров 5 за это же время.

В Гонконге вам все нравится, проблем нет?

Олег Уржумцев: Было очень жарко поначалу, а так все хорошо.

А как же пресловутая разница менталитетов?

Вячеслав Сабиров: Разница в менталитете – это очень здорово, кстати. И с этим проблем нет.

Олег Уржумцев: Что мне особенно понравилось, так это то, что если я договорился о сроках, о ценах и о том, что должно быть сделано, то мне напомнят, даже если я сам вдруг забыл что-то.

В целом, о России в Гонконге знают мало, но относятся очень уважительно. Иногда называют нас «хакерами». Вообще, после знакомства с нами, люди, конечно, меняют свое мнение о России. Кроме студентов из Сколтеха, там всего-то 5 или 6 наших соотечественников.

А в чем различие между образованием в России и в Гонконге?

Олег Уржумцев: Тут больше стоит говорить о различиях между американской и российской системами образования. Просто Гонконгский институт науки и техники, где мы обучаемся, единственный вуз здесь, который работает по американской системе, отталкиваясь от конкретных практических задач. Есть какая-то проблема, и люди просто над ней работают. Что-то похожее на это было в советской системе образования.

Вячеслав Сабиров: Этот вуз, кстати, один из самых быстроразвивающихся в мире – за 20 лет он вошел в двадцатку лучших университетов. И нет никакого шума по этому поводу, все спокойно продолжают работу.

Как вы оцениваете уровень образования в России?

Вячеслав Сабиров: Пусть это прозвучит нескромно, но могу сказать, что на тех курсах, которые я взял по своей специальности, я являюсь лучшим из студентов. Это именно благодаря нашему образованию.

Олег Уржумцев: У меня примерно так же. Я, например, очень благодарен своему второму вузу, там высокий темп обучения, и курс составлен очень грамотно. Однако в Гонконгском институте рассматривается гораздо больше прикладных задач. У нас же все чаще решаются теоретические.

Чтобы бы вы позаимствовали оттуда для нашей системы образования?

Олег Уржумцев: Один из пунктов – это взаимодействие с компаниями. Необходимо поддерживать связь с заказчиками. Если у компании есть проблема, она ставит задачу, которую студенты пытаются решить – каждый по-своему. Лаборатории при институтах, которые там находятся, решают по-настоящему серьезные задачи. У нас я тоже видел подобную работу, но в основном это какие-то небольшие проекты.

О переезде в Гонконг не задумывались?

Олег Уржумцев: Я сейчас не знаю, где мне будет комфортнее заниматься тем бизнесом, которым я планирую. И я бы не хотел привязываться к какой-то одной стране но, как минимум, хочу бывать в родном Санкт-Петербурге.

В целом, какие планы на будущее?

Олег Уржумцев: Прежде, чем создавать что-то свое, надо посмотреть, как это делают другие. А так, цель – это, конечно, основать собственную компанию в области статистической обработки информации.

    

Источник: i-russia.ru

Поделиться