Студенты четвертого класса подходят к финалу исследования на тему «Где мы по месту и времени» с центральной идеей «Мы изучаем историю, чтобы лучше понимать причины поступков людей и последствия этих поступков». В понедельник, 7 февраля, четвероклассники писали сочинение по картине Павла Федотова «Болезнь Фидельки». Как говорят сами студенты, они учились составлять повествовательный рассказ и использовать прилагательные – характеристики человека. Кроме того, ребята узнали, что Федотов – один из первых художников, который начал писать на бытовые темы и поднимать в живописи вопросы современной ему жизни. Интересными показались планы художника работать вместе с поэтом Николаем Некрасовым, а также его влияние на художников-передвижников.
Уже на следующий день исследователи обратились к литературе, как к источнику знаний о человеческих поступках и их последствиях. Студенты составили пробный рассказ-презентацию на основе концептуальных понятий на тему «Характеристика литературного героя». Этим героем стал врач Пирогов, описанный в рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор». Интерес к произведению был вызван и тем, что герой рассказа - реальный человек, который оставил яркий след в истории медицины. Хирург Пирогов жил в середине 19 века. Он одним из первых начал проводить операции под наркозом и стал создателем Красного креста вместе с женой младшего сына Павла I - Еленой Павловной. В своих работах четвероклассники описывали главного героя и пытались объяснить причины и последствия его поступков. Изучая историю и литературу, студенты находили исторические параллели. Размышляя о хирурге Пирогове, они вспомнили доктора Лизу. Читая рассказ военного корреспондента Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмича», они вспомнили о подвиге Ивана Сусанина. Главный вывод, который сделали исследователи, звучит так: «добрый поступок одного человека может стать образцом для других, вернуться через годы».
Вот что сами студенты думают о финальной неделе перед окончанием исследования:
«На уроке изобразительного искусства мы рисовали плакаты в стиле времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В то время большое внимание уделялось патриотическим чувствам. Цели поднятия патриотизма служили агитационные плакаты. Они призывали к верной службе Отечеству. На плакатах были размещены лозунги. Когда рисовали плакат, обычно использовали серый, красный и черный цвета. Плакаты отправляли на фронт, они должны были поддерживать боевой дух солдат.
Мы познакомились с Кукрыниксами, которые рисовали карикатурные плакаты, высмеивающие Гитлера и его армию. Кукрыниксы расшифровывается по фамилиям 3-х художников – членов этой группы: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова» (Иван)
«На уроке русского языка мы с Варей описали прилагательное РАДОСТНЫЙ. Для этого были использованы концептуальные вопросы. У нас получился полный рассказ об этом прилагательном и об этой части речи. Мы делали презентацию, используя информацию из словарей и энциклопедий» (Дмитрий)
«На этой неделе наш класс был приглашен на конференцию, посвященную Дню Российской науки. На конференции выступали ученики 10-11 классов.
Рассказы и презентации у выступающих получились очень яркие и интресные. Студенты выбрали очень трудные темы: «Тихоходка – самое живучее и нестареющее животное», «Гены и их влияние на развитие органов», «Антибиотики». Мы поняли, что ребятам было очень трудно об этом рассказывать. Зрителей было много, все внимательно слушали, а потом задавали свои вопросы.
Мне очень понравилась конференция и презентации. Студенты очень хорошо донесли информацию и очень понятно объяснили все, что изучали. Мне очень хочется быть на их месте, когда я вырасту. Я буду очень ждать следующей конференции, потому что это очень интересно и познавательно.
Мы также сделали некоторые выводы о недочетах. Поняли, что очень важно понимать то, о чем ты рассказываешь, рассказывать свободно, без бумажек, а чтобы рассказ получился полным и полезным, необходимо при составлении защиты использовать концептуальные вопросы. Вот, оказывается, зачем мы на многих уроках к ним обращаемся!» (Варвара)
Заметка подготовлена учителями и студентами 4 класса