Технологии меняют опыт путешественника

2 декабря 2022 г.

В «Сколково» состоялась конференция TRAVELHUB, посвященная инновационным технологиям в туризме. Представители государства, индустрии и разработчики высокотехнологичных решений обсудили ключевые вопросы отрасли.

 

Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково». Фото: sk.ru. 

 

Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково», рассказал о планах создания TravelTech Hub — центра компетенций вокруг сегмента технологий для туризма. Как подчеркнул эксперт, в «Сколково» уже более 100 компаний, чьи технологии применимы в сфере туризма, и Фонд рассматривает эти решения как неотъемлемую часть креативных индустрий.

 

Среди планов по развитию направления эксперт обозначил формирование технологического запроса совместно с государством и создание новых тревел-сервисов для путешественников. По мнению Кирилла Каема, серьезным трендом станет переориентация на внутренний рынок, а рычагом для поднятия качества сервиса при относительно минимальных вложениях должна стать цифровизация.

 

По словам Константина Паршина, вице-президента, исполнительного директора ИТ-кластера Фонда «Сколково», технологии не просто помогут рынку туризма, а обеспечат его долгосрочный рост. «Опыт путешественника меняется во многом благодаря технологиям. Мы сейчас быстрее решаем куда поехать, быстрее появляются новые туристические продукты, туризм действительно становится массовым», — отметил он.

 

В рамках пленарной сессии представители институтов развития рассказали о мерах поддержки, доступных компаниям, которые развивают технологии для туристической отрасли. Илья Уманский, руководитель комитета Российского союза туриндустрии, также обозначил тренд на усиление внутреннего туризма. Среди барьеров он отметил отсутствие достаточного номерного фонда в регионах, что мешает конвертировать спрос в реальные поездки и отражается на стоимости размещения. По его словам, данная проблема тормозит развитие всего внутреннего туризма.

 

Панельная дискуссия «Государственные программы развития туризма». Фото: sk.ru.

 

С решением этой проблемы может помочь Корпорация МСП. В этом году совместно с Минэкономразвития в пилотном режиме запущена возможность совмещения программы стимулирования кредитования и программы субсидирования, которую реализует Минэк. Мера запущена для трех отраслей – обрабатывающего производства, логистики и создания номерного фонда. Предприниматели могут получить кредиты по ставке от 2,5% годовых для средних компаний и до 4% для микро и малых компаний на инвестиционные цели от 50 млн рублей.

 

Как сообщил Денис Солянников из Корпорации МСП, уже запрошено 4,1 млрд руб. кредитных денег на создание номерного фонда. Всего объемы поддержки института развития увеличены в два раза по сравнению с 2021 годом. Среди других мер — «зонтичный» механизм поручительств и программа стимулирования кредитования, реализуемая совместно с Банком России.

 

Михаил Вагайцев, директор департамента по взаимодействию с инвесторами Корпорации Туризм.РФ, представил бизнес-модель корпорации по поддержке инвестиций в туристические объекты. Корпорация входит в проекты в качестве миноритарного акционера с вложениями до 49%, синхронизируясь с другими мерами поддержки, такими как льготное кредитование. При этом работа между инвесторами, банками и государством осуществляется по принципу «единого окна». На данный момент у корпорации в работе 75 инвестпроектов с целевым показателем в 200 инвестпроектов к 2030 году.

 

Иван Шулюпин, руководитель направления развития проектов АНО «Россия – страна возможностей», отметил роль организации в содействии работы социальных лифтов в стране. Спикер подчеркнул, что уже три года подряд проводится конкурс «Мастера гостеприимства» для тех, кто развивает туризм в России, и только начинает свой профессиональный путь.

 

На конференции поговорили также про применение технологий в отельном и авиасегменте, малом и среднем бизнесе, жаркая дискуссия была и на сессии по акселераторам в туризме между стартапами корпорациями. Мероприятие посетили представители МТС Travel, OZON. Travel, Тинькофф.Путешествия, RUSSPASS, S7 и др.

 

«2022 год – очередной game changer для индустрии путешествий. Приостановка работы крупных зарубежных платформ привела к переделу рынка бронирования отелей. Однако почти за девять месяцев на нём не появилось явного лидера, которому доверяют потребители. В то же время на рынок обратили внимание крупные экосистемы, в том числе и МТС – для запуска своей витрины с российскими отелями мы совершили одну из крупнейших traveltech-сделок и приобрели компанию «Броневик». Экосистема МТС во многом нацелена на развлечения и эмоции, путешествия логично встраиваются в эту концепцию. Кроме сервиса для клиентов, МТС готова дать рынку IT-компетенции – это работа с большими данными, рекомендательные системы, экспертиза в кибербезопасности и другие технологии», сказал Вадим Мельников, генеральный директор МТС Travel.

