«Выручка стартапов в 2023 году ожидается на уровне ₽450-500 млрд»

29 декабря 2023 г.

Старший вице-президент по инновациям «Сколково» Кирилл Каем - о том, почему технологический суверенитет России невозможен без интеллектуальной собственности, и о роли «Сколково» в этом процессе.

 

Технологическая независимость в первую очередь обеспечивается исследователями, учеными, инженерами и предпринимателями. Что сегодня мешает выстраивать эффективное взаимодействие научной и образовательной сферы с реальным сектором экономики? И что нужно сделать, чтобы укрепить кооперацию между бизнесом и наукой?

 

Технологическую независимость обуславливают как ученые, так и промышленность. Нельзя сказать, что одни ученые, без индустрии, способны обеспечить технологическую независимость. К сожалению, они остаются только генераторами идей и инициаторами интересных научных статей. Почему так происходит? Зачастую учеными во многом движет любопытство - им интересно, как устроен мир. А промышленник заинтересован в том, чтобы технология заработала в экономическом переделе и приносила деньги.

 

Поэтому роль «Сколково» и заключается в налаживании таких взаимосвязей. Это очень сложный процесс, потому что, исходя из различных целеполагающих установок в жизни, в очень редких случаях сам ученый становится технологическим предпринимателем. Для того чтобы его идеи двинулась вперед, требуется команда. Создание такой команды, в которой есть условно два человека, один из которых придумал технологию, а другой понимает, как работает бизнес, - очень непростой процесс, во многом похожий на сватовство. Один считает, что если он придумал технологию, то и с бизнесом справится. Второй - что, если он умеет правильно строить бизнес, технологии вторичны. У нас есть специальная программа, которая, по сути, является неким замком зажигания для многих стартапов: мы подбираем такие пары и объясняем коллегам, что должен быть паритет. Здесь нет преимущества ни у того, кто придумал технологию, ни у того, кто ведет бизнес.

 

Первые, с кем мы начинаем разговаривать - это промышленники, те компании, в которых будет востребована технология. Не обязательно это должно быть конкретное промышленное производство, это может быть банк как индустриальный сегмент. Выявляя потребность, мы вместе с ними осуществляем целевой поиск, благодаря которому находим команды, способные решить задачу. Во многом то, чем занимается сейчас «Сколково» - это pull-маркетинг с точки зрения инноваций. Приходя в корпорацию, мы объясняем, что инновации - это один из наиболее эффективных инструментов конкуренции. Затем проводим полную диагностику заказчика и выявляем конкретные области, в которых мы можем помочь, и находим команды, которые решают эту проблему.

 

Кроме «Сколково», существуют и другие институты развития, которое понимают важность этой задачи. Совместно с коллегами по цеху мы эту инициативу развиваем, поскольку важно, чтобы в рамках разработчиков и университетской школы генерация интересов предпринимательства росла. С большим уважением и поддержкой подходим к инициативам Министерства образования и науки РФ, связанным со стартаповским движением внутри университетов. Благодаря субсидиям можем компенсировать часть инвестиций частных лиц, которые приходят в стартапы на ранних стадиях туда, где работают студенты, университетские сотрудники. Но это только один из инструментов.

 

Если говорить непосредственно о «Сколково», на чем будет сфокусировано ваше внимание в 2024 году?

 

«Сколково» изначально создавался как большой стартап. В течение своей жизни он проходит все характерные для стартапов стадии. Это связано с тем, что мы быстро растем. Когда «Сколково» задумывался в 2010 году, предполагалось, что среди резидентов будет около тысячи компаний. Сейчас их уже 3,8 тыс. Кроме этого, появляются новые инструменты поддержки стартапов - поддержка разработчиков, новые субсидии отраслевых министерств. Все это подразумевает необходимость внутренних изменений. На самом деле «Сколково» по расходам не растет, а доля субсидий на операционные расходы из года в год уменьшается. Мы эту субсидию частично замещаем тем, что оказываем консалтинговые услуги для крупных индустриальных компаний. Кроме того, чтобы привлекать дополнительные источники финансирования для поддержки развития стартапов, требуется повышать эффективность.

 

«Сколково» мы видим, как сервисную компанию, которая оказывает ряд мер поддержки, включая финансовую и нефинансовую. Но работать с такой массой компаний без выстраивания структурированного продуктового портфеля с возможностью доступа через цифровую платформу, очень сложно, поскольку сужает количество компаний, которым мы можем помочь.

 

Источник: chr.plus.rbc.ru

Поисковые теги
Поделиться