Виртуальный закройщик из Сколково снял мерки с парижан

21 сентября 2017 г.

ПАРИЖ. Старая портняжная шутка: «Мадам, где талию будем делать?» Между тем простой вопрос о том, где у человека расположена талия, может поставить большинство из нас в тупик. Но именно с такими невысказанными вопросами постоянно сталкивается сколковская компания Texel, которая перевела подбор одежды из области проб и ошибок в цифровую.

Программно-аппаратный комплекс Texel, представляющий собой виртуальную примерочную, вызвал ажиотаж на Неделе ритейла, завершающейся сегодня во французской столице. Десятки мужчин и женщин всех возрастов и комплекций воспользовались присутствием цифровой примерочной на стенде «Сколково», чтобы получить аватар своей фигуры, по которому можно будет в дальнейшем покупать идеально сидящую именно на тебе одежду.

Виртуальная примерочная Texel на Парижской неделе Ритейла. Фото: Sk.ru

Соучредитель компании Сергей Климентьев, который с неиссякающим задором снимал электронные мерки с посетителей выставки, рассказывая им о разработке, пообщался с Sk.ru и поведал много любопытного, включая и то, где же все-таки у человека расположена талия. Верхней ее границей, оказывается, является нижнее ребро. И это не оценочное суждение, а результат большой работы ученых, которые достаточно давно занялись стандартизацией человеческого тела, точно описав каждую часть его. Есть несколько международных стандартов, например, ISO 8559, ISO 7250, ISAA.

На основе таких стандартов в 80-е годы были проведены исследования, что позволило составить пресловутые типы тела: песочные часы, яблоко и т.д. Дальше была выведена некая математическая модель, определяющая изменение размеров в зависимости от изменения антропометрии тела. И вот уже работая с этими данными, находящимися в открытом доступе, команда Texel сделала свою разработку.

Компанию Texel (резидент ИТ-кластера «Сколково» с 2016 года) создали три человека. Двое из них отвечают за научно-исследовательские разработки, «мозги». Гендиректор компании - кандидат физико-математических наук Максим Федюков, он защитил свою диссертацию в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, его работа была посвящена построению 3D-модели тела человека на основе фотографии, и этот алгоритм реализован в программно-аппаратном комплексе. Андрей Посконин так же, как Максим Федюков, - выпускник факультета ВМК МГУ; они вместе работали в лаборатории компьютерной графики. Андрей - технический директор, непосредственно отвечает за реализацию аппаратного комплекса и программную часть. Сергей Климентьев занимается бизнес-девелопментом. Он окончил Высшую школу экономики и Лондонскую школу экономики. Его предыдущий опыт связан в основном с корпоративно-инвестиционными банками – работал в Дойче-банке, Юникредите, в последнее время возглавлял проектный офис в корпоративно-инвестиционном блоке Сбербанка.

«Мы решаем извечную проблему подбора одежды для человека, - говорит Климентьев. - Доля покупок, совершаемых в интернете, постоянно растет, люди не хотят тратить время в торговых центрах. При этом проблема покупок одежды в интернет-магазине связана с тем, что вы не знаете, какой размер какого бренда вам подойдет. Наша система позволяет получить высокодетализированную 3D–модель, или размер обхватов тела. После этого человек может заказывать ту одежду, которая подходит именно ему. Это удобно для покупателя, и это выгодно для интернет-магазина, поскольку сокращает издержки. Сейчас многие люди заказывают в интернете по два-три размера одной и той же вещи, меряют, а потом отправляют обратно не подошедшие. Интернет-магазин несет большие потери: замораживается одежда на складе, налицо большие логистические издержки.

Сергей Климентьев рассказывает парижанке, как работает система виртуальной примерочной. Фото: Sk.ru

Наше решение подходит не только интернет-магазинам, но и большим торговым центрам.  Представьте такой торговый центр с сотнями магазинов. Трудно понять, где есть вещи, которые вам подходят. Если же в торговом центре установлен такой программно-аппаратный комплекс, вы, пройдя сканирование, уже через пару минут получаете на свой мобильный телефон список подходящих вещей в данном торговом центре. При этом вы можете сортировать товары по цене, по стилю и по степени посадки».