 

«Если говорить про будущее, то здесь видится следующее. Наши ОТА будут активно догонять Букинг по функционалу: расти в b2c он им особо не давал, мощно доминировал. Думаю, что успех у отечественного ОТА может быть только при наличии трех критериев: готовая технологическая база, большие бюджеты на продвижение и уже существующая клиентская база. Если что-то одно отсутствует, то, увы, стать русским Букингом шансов нет.

 

Дальше гонка будет среди 4−5 ОТА, через пару лет останется два основных лидера — по классике от Джека Траута. Но если Букинг вернется, то лидер вновь будет один. 

 

ОТА начнут активно нарабатывать свои программы лояльности. Пример — баллы от Яндекса: бронируешь отель, потом баллами платишь за такси. Программы лояльности интересны и напрямую от отеля: уже сейчас отельеры запускают собственные программы лояльности в модуле бронирования TravelLine, чтобы возвращать все больше гостей.

 

Также ОТА начнут использовать Big Data для персонализированной выдачи. Букинг это мастерски делал в последние годы. Ну а отели приложат все усилия, чтобы сохранить свою долю прямых продаж: в этом году их доля составила 52%, а доля всех ОТА, вместе взятых, — 48%. Для этого нужны правильная стратегия, правильные шаги и правильный инструментарий. Мы, как компания, тоже считаем это направление приоритетом номер один и будем прокачивать инструменты, которые помогут отельерам сохранять фокус именно на прямых продажах», — говорит Александр Галочкин, основатель и CEO TravelLine.

 

«После драматического падения в пандемию и осторожного восстановления на протяжении прошлого года от туристического рынка в 2022 году все ожидали роста. Приятно отметить, что несмотря на резко изменившиеся в начале года условия работы, эти ожидания оправдались. Количество заказов в системе бронирования гостиниц Acase.ru значительно превысило показатели 2019 года. Это стало возможным благодаря тому, что группа компаний Академсервис всегда уделяла много внимания развитию IT-технологий», — Владимир Долгов, директор по бизнес-процессам компании Академ-Онлайн.

 

Дмитрий Алиферка, генеральный директор Bronevik.com (входит в МТС Travel): «В этом году мы совершили разворот от business travel к B2B2C. Из-за перераспределения доли зарубежных игроков, покинувших рынок, с весны мы видим постоянный приток B2C-клиентов – это как клиенты нашей собственной витрины, так и клиенты партнеров-OTA. За 2022 год количество B2C-бронирований инвентаря Bronevik.com в разных каналах выросло уже в 6 раз. Доля B2C в общем количестве бронирований выросла до 50% с 13% в 2021 с учетом тревел-агентств, ОТА и туроператоров. При этом мы развиваемся в B2C не как витрина, а как API-поставщик. Для нас это значительная трансформация, поскольку раньше нашим единственным приоритетом был business travel – теперь список приоритетов расширился. Первая наша задача – как можно сильнее кастомизировать предложение отелей для B2C. Наша ближайшая разработка – гибкая тарифная политика. Это своего рода “конструктор условий проживания”. Для пользователя это означает больше вариативности предложения от отелей, больше скидок и услуг».

 

Василиса Щебет, ведущий специалист по развитию и коммуникациям с партнёрами Bnovo, рассказала, что тренд на цифровизацию в сфере гостеприимства стал одним из самых главных в этом году. По данным компании, 80% новых клиентов, подключившихся к Bnovo по программе господдержки, (более 2000 гостиничных объектов) ранее не использовали IT-решения для автоматизации своего бизнеса. «Большой спрос на цифровые инструменты, которые помогают отелям увеличивать доход, работать с динамическим ценообразованием и автоматизируют работу с ОТА, перейдет с нами и в будущий год», — прогнозирует эксперт.

