Запрос на творчество: как в регионах развиваются проекты креативных индустрий

10 февраля 2023 г.

Тюмень и Великий Новгород вошли в число городов, которые поставили перед собой амбициозные цели по развитию креативной экономики и уже добились значительного успеха. О том, как удалось объединить бизнес, власти и творцов, рассказали первые лица регионов на сессии «Креативная экономика на местах. Эффекты развития», которая прошла в рамках международной конференции Skolkovo Regions CreativeTECH.

 

Фото: Технопарк «Сколково».

 

Креативная индустрия — трендовое направление в экономике, о важности которого говорят не только профильные специалисты, но и государственные чиновники самого высокого ранга. Креативная индустрия находится на стыке культуры, искусства, медиа и IT-технологий. Как и в любом другом секторе экономики, здесь важен конечный продукт, который должен не только обладать художественной и культурной ценностью, но также быть функциональным и экономически целесообразным. Кейсы, которые представили спикеры из Тюмени и Великого Новгорода, наглядно продемонстрировали, что достижение положительного результата невозможно без слаженной командной работы представителей разных сфер.

 

В этих городах созданы специальные фонды и органы, выполняющие роль связующего звена между властью и людьми, которые готовы создавать креативные проекты. В Тюмени роль основного регулятора на себя взяли представители власти. В Великом Новгороде создание профильного фонда было частной инициативой. По словам спикеров, эффективная система развития сектора подразумевает создание промышленного кластера креативных индустрий, интеграцию ресурсной базы муниципальных учреждений, строительство новых образовательных учреждений и кампусов.

 

Руслан Кухарук, глава Тюмени: «Создавать новую городскую инфраструктуру невозможно без запроса со стороны креативной части. При разработке мастер-планов мы учитываем этот отклик. Например, новый проект улицы Дзержинского подразумевал создание отдельного креативного пространства. Мы заранее понимали запрос и знали, кто это пространство займет. Важно, чтобы это было интересно и бизнесу, и горожанам, и представителям креативных индустрий».

 

Судя по представленной статистике, потенциал у региона в этом направлении очень высокий. Сегодня Тюмень занимает первое место среди крупных городов по индексу качества городской среды и второе место по вкладу креативных индустрий в городскую экономику среди региональных центров.

 

Стратегия развития креативных индустрий в Великом Новгороде зиждется на туризме и исторической ценности региона. В местный Фонд развития креативной экономики было подано уже более 270 заявок от предпринимателей и энтузиастов. В настоящий момент отобрано 96 проектов, которые будут воплощены в ближайшее время. Для реализации проектов и идей в городе создано креативное пространство «ТРЕСТ», которое включает в себя бизнес-инкубатор, технопарк и коворкинг. К 2031 году планируется создание расширенного креативного хаба, куда власти планируют привлечь более 50 резидентов. В рамках программы развития креативной экономики осуществляется поддержка театров, музеев и народных промыслов. Для подготовки новых перспективных кадров в регионе построена Новгородская техническая школа (НТШ), которая включает в себя инженерную школу, лабораторные площадки и научно-образовательный центр для обучения IT-специалистов. НТШ является региональным оператором «Сколково».

 

Александр Розбаум, мэр Великого Новгорода: «Наша магистральная цель состоит в том, чтобы молодежь не уезжала, закреплялась и находила себе место. Для того чтобы оставить и привлечь новую молодежь, нужен базис: чтобы было куда сходить, где поесть и где жить. Дальше все это нужно закреплять комфортной городской средой, логистикой и образованием. Такая синергия обязательно принесет положительный результат».

 

В мире уже наметилась тенденция, когда люди уезжают из мегаполисов в небольшие города, которые обладают целым рядом преимуществ. Вполне возможно, что развитие креативной экономики и реализация профильных проектов позволит создать в регионах России города будущего, которые станут центрами притяжения компетенций.

Поисковые теги
Поделиться