Eng

В «Сколково» подвели итоги первой онлайн бизнес-миссии в Китай

22 апреля 2020 г. 8:49

«Мы гуглили – нигде не нашли аналога подобных бизнес-миссий; считаем, что это была первая в мире виртуальная зарубежная бизнес-миссия», - говорит вице-президент Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин.

Роуд-шоу компаний «Сколково» при поддержке представительства Фонда в Пекине состоялось в конце минувшей недели. В первый, образовательный день миссии прошел вебинар с обзором страны, мастер-классами о том, как выйти на рынок и как правильно делать презентации китайским партнерам. Главным событием второго дня стал российский этап конкурса от китайского бизнес-инкубатора Дун Шэн. Третий день был посвящен онлайн-мэтчмейкингу с потенциальными партнерами, клиентами и инвесторами.

В интервью Sk.ru г-н Сапрыкин, отвечающий за международное и региональное развитие Фонда, подвел предварительные итоги мероприятия.

Юрий Сапрыкин: «Первый блин - не комом; практику онлайн бизнес-миссий  будем продолжать». Фото: Sk.ru

«В условиях меняющихся социальных коммуникаций Фонд «Сколково» ищет новые форматы сотрудничества и взаимодействия, - говорит он. - В первую очередь это относится к нашему департаменту, который работает с партнерами за рубежом. Онлайн бизнес-миссия совместно с нашими китайскими партнерами стала первой ласточкой: нам важно было проверить формат, понять, насколько эффективно это работает».

Почувствуйте разницу. Последняя по времени (не виртуальная) бизнес-миссия Фонда в Китай состоялась в конце ноября 2019 года, и тогда главным препятствием представлялись волнения в Гонконге, едва не сорвавшие финал программы. Добро пожаловать в день сегодняшний, когда не отдельная территория, а все страны оказались в самоизоляции.

Вполне очевидно, что в условиях пандемии, «закрывшей» мир, виртуальная бизнес-миссия была посвящена тем технологиям, которые в конечном счете призваны его открыть. Все пять сколковских компаний, принявших в ней участие, - Gero, Intersan Plus, SensorTech, Botkin.AI и DRD Biotech, - предлагают решения, способные помочь в борьбе с COVID-19.

Одновременно с продвижением компаний и их разработок тестировался сам формат такого продвижения: насколько он заинтересует партнеров, в данном случае, китайских.

«Онлайн бизнес-миссия совместно с нашими китайскими партнерами стала первой ласточкой: нам важно было проверить формат, понять, насколько эффективно это работает»

«Не могу сказать, что мы полностью удовлетворены», - замечает Юрий Сапрыкин, хотя, по его словам, китайская сторона проявила совершенно определенный интерес. За три дня в бизнес-миссии приняли участие 338 китайских партнеров: как институциональные и инфраструктурные, так и собственно компании и корпорации, а также различные венчурные фонды.

Все это потребовало от организаторов тщательной подготовки с учетом китайской специфики. Юрий Сапрыкин обращает внимание на такую деталь: «Сейчас китайцы в меньшей степени коммуницируют по электронной почте; гораздо популярней такой инструмент, как WeChat. Мы сделали специальный канал в WeChat, и во время презентаций каждой из сколковских компаний высвечивался QR-код. Китайские партнеры могли добавиться в чат, чтобы дальше сотрудничать.

За три дня в этот канал добавилось более трех десятков партнеров, выразивших готовность к коммуникациям. Но поскольку интерес с китайской стороны большой, думаю, мы будем наблюдать еще несколько недель активное общение между нашими проектами».

Одним из предварительных итогов такого общения стал интерес фонда Hyfinity Medical fund к некоторым из наших компаний. Также китайский инвестор готов представить проект своим партнерам в Швейцарии. Пекинский центр поддержки промышленности и предпринимательства выразил готовность помочь с контактами профильных медицинских учреждений для развития дальнейшего сотрудничества. И Шэньчжэньская Фондова Биржа включила Botkin AI в орбиту своего инвесторского комьюнити на платформе V-next.

Компания Gero общается с китайским Медицинским парком (Chinese medical park) на предмет возможного создания совместного проекта.

«В субботу мы провели бранч со сколковскими компаниями-участниками и получили от них обратную связь, - продолжает вице-президент Фонда. - Все компании удовлетворены тем, что происходило. Были некоторые технические сложности, связанные с переводом на китайский язык в режиме онлайн. Мы сделали для себя выводы относительно организационных моментов. В целом не считаем этот первый блин комом».

С Юрием Сапрыкиным согласен директор лаборатории «Сенсор-Тех» Денис Кулешов: «Бизнес-миссия онлайн оказалась для нас совершенно новым опытом, - комментирует он Sk.ru. - При разговоре с инвесторами и жюри ты не чувствуешь энергетики людей, не можешь дать подержать свой продукт в руках. Сложность процессу добавляет перевод на китайский и качество связи, все-таки Азия достаточно далеко. Каждую фразу приходится делать максимально убедительной и лаконичной, почти как у древнегреческих философов. Спасибо нашим наставникам из международного департамента, они нас к этому подготовили. Мы очень довольны результатами конкурса, потому что для нас это первые шаги в поисках инвестиций и зарубежных партнёров, и каждую победу мы воспринимаем как серьезный шаг вперёд».

SensorTech и DRD вышли в полуфинал конкурса с призовым фондом в 1 млн юаней

Конкурс, о котором говорит Денис Кулешов, состоялся во второй день бизнес-миссии; его проводил среди биомедицинских компаний партнер «Сколково» - бизнес-инкубатор Дун Шэн из китайской «Силиконовой Долины» Чжунгуаньцунь в Пекине. Питчи оценивала большая экспертная панель.

В российском этапе конкурса победили сколковские компании Sensortech и DRD Biotech; они сразу вышли в полуфинал, который пройдет в декабре Китае. Партнеры оплачивают компаниям все расходы, кроме перелетов: проживание, питание, трансферы, визовую поддержку. В финале, который состоится в те же сроки, разыгрывается 1 млн юаней (около 10 млн. рублей).

«Мы полагаем, у наших компаний есть большие шансы на победу, - отмечает собеседник Sk.ru. - В любом случае, наши участники, выйдя в полуфинал, уже сделали себя достаточно заметными для потенциальных партнеров и инвесторов.

Компания DRD, кстати, находится в процессе зарегистрирации юридического лица в Китае, мы в этом помогаем. Они для себя определяют Китай как стратегический рынок.

Однозначно можно сказать, что практику онлайн бизнес-миссий мы будем продолжать», - резюмирует Юрий Сапрыкин.

Следующие виртуальные бизнес-миссии «Сколково» запланированы с Германией, Францией, Катаром, Саудовской Аравией, Бахрейном и Тайванем.