 

Константин Нестеренко, руководитель направления продуктового маркетинга MixVel, рассказал, что основная идея состоит в том, чтобы создать гибкую платформу. «Старые решения лишены гибкости. Мир авиации меняется с большой скоростью. Новые стандарты дистрибьюции, новые возможности в области маркетинга авиаперевозок, рост прямой дистрибьюции — все это задает высокую планку. Мы разработали технологию, которая позволит агентам и авиакомпаниям адаптироваться к изменениям рынка с минимальной нагрузкой на собственный ИТ-отдел. Мы учли те наработки, которые уже есть на рынке и те,которые лишь только планируют выходить на рынок».

 

Со стороны MixVel так же были обозначены интересные задачи для стартап проектов, решения которых видятся перспективными.

 

«Business Travel сильно изменился за последние несколько лет и пандемия стала спусковым крючком. Если еще 2019 году заказчики обращали внимание только на цену, а технологии рассматривались только как приятный, но не обязательный бонус, то сегодня все наоборот.

 

Бизнес готов платить за технологии которые упрощают организацию командировок и сокращают косвенные затраты, например, время сотрудников на оформление отчетов. Второе, но что сейчас есть спрос — качественный сервис — в ситуации, когда рынок меняется каждый месяц, заказчики не могут себе позволить ждать ответа часами. Этот спрос создает мотивацию по развитию бэковых технологий для упрощения и ускорения процессов внутри онлайн-платформ. По нашей оценке, инвестиции в технологии в области бизнес тревела будут стабильно расти в 2-3 раза на протяжении последующих 2х лет, после этого будет консолидация и рынок объемом 600 млрд поделят 5-6 крупных технологических компаний», — Максим Яремко, основатель и генеральный директор Smartway, крупнейшая платформа для организации командировок.

 

«Люди, которые когда либо делали классный продукт, делится на две категории. Одни боятся рисковать после прошлых успехов, а другие каждый день обнуляют успехи вчерашнего дня и работают с тем, что есть здесь и сейчас. В авиационной дистрибуции России после 2022 года явно преобладают последние. За этот год нам пришлось перестроить финансовые взаимоотношения с авиакомпаниями и поставщиками, пережить переезды крупнейших российских авиакомпаний из иностранных систем бронирования на отечественные. Есть основания полагать, что до конца 2022 года основной функционал для дистрибуции будет восстановлен. Сейчас перед участниками рынка стоит вопрос, сможем ли мы воспользоваться ситуацией и вместо того, чтобы "догонять" функциональность западных систем бронирования, решить задачи рынка дистрибуции авиабилетов с помощью новых подходов. Ведь рынок дистрибуции авиабилетов уже давно переживает системный кризис. Продавать авиабилет сам по себе уже не выгодно ни агентам, ни авиакомпаниям. Заработок лежит в плоскости дополнительных услуг и любого сервиса вокруг путешествия. Понять кто твой клиент и за что именно он готов тебе платить — перманентный вопрос, на который и в следующем году мы будем давать свои ответы», — Виктория Кизимова, генеральный директор Мой Агент.

 

 

Леонид Пустов, основатель сообщества тревел предпринимателей Travel Startups, руководитель комиссии по стартапам Российского Союза Туриндустрии. Фото: sk.ru.

 

Леонид Пустов, основатель сообщества тревел предпринимателей Travel Startups, руководитель комиссии по стартапам Российского Союза Туриндустрии: «Основная задача ежегодной конференции TRAVELHUB, которую мы организуем с 2016 года, показать состояние и тенденции в каждом из сегментов travel tech рынка, а также выделить перспективные направления, которые демонстрируют стартапы. Сотрудничество с Фондом “Сколково” в роли генерального партнера принесло в повестку конференции обсуждение вопросов развития туристического бизнеса с использованием государственных программ поддержки, а также опыта проведения акселерационных программ для туристических стартапов при участии государства и бизнеса. Как показывает опыт работы нашей комиссии, в подобных программах развития очень нуждаются стартапы, разрабатывающие travel tech продукты, зачастую требующие больших инвестиций и глубокой отраслевой экспертизы. Доступ к этим двум ресурсам потенциально сможет обеспечить Фонд “Сколково” в рамках своего направления работы с туристическим рынком TravelTech Hub».

 

Мероприятие организовано сообществом Travel Startups при поддержке Фонда «Сколково» в качестве генерального партнера. Стратегические партнеры конференции: TravelLine и MixVel, партнеры: Smartway, Академ-Онлайн, ТКП, Мой Агент и Platron. При партнерской поддержке Nemo.Travel, Bnovo, РСТ и Mitt.

Поделиться