То, о чем рассказывает Сергей Климентьев, - не абстрактные расчеты, а итоги большого пилотного проекта Texel в МЕГА Белая дача. В течение нескольких месяцев системой воспользовалось более двадцати тысяч человек; в среднем это увеличило чек на 19% в тех магазинах, которые участвовали в пилотном проекте. По результатам работы программно-аппаратного комплекса руководство торгового центра приняло решение начать его коммерческое использование. Сканер от Texel, по прикидкам компании, должен появиться уже в декабре. А МЕГА Белая дача – это, между прочим, второй по величине торговый центр Европы.

«К концу года мы надеемся привлечь в качестве клиентов еще несколько европейских торговых центров – мы, собственно, участвуем в Paris Retail Week именно для этого, для того, чтобы развить успех, которого достигли в МЕГА», - говорит сооснователь компании.

Сергей Климентьев уверяет, что аватар, который изготовлен для покупателя единожды – не одноразовое мероприятие, он может служить человеку на протяжении длительного времени. В идеальном мире фигура человека не меняется. Что происходит в реальном мире, понятно без слов. И вот тут начинается самое интересное. Математическая модель, созданная Texel, позволяет точно предсказывать, как распределятся по вашей фигуре набранные килограммы, и как ваша фигура изменится, если вы похудеете.  Это то, что разработчики называют предиктивной (т.е. предсказательной) технологией. Покупателю достаточно ввести в настройки новые данные о своем весе, и на основе параметрической системы модель пропорционально изменяется. То, что в прошлом веке делал портной, ушивая костюмчик, сегодня делают цифровые технологии, позволяя в любой данный момент найти себе одежду точно по фигуре.

«Наша разработка заключается в том, что мы можем очень быстро «захватывать» любой объект, - продолжает Сергей Климентьев. - Инновацией можно считать скорость работы системы и точность измерений. Человек встает на сканер, вращается, и уже через минуту видит себя на экране. У нашего ближайшего конкурента этот процесс занимает, по-моему, 15 минут.  Не говоря о том, что стандартное промышленное решение предполагает обработку модели от пяти часов о нескольких дней в зависимости от сложности модели. Наша разработка заключалась, в частности, в том, что мы ограничили 3D-сканирование, компьютерное зрение и компьютерную графику только телом человека. В принципе сканировать можно все, что угодно, но наиболее точные результаты дает именно сканирование тела человека, потому что система заточена именно под это. Плюс – дальнейшие измерения, когда вы уже получили саму 3D-модель; ее надо очистить от «шума» и получить красивую геометрию, которую можно измерить. Скорость захвата в получении 3D-модели– это наше конкурентное преимущество».

Через минуту парижанка рассматривает аватар своей фигуры. Фото: Sk.ru.

Компания Texel не новичок на французском рынке, она работает и в других странах: от Гонконга до Соединенных Штатов, и от Катара до Австралии. Но там используется другое применение технологии сколковской компании.

«После цифровой примерочной наиболее востребованным применением является использование ее в рекламной индустрии, когда есть различные, т.н. активизационные кампании, когда какой-то большой бренд хочет рассказать о новом продукте или же запускает какое-то мероприятие, и хочет, чтобы максимальное количество людей об этом узнало. Мы сканируем посетителей мероприятия, накладываем анимированный скелет на 3D-модель тела человека – это тоже наша уникальная разработка, – и по сути человек может выполнять любые действия, становится главным героем рекламного сообщения, которое затем распространяется в социальных сетях».

В финансовом отношении сколковский резидент чувствует себя достаточно уверенно. У Texel есть инвестор, и компания находится на самоокупаемости. «Мы получаем прибыль, но все время инвестируем ее в компанию», - говорит Сергей Климентьев.

Сооснователь компании пока не воспользовался услугами собственной виртуальной примерочной, а вот жена пользуется и в принципе довольна, хотя бывают нюансы, признает Сергей. В реальной жизни недостаточно, чтобы костюмчик сидел как влитой, нужна еще эмоциональная оценка человека. Сейчас компания думает над тем, чтобы ввести новый параметр: «нравится – не нравится».