Сегодня все больше говорят о том, что школа должна не только формировать фактические знания, но и учить рассуждать, находить несоответствия и противоречия в потоках информации. Но развивают ли критическое мышление в современных школах? Этот вопрос пока остается открытым. Теория познания — дисциплина, направленная на развитие критического мышления, пока не так популярна, как другие предметы. Тем не менее все больше московских школ включает Theory of Knowledge, или, как называют дети этот предмет, ТоК, в учебный план для 9–11 классов.
Руководитель программы среднего общего образования Гимназии Сколково, координатор дипломной программы Международного бакалавриата Раиса Барагян делится мнением об этом предмете на страницах издания Edexpert.
ТоК чаще всего преподается в рамках дипломной программы Международного бакалавриата или гимназического компонента в федеральной образовательной программе. Это один из позитивных примеров, когда школы организуют учебный процесс с целью подготовить обучающихся к современным вызовам. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году спикеры говорили о критическом мышлении как о ключевом навыке 2020 года. Критическое мышление необходимо, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, обладать самостоятельностью суждений, анализировать информацию и осознанно действовать. Теорию познания можно сравнить с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, которая опирается на теории Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского о «деятельностном» обучении. Из всех определений критического мышления мне больше всего нравится это: «Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения». Возможность развивать критическое мышление — важная альтернатива шаблонным заданиям ЕГЭ, в которых, как известно, творческая составляющая сведена к минимуму ради максимально объективной оценки по четко заданному алгоритму.