«Глаза разбегаются!» – Только и смогли сказать учителя четвертого класса, приступив к подготовке нового исследования. А как иначе может быть с темой, центральная идея которой звучит следующим образом: «Точки зрения разных наук формируют мое мировоззрение».

Какие науки рассматривать, к каким источникам обращаться, а главное, как уместить все научное многообразие в несколько часов исследования в неделю? Один, впрочем, в поле не воин, и, к нашему счастью, на этой дороге нам спутниками стали учителя английского в лице мисс Клары и мистера Дэвида, учитель технологии Юлия Геннадьевна Хромова, учитель истории Александр Александрович Лобджанидзе и другие коллеги.

 

Начали мы работу с изучения Солнечной системы: книги по астрономии в библиотеке класса, изображения созвездий на доске, экскурсия в Московский планетарий – иными словами, все было подготовлено к успешному взлету.

Студенты четвертого класса, несомненно, и раньше знали о том, что солнце встает на востоке, и даже то, что это не оно вертится вокруг Земли, а наша планета обходит Солнце по кругу, одновременно поворачиваясь вокруг своей оси, однако сейчас ребята могут объяснить это и сами, что они продемонстрировали на ассамблее.

 

 Другой занимательной темой по астрономии стали звезды. Вместе с ребятами мы узнали, что каждой последующей ночью по сравнению с предыдущей звезды как будто сдвигаются к западу. От вечера к вечеру одна и та же звезда восходит на четыре минуты раньше, и за тридцать дней эти минуты дают разницу в два часа. Звучит достаточно сложно, но, когда произносишь словосочетание «Пояс Зодиака», на лицах детей проступает заметное облегчение: уж о знаках зодиака они слышали и раньше. А вот интеллектуальную карту созвездий составляли впервые – уроки технологии с Юлией Геннадьевной Хромовой позволили нам подсчитать, каких «знаков» в нашем классе больше всего, а каких и вовсе нет.  

Однако на созвездиях дело не закончилось, и после этого студентам школы повезло встретиться с настоящим космонавтом и задать ему все интересующие по теме вопросы, а вишенкой на торте изучения астрономии стала наша экскурсия в Московский планетарий. Теперь наши студенты могут с легкостью объяснить, почему на Плутоне вы весили бы меньше, чем на Земле, как времена года сменяют друг друга и куда движется ток.

  

От изучения астрономии мы перешли к изучению географии. Однако возвращаться с небес на землю мы не спешили и сперва взглянули на землю с высоты полета космического корабля, а иными словами, познакомились с глобусом – объемной моделью Земли. Впрочем, глобус не единственный способ исследовать нашу планету; в прошлом люди не знали, что Земля на самом деле круглая, и пользовались картами. Однако, как известно, несмотря на свою древность, карты не устарели и до сих пор применяются людьми в изучении географии. 

Пока мы коснулись только двух видов карт: физические и политические. Но даже этого нам хватило, чтобы создать свою первую работу по географии.

Дети составили «Сказочную карту», пользуясь различными географическими источниками. Снегурочка, Кощей Бессмертный, Папа Карло, Емеля – дети увлеченно искали место проживания героев известных сказок и переносили их на карту. Итогом работы стали составленные командами нашего класса карты, которые до сих пор украшают стены классов. Таким образом, мы доказали, что не только естественные науки имеют между собой связи. Установив место жизни сказочных героев, мы обратились к литературе и народному творчеству нашей культуры.

  

Кроме того, как оказалось, география имеет прямую связь с историей. Сначала мы обратились к понятию исторического источника. Это комплекс документов и предметов материальной культуры. Следующим нашим шагом в изучении истории стало посещение библиотеки, где мы слушали о такой науке, как археология. После этого к нам на урок пришел Александр Александрович Лобджанидзе, учитель истории, и рассказал о множестве исторических загадок, раскиданных по всему свету нашей удивительной планеты. Пирамиды в Египте и Южной Америке, Линии Наски, Тульский Стоунхедж и многие другие тайны – студенты были в восторге! Однако наша работа была бы неполноценной, если бы после получения новой информации мы бы не задались вопросами и не попытались построить свои