Озарение в Сколково

2 октября 2015 г.

Культурный центр «Сколково» представляет выставку современного искусства, вдохновленную темой взаимодействия искусства и науки. В рамках Московской биеннале современного искусства ведущие отечественные художники представили семь арт-объектов в Гиперкубе.


ВЫСТАВКА «ОЗАРЕНИЕ» в рамках Московской биеннале современного искусства

Куратор - Гоша Острецов (участник Венецианской биеннале, на счету художника более 20 выставок на таких престижных площадках как Третьяковская галерея, Русский музей, ЦСИ ВИНЗАВОД, Московский Музей современного искусства, галерея SAATCHI в Лондоне)

Куратор выставки Гоша Острецов.

     

Список художников-участников выставки:

  • Ольга Божко
  • Людмила Константинова
  • Мила Кузина
  • Георгий Литичевский
  • Гоша Острецов
  • Кристина Ятковская
  • Кирилл Маркушин

  

Современное искусство уже более века часто ставят в один ряд с наукой. Также как и наука, современное искусство уже не просто изображает или объясняет природу, а творит новую реальность, проникнутую гением человеческого творчества, как бы создаёт вторую природу. В то же время, очень часто это новое родство современной науки и искусства понимается как повод для внешнего подражания художников учёным. Отвергая художественную традицию прошлого, художники придают своим произведениям поверхностную наукообразность, нарочито отказываясь от выразительной образности и зрелищности своих произведений.

Художники творческого объединения «ВГЛАЗ", сохраняя верность артистизму и визуальной эффектности, смело отвергают путь имитации и поверхностного копирования научной деятельности. Они делают ставку на выявление фундаментального сходства между наукой и искусством. Это сходство усматривается, прежде всего, в необходимости творческого гения, новые продуктивные идеи которому являются в форме образных озарений, а уже потом могут воплощаться в виде формул или артефактов.

«Сколково", как новейший центр науки и культуры, нацеленный на активизацию ресурсов индивидуальной гениальности в самых её разнообразных проявлениях – идеальная площадка для реализации такого выставочного проекта. Очень символично, что выставка будет проходить в корпусе на улице, носящей имя Казимира Малевича, великого авангардиста-визионера, взгляд которого был устремлён в сферы высшего – супремного – синтеза всех видов творчества, в том числе искусства и науки. 

Кирилл Маркушин, «Гимнаст #3», из серии «Сальто-мортале»..

  
Спортивная гимнастика – вид спорта, относящийся к классическим, «старым» видам, в которых преодоление физической слабости, тренировка воли и характера являются основополагающими. Проект представляет парадоксальные сочетания робота (идеальной с физической точки зрения формы) и занятия, олицетворяющего человеческую сущность, как форму, имеющую физические пределы, разумную волю, стремление преодолеть свою слабость. Робот-трансформер, застывший в полете на гимнастических кольцах сам по себе метафора абсурдизма современного мира. Традиция изображения спортсменов в стиле «остановись мгновение» идет из античного мира олимпийских игр, где отлитые в бронзе и высеченные в мраморе мощные тела атлетов служили богоподобными идеалами для подражания и поклонения. В мире технологий и идеальных механических форм такой «статуей» становится робот-трансформер на гимнастическом снаряде. Зрителю представлен гимнастический снаряд из реального спортзала, детали снаряда стерты потом и прикосновениями рук спортсменов, и теперь на нем «тренируется» совершенная по форме, выполненная в традициях супрематизма скульптура роботов-трансформеров. Сальто-мортале – смертельный номер роботов-гимнастов. 

Мила Долман, «Причащение Квадратом».

  

Оптический обман сжимает объем. Когда смотришь на тоннель из черных рам, стоя строго по центру, они сливаются и превращаются в черный квадрат. Движение или смена угла приводит к разрушению  квадрата, у него появляется глубина. Квадрат превращается в коридор из уменьшающихся с каждым шагом "ворот" и заканчивается проходом. Но высота этой двери рассчитана таким образом, что вошедший в "квадрат" должен склониться. Квадрат становится сакральным объектом, требующим преклонения. Как и "Квадрат" Малевича стал библией для искусства ХХ века. Эта инсталляция словно рамка металлоискателя. Происходит проверка на возможность увидеть, попытаться понять и войти в искусство, пройти сквозь него и пропустить его сквозь себя. Акт причащения Квадратом.  

Ольга Божко, «Свет».

  

Свет – это лучистая энергия, которая воспринимается  глазом и делает видимым окружающий нас мир. Именно это свойство хотелось представить художнику в своей работе. Художественное произведение «Свет» можно увидеть только благодаря теням, которые образуются на выступающих частях работы, при попадании на них Света под определенным углом. Таким образом, изображение отделяется от плоскости. Основная визуальная составляющая работы взята из графической программы - это фон, который обозначает отсутствие изображения. Виртуальное пространство дает возможность художнику создать практически любое изображение и добиться его убедительности благодаря освещению. Мы можем создавать неведомое  и фантастическое - "новый свет".
 А также, и всегда, это движение от "начала света" к "концу света"!




Георгий Литичевский, «Теория мыльных пузырей» .

  

В психологии художественного творчества и научного исследования много общего. Рождение художественной идеи  и решение научно-теоретической проблемы сопряжено с одинаковыми мучениями в процессе поиска и могут сопровождаться одинаковым восторгом, когда поиск достигает успеха. Состояния восторга, испытываемого учёным или художником, описывается словом «озарение». В этот момент идея или истина приобретает черты внятной завершённости, и очень важно суметь продлить этот момент, суметь воплотить его в произведение искусства или в научную теорию. При этом велика степень опасности, что образ озарения может в любой момент лопнуть как мыльный пузырь, какими бы оттенками яркой убедительности он ни переливался. 

Некая воображаемая теория мыльных пузырей, апеллируя к идее своего рода управляемой мимолётности,  представляет собой парадоксальное смешение иронии и романтической утопичности, что не редко в современном искусстве. В работах художника она предстаёт как некая сверх-теория, через призму которой все теоретические проблемы получают гарантированное решение. В шести полотнах отразился конкретный опыт художника, который в 80-е годы совмещал обучение в аспирантуре и работу в Институте истории естествознания и техники АН СССР с активным участием в жизни художественного андеграунда. 

На полотнах в призме теории мыльных пузырей представлены: 

  1. Теория Большого Взрыва, 
  2. Теория Вероятности, 
  3. Теория Эволюции, 
  4. Теория Часового Механизма
  5. Теория Информации
  6. Теория Туманной Облачности Георгий Литичевский

 

Гоша Острецов, «Центры просветлений».

   

На протяжении столетий люди задаются одними и теми же вопросами: в чем смысл жизни? куда я иду? почему мы рождаемся и должны умереть? что нас ждет после смерти? Эти вопросы исходят от нашего внутреннего голоса, бередящего плавное течение жизни и таким образом противопоставляющего себя человеку, становясь его альтер-эго. Фигура «архитектора» в инсталляции Георгия Острецова представляет собой образ человека, ведущего диалог со своим внутренним "я" и сооружающего для него новую архитектуру в собственной голове, где за мутным стеклом, искажающим реальность, живет источник вопросов, двигающий нас вперед.

Людмила Константинова, «Вспышка».

 

Сегодня молнии уже не представляются нам чем-то опасным: все хорошо знают, что дом надежно защищен громоотводом, а прятаться в грозу под деревом смертельно опасно. Теперь молния из разряда «божественного гнева» и «древнего ужаса» (как на одноименном полотне Леона Бакста) перешла на страницы детских книжек и в мультипликацию и символизирует внезапно снизошедшую идею или обмен энергичными взглядами. Теперь вспышка молнии соотносится со светом и просвещением, поэтому неудивительно, что пронизывая пространство сквозь этажи, этот объект не вызывает страха, а призван рождать вдохновение у зрителя.

Кристина Ятковская, «Тройное озарение».

 

Наука и искусство, параллельные друг другу,  подобные,  как треугольники, никогда не соприкасающиеся,  как одинаково заряженные магниты - в момент озарения им суждено слиться. Здесь учёный увидит, что наука есть искусство,  художник - что искусство есть наука.  Третье измерение - в сложном поиске формулы бесконечной красоты. Инсталляция «Тройное озарение» состоит из трёх живописных картин, «перетекающих» одна в другую и играющих словами: искусство - это наука, наука - это искусство.

Я - изобретатель, достойный совсем иной похвалы, чем те, кто предшествовал мне;

я - музыкант, нашедший нечто похожее на ключ от любви.

Артюр Рэмбо. 

   

Фото выставки >>>