В условиях эксперимента. Биолог Константин Северинов про организацию самого инновационного российского ВУЗа

22 марта 2013 г.

Молекулярный биолог Константин Северинов о проблемах российского образования, главной идее создания Skoltech и практической пользе нового вуза

  

Обладатель одного из самых высоких рейтингов цитируемости среди российских биологов Константин Северинов живет на две страны. Он одновременно возглавляет лаборатории в Университете Ратгерса (Нью-Джерси) и в институтах молекулярной генетики и биологии гена РАН (Москва). Северинов — один из профессоров-основателей Skoltech — он участвовал в разработке концепции универститета еще до того, как фонд «Сколково» подписал контракт с Массачусетским технологическим университетом (МIT). Skoltech станет частью подмосковного иннограда Сколково и, согласно концепции, будет поставлять научные кадры для российской инновационной экономики. О том, для чего создан инновационный вуз, Константин Северинов рассказал на открытой лекции, организованной «Инвестгазетой» при поддержке ВТБ Банка, а также в интервью журналу.

 

У университета Skoltech пока нет собственного здания но уже проведен первый набор студентов. Как построен процесс обучения?

У Skoltech принципиально иная модель, отличающая нас от других российских вузов. Мы набираем молодых людей, уже имеющих степень бакалавра, и предлагаем им магистерские и аспирантские программы по пяти направлениям — «Биомед», «Космос», «Ядерные технологии», «Энергетика» и «IT». Первые 20 студентов-мастерантов сейчас заканчивают обучение в партнерских вузах: в Массачусетском технологическом университете (MIT), London Imperial College, Федеральном институте технологий Цюриха и Гонконгском университете. Обучение этих студентов происходит полностью за счет Skoltech. В мае студенты первого набора заканчивают годичное обучение за границей и возвращаются в Россию.

Помимо новых профессиональных знаний, наши студенты получают представление о том, как строится образовательный процесс в ведущих вузах. Этот их опыт может быть реализован при организации образовательного процесса в Skoltech, и они будут играть в нем самую активную роль. Кто-то из этих молодых людей, возможно, останется в университете надолго и станет частью преподавательского состава. 

 

А кто будет обучать профессорскопреподавательский состав?

Так же, как и студенты, первые отобранные профессора Skoltech проходят годичную стажировку в MIT. Их задача — научиться учить и наладить профессиональные связи с ведущими учеными университета. В основе Skoltech лежит идея «тройной спирали» — образование, наука и предпринимательство. Одним из критериев отбора преподавателей, помимо высокого научного уровня, стали их предпринимательские способности и опыт. Например, один профессор пришел к нам из «Яндекса».

 

На создание Skoltech фондом «Сколково» выделен $1 млрд. Не слишком ли большая сумма, когда есть возможность привлечь базу МГУ, а не строить университет в чистом поле?

Нас еще обвиняют в том, что из-за Skoltech в целом сократилось финансирование научных программ, хотя это, конечно, не так. Дело в том, что цель Skoltech — соответствовать международным научным и образовательным стандартам. Профессорско-преподавательский состав Skoltech будет состоять из ученых, признанных в мировом сообществе, имеющих публикации в лучших международных профессиональных журналах и высокий уровень цитируемости. Это стандартные требования в мировой практике для ученого, возглавляющего университетскую лабораторию. К сожалению, если с такими требованиями подойти к сотрудникам большинства ведущих российских вузов, то с 70% надо будет расстаться, причем немедленно.

На то, чтобы поменять существующую систему, необходимы деньги и время. Этот процесс начал происходить естественным образом. Мой коллега Михаил Гельфанд из Института проблем передачи информации РАН вместе со своими единомышленниками обнаружили массу поддельных диссертаций, причем у многих «первых лиц» от образования. Менять такую систему изнутри будет крайне тяжело. Один из способов решения проблемы — начать с чистого листа, но для этого нужен надежный партнер. В 2011 году фонд «Сколково» заключил договор с MIT. В течение трех лет университет будет оказывать экспертную поддержку в разработке учебных программ, планов развития и организационной структуры Skoltech, помогать с привлечением и отбором профессоров и студентов. За это MIT получит $300 млн. Сотрудничество с этим учебным заведением сразу ставит нас в один ряд с лидерами и позволяет вписаться в мировую сеть обмена знаниями. Такие проекты MIT осуществляет не впервые. У них есть опыт по организации новых вузов в Арабских Эмиратах, Сингапуре, Португалии.

 

Профессорам в Skoltech предлагают одни из самых высоких зарплат, во всяком случае, так говорят в фонде «Сколково». Тем не менее очередь к вам не стоит. Почему?

У руководства фонда и правда есть некая общая уверенность, что если люди будут получать большие зарплаты, то они будут работать лучше. Время покажет, правильная ли это установка. С другой стороны, если в США профессор получает $100-150 тыс. в год, то Skoltech просто вынужден предлагать больше. Во-первых, потому, что о нашем учебном заведении пока мало известно. Во-вторых, профессору необходимо будет создавать лабораторию с нуля, а механизм долговременной поддержки исследований, получения грантов неясен. Более высокие ставки могут эти риски отчасти компенсировать. А что касается очереди из пофессоров — это вопрос времени и степени нашего успеха. Нам очень помогает то, что за набор профессоров отвечает MIT, а значит, они ручаются за процесс и результат своей репутацией.

 

Чем бизнесу может быть интересен Skoltech?

Первоклассно образованными кадрами, прежде всего. Кроме этого, Skoltech запускает 15 исследовательских центров по пяти основным направлениям, на каждый из них выделено порядка $10 млн в год. В каждый из центров будут входить 10-12 лабораторий, половина которых будет из России, половина — из лучших иностранных университетов. Они будут работать не только над фундаментальными задачами, но и станут выполнять инновационные заказы от российских компаний.

 

Во время открытой лекции вы рассказывали, что бюджет у вашей американской лаборатории в три раза меньше, чем у российской, при этом научная результативность выше. С чем это связано?

В 2011 году социолог Анна Артюшина проводила исследование лабораторий, которыми я руковожу. Она пыталась найти ответ на этот вопрос. Помимо того, что в Америке работают больше, чем в России, что является общеизвестным фактом, она выяснила, что американская лаборатория функционирует как сетевой узел, неразрывно связанный с другими лабораториями, разбросанными по всему миру. Такая организация позволяет нам использовать ресурсы и опыт всех лабораторий — членов сети — для решения наших задач, а самим помогать решать задачи других лабораторий. Российские лаборатории устроены как маленькие крепости. Они пытаются быть независимыми и делать весь спектр работ самостоятельно. Привлечения сторонних ресурсов почти не происходит. Отсюда, например, вытекают очень большие затраты на оборудование, которое дублируется и неэффективно используется. А для современной науки скорость обмена идеями, данными, людьми, реагентами имеет определяющее значение.

Наука в России дороже, чем в развитых странах — цены на реак- тивы и оборудование выше в разы, а процедура их заказа сложнее. Мне проще отправить аспиранта доделать проект в американскую лаборато- рию, чем пытаться завершить его в России. В этом смысле и Сколково, и Skoltech должны стать исключением. При успешной реализации проекта они не только сами станут полноправным узлом международ- ной сети, но и дадут возможность доступа к ней российским ученым и инноваторам. 

 
 
Источник: investgazeta.net


Поделиться