Заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов: «Сколково» без федералов мы не осилим»

2 ноября 2012 г.

По словам столичного заммэра АНДРЕЯ ШАРОНОВА, дела в мегаполисе идут не всегда так, «как хотелось бы». Резиденты особых экономических зон занимаются перепродажей своих статусов, собственники предприятий не готовы к масштабным проектам в промзонах, а рядовым москвичам приходится переплачивать 30% от стоимости товаров. Впрочем, в интервью корреспонденту РБК daily ЮЛИИ СИНЯЕВОЙ чиновник рассказал и о хороших моментах: в отличие от 2008 года московский бюджет серьезнее подготовился на случай кризиса, а за восемь месяцев только на закупках городу удалось сэкономить сумму, сопоставимую с размером бюджета крупного региона.


— Андрей Владимирович, скоро будет два года, как вы руководите комплексом экономической политики и развития города. Какими достижениями вы гордитесь, о чем сожалеете?

— Что касается департамента экономической политики, то одна из задач — урегулировать 1175 инвестиционных контрактов. 869 контрактов более чем за полтора года нам удалось отработать — что-то завершили, что-то продлили, что-то расторгли. Эта тема болезненная. Если мы видим, что какой-то проект никак не может быть реализован с точки зрения транспорта, инфраструктуры или из эстетических соображений, то мы готовы расторгнуть контракт и выплатить те деньги, которые были потрачены инвесторами, возможно, с процентами.

Что касается промзон, то их развитие идет медленнее, чем хотелось бы. Мы хотим оживить эти территории, сделать их зонами смешанного использования — с рабочими местами, торговлей и образованием.

Продвинулись с развитием бывшего АЗЛК «Москвич». Скоро он станет технополисом «Москва». Там уже около полутора десятка резидентов, открылся таможенный пост специально для оформления научной продукции. Также важное событие — создание штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. На мой взгляд, в этом году мы очень красиво решили тему с летними кафе, и у нас просто бум желающих. Летний сезон закончился, а заявки поступают, потому что люди знают, что они получают разрешения на всю жизнь.

— По поводу ТИР «Москвич», одним из инвесторов является компания Crocus Technology. Кто-то еще заинтересовался этим объектом?

— С Crocus уже подписано соглашение, объем инвестиций приличный. Они собираются вложить порядка 90 млн долл. и планируют создать на территории «Москвича» «чистую комнату» с высокоочищенным воздухом и водой для производства компонентов микроэлектроники. Если все пойдет так, как запланировано, то на технополисе мы откроем «чистую комнату» для разовых потребителей, малых и средних компаний, которые ранее не могли себе этого позволить.

— В чем проблема того, что промышленные зоны развиваются не так быстро, как вам хотелось бы?

— С одной стороны, довольно много времени уходит на то, чтобы прояснить ожидания резидентов, понять возможности города, например по той же транспортной инфраструктуре. Ведь если вы меняете назначение, то в большинстве случаев вам необходимо усиливать транспортную инфраструктуру. С другой стороны, мы наблюдаем не самое приветливое поведение собственников и арендаторов. Многие из них не занимаются развитием и эксплуатируют доставшееся им имущество: одни промышленные зоны деградировали до уровня складов и офисов, на территориях других ведется несанкционированная торговля, а некоторые вообще превратились в свалки. Многие собственники вообще не готовы к каким-либо масштабным проектам. Мы с этим мириться не хотим и планируем программу, стимулирующую собственников к более современным и необходимым городу принципам работы. Сейчас есть 35 приоритетных площадок, над которыми мы активно работаем, есть несколько якорных инвесторов. Но пока это скорее прицеливание, чем реальное начало.

— Ранее вы заявляли, что развитие особой экономической зоны (ОЭЗ) «Зеленоград» проходит медленнее, чем хотелось бы властям города. Связано ли это с тем, что большая часть резидентов ОЭЗ по факту не получает обещанных льгот?

— Есть такие взаимные претензии, но это касается не только Зеленограда, но и других ОЭЗ. Резидентам не нравится, что инфраструктура развивается медленнее обещанного. Если брать Зеленоград, то там инфраструктура была создана только на первой площадке. Несколько резидентов начали строить на второй.

Хотя могу и встречную претензию выдвинуть — очень много неактивных резидентов, и мы сейчас собираемся выходить к федеральным властям с инициативой об ужесточении ответственности за невыполнение взятых резидентами обязательств, чтобы стимулировать оставшихся выполнять их. А льготы возможны только с момента начала деятельности.

— Ужесточение? Имеется в виду лишение статуса?

— Да. Мы столкнулись с тем, что уже отмечены попытки торговли статусом. Мест уже больше нет, и многие смотрят, кому бы продать пустую компанию вместе со статусом. Это точно не то, что хотело государство, когда затевало тему особых экономических зон.

— Насколько известно, на превращение Москвы в международный финансовый центр из бюджета в этом году средства не направлялись, хотя планы остаются глобальными. Когда все же планируется выделить на эти цели отдельную бюджетную строку?

— Я напомню, что планы по созданию МФЦ в свое время одобрялись еще Дмитрием Медведевым (на посту президента), и комиссия под руководством Александра Волошина ведет эту тему. У них несколько рабочих групп, которые прорабатывают разные темы: и инвестиционный климат в стране, и качество финансовых институтов, и качество жизни. Правительство Москвы по большей части отвечает за третью часть — развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, улучшение экологии. Все это влияет на качество жизни в городе и способствует продвижению в рейтинге Doing Business. Кстати, 23 октября был опубликован очередной рейтинг, и мы наблюдаем действительно прорыв — впервые за несколько лет Россия показала столь значительный рост, поднявшись на восемь позиций в рейтинге.

Что касается финансовой инфраструктуры, это абсолютно федеральная тема. Биржи, депозитарии, налогообложение доходов от финансовых операций, легализация различных финансовых инструментов — на мой взгляд, эти вопросы сейчас проработаны неплохо. Больше нас волнует климат в стране — защита частной собственности, борьба с рейдерством, недобросовестной конкуренцией. Здесь есть пространство для Федерации, но есть и большой вызов для Москвы. Притчей во языцех стало подключение к электросетям и выдача разрешений на строительство — факторы, которые напрямую влияют на качество предпринимательского климата. Сейчас в столичном правительстве идет работа над «Стратегией развития» до 2025 года. Для успешного планирования необходимо понимать проблемные места, вызовы, с которыми мы столкнемся и на которые придется отвечать.

— Не могу не спросить тогда и по поводу еще одного проекта Медведева — «Сколково». В связи с расширением Москвы в зону ответственности столицы также подпадает и развитие территории иннограда. Будут ли как-то федералы помогать развивать инфраструктуру иннограда?

— Да, есть такие договоренности. В этом году мы получим часть денег, в основном на инженерную инфраструктуру и немного на транспорт. Эта территория стала частью Москвы, нам интересен этот проект. Но, с другой стороны, он достаточно дорогой. Без федералов мы его не осилим.

— Насколько я помню, речь шла о том, чтобы Минфин перечислил около 4,5 млрд руб.?

— Да, это один из траншей. Мы должны его получить до конца этого года. В следующем году мы также рассчитываем на деньги.

— Сейчас федеральные власти ориентируются на умеренно-оптимистичный прогноз развития экономики, однако не исключают ухудшения макроэкономических показателей. В случае если ситуация на рынках изменится не в лучшую сторону, возможно ли, что часть адресных инвестиционных программ (АИП) будет урезана? На чем сможет сэкономить город?

— Действительно, если говорить о внешней ситуации, то она непростая. Хотя формально, если смотреть на ситуацию с бюджетом Москвы, то мы достаточно неплохо себя чувствуем с точки зрения размера дефицита. Так, дефицит бюджета от доходов составляет всего 16%, от ВРП — чуть больше 2%. Это очень небольшая цифра для столицы. Но с другой стороны, мы помним уроки 2008 года, помним, что НДФЛ и налог на прибыль, которые являются основными источниками наших доходов, очень чувствительны к падению экономической активности. В 2008 году Москва потеряла в доходах существенно больше, чем в среднем Россия. Что мы делаем в связи с этим? Во-первых, нам удалось два года практически не выходить на рынок заимствований. Правда, в прошлом году мы заняли у Минфина, но не под рыночную ставку. Мы обслуживаем наш долг, нового пока не занимаем, но, видимо, в 2013 году нам придется выйти на рынки капитала. Мы предусмотрели, что можем занять до 155 млрд руб. на будущие годы. Но это предельная верхняя цифра, и она не космическая, с учетом того что наши доходы на 2013 год составят около 1,5 трлн руб. Что касается возможного сокращения АИП, то очевидно, что это типичный маневр любой организации, она сокращает разовые расходы, в первую очередь это касается инвестиционной программы. Теоретически такая возможность существует, но пока вопрос так не стоит.

— Есть статистика, согласно которой москвичи переплачивают порядка 30% от стоимости товаров. Будут ли предприняты какие-то меры? Откуда вообще такая разница в цене?

— Действительно, надбавка в товаропроводящей цепочке города в разы превышает показатели развитых стран. Об этом говорят данные исследования одной из крупных репутабельных компаний. Единственное объяснение этому — отсутствие конкуренции, монополизация, прежде всего в оптовом звене. Особенно высока надбавка на овощи и фрукты. По факту мы имеем ситуацию рынка-продавца, когда у продавца есть рыночная власть за счет монополизации, которая выражается в наценке. Поскольку выбор небольшой, вы вынуждены будете покупать продукт с определенной базы. Никакие проверки здесь не помогут. Единственный вариант — развитие конкуренции за счет увеличения торговых площадей всех форматов. Те же исследования говорят, что в Санкт-Петербурге гипермаркетов на 1 тыс. жителей в 4,3 раза больше, чем в Москве. И Санкт-Петербург не единственный российский город, который опережает Москву. В Европе количество торговых площадей в среднем достигает 1200 кв. м на 1000 жителей, в то время как в Москве сейчас около 740 кв. м.

Сейчас мы разрабатываем схемы размещения торговых объектов. Речь идет о том, чтобы понимать на уровне каждого из 125 районов Москвы, где дополнительные площади нужны, а где нет. При этом мы согласовываем наши предложения с планами крупных сетей — «Ашан», «Метро» и др., у которых есть свое представление, где бы они еще хотели открыться. Задача города в данном случае — найти землю. Дополнительные торговые площади это и снижение цены, и рост разнообразия. И что еще важно — структура потребительской корзины россиян гораздо беднее по сравнению с той же Европой с точки зрения скоропортящихся продуктов. Это тоже качество жизни.

— Говорилось, что в четвертом квартале 2012 года начнутся массовые рейды по выявлению незаконно сдаваемых в аренду квартир. Как будет выстраиваться ваша работа с правоохранительными органами?

— Мы рассчитываем контролировать этот процесс через участковых, опорные пункты охраны правопорядка и налоговую службу, которая будет ненавязчиво напоминать, что эта деятельность называется незаконным предпринимательством и сокрытием налогов, да и вообще является уголовно наказуемым деянием. Мы убеждены, что подавляющее число граждан при наличии удобной процедуры по уплате налога примут условия города, чтобы не ссориться с законом и спать спокойно. Мы видим в этом серьезный источник доходов. Москва — уникальный город. Ни в каком другом российском городе нет такого количества «второго» и «третьего» жилья, которое часто сдается в аренду и не облагается налогом.

 

www.rbcdaily.ru

Поисковые теги
Поделиться