Запасы синергии: сервис DocsInBox купил платформу для геопродвижения «Поинтер»
Сервис для автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками DocsInBox приобрел у основателей компанию «Поинтер», которая занимается локальным маркетингом и геопродвижением, узнал Forbes. Для сделки, которую оценивают в 150-250 млн рублей, DocsInBox привлек инвестиции Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Интегрируя функционал «Поинтер», покупатель может добиться существенной синергии, полагают эксперты. Они также предупреждают, впрочем, что рынок очень фрагментирован и вырастить большую компанию будет непросто.
Профили сторон
«Поинтер» основан в 2019 году. Сервис помогает компаниям поддерживать актуальные данные о себе на геосервисах, автоматизировать работу с отзывами, приводить клиентов из онлайн-карт и поисковиков, а также повышать рейтинг и репутацию. Сейчас с компанией работают более 700 брендов с более чем 120 000 филиалов из 15 стран, в их число входят «Додо Пицца», Газпромбанк, Hoff, «Спортмастер», «ВкусВилл», KFC и другие. По собственным данным, «Поинтер» обрабатывает и актуализирует информацию на более чем 30 платформах.
В январе 2020 года компания привлекла инвестиции в размере 10 млн рублей от входящего в инвестгруппу «ТилТех» фонда ISLA, который получил за это долю в 10,83% компании (в июне 2024 года DocsInBox выкупил у ISLA эту долю). А в сентябре 2021-го - получила уже 40 млн рублей от фонда QVentures. В сентябре 2024 года сервис вошел в состав резидентов инновационного центра «Сколково». По данным базы «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Поинтер» в 2022 году составила 106 млн рублей, чистая прибыль - 16,7 млн рублей, а в 2023-м - 166 млн рублей (плюс 56,6%) и 40 млн рублей (плюс 140%) соответственно. Компания прибыльна с 2020-го.
«Повышение проникновения»
За последнюю неделю это вторая сделка в сегменте RestTech: в начале октября Forbes сообщал, что сервис «Яндекс Еда» купил сервис бронирования в ресторанах LeClick и специализированное ПО для хостес SmartReserve.
Компании действительно могут дополнить экспертизы друг друга, рассуждают эксперты. DocsInBox сделка может принести «значительный синергетический эффект» за счет вертикальной интеграции функционала «Поинтер» в свои продукты, продолжает основатель и управляющий партнер инвестиционно-технологического бутика The12 Capital Дмитрий Козлов. На стыке основных фокусов DocsInBox (ЭДО, система учета и пр.) и «Поинтер» (управление отзывами, отслеживание конкурентов и трафика на геосервисах) впоследствии, по его мнению, может появиться новый «мощный аналитический функционал» для ресторанного бизнеса: прогнозирование трафика для оптимизации поставок в рестораны, вывода персонала и т.д.
«Это означает повышение проникновения в цепочку создания стоимости ресторанного бизнеса, что приведет к усилению конкурентных позиций DocsInBox на рынке ресторанного ПО», - говорит Козлов, добавляя, что расширенный функционал объединенных сервисов повысит LTV (Lifetime Value - пожизненная ценность клиента, метрика показывает, сколько денег он принес компании за все время взаимодействия с ней) с ресторана за счет объединения клиентских баз и кросс-продаж. «Компании активно растут, практически удваивая свою выручку ежегодно с хорошей маржинальностью. Скорее всего, партнерство, с одной стороны, позволит снизить расходы на привлечение клиентов и их обслуживание, а с другой - увеличит продуктовое проникновение в клиентах», - считает управляющий партнер Sk Capital Станислав Колесниченко.
«Поинтер» на текущем рынке вполне мог быть оценен в диапазоне 150-250 млн рублей, что в среднем эквивалентно плюс-минус пяти мультипликаторам на EBITDA, рассуждает Колесниченко. У компании около 50 млн рублей денежных средств на счетах на конец 2023 года, что может влиять на расчет стоимости при оценке, говорит он. Впрочем, для менее консервативных инвесторов и особенно для небольших сделок, замечает Козлов, финансовые показатели могут быть не так важны, как качественные факторы: функционал продукта, его ценность при интеграции в экосистему компании-покупателя, время вывода такого продукта на рынок при самостоятельном запуске, уровень компетенций команды и пр.
Сейчас российский рынок ресторанного ПО растет высокими темпами - в 2023 году он увеличился, по данным Smart Ranking, на 68%, до 5,8 млрд рублей, благодаря уходу иностранных конкурентов и восстановлению общепита после падения в 2022 году. На данный момент ниша управления отзывами в геосервисах довольно узкая, в ней нет жесткой конкуренции со стороны небольших независимых сервисов, размышляет Дмитрий Козлов: «Но в составе более крупных SaaS-игроков эти сервисы могут обладать гораздо большим потенциалом». Так, в 2021 году «2ГИС», который за год до этого купил Сбербанк, инвестировал в белорусский сервис управления отзывами на онлайн-картах Rocketdata, объяснив, что цель сделки - развитие совместных продуктов.
При этом конкуренция в обоих сегментах компаний достаточно высокая, указывает Колесниченко, и объединить свои усилия для завоевания хоть какой-то значимой доли рынка логично. «Рынок очень фрагментирован, конкурентен, клиенты не богатые и не живут долго на рынке, поэтому вырастить большую компанию будет непросто», - предостерегает он.
Источник: forbes.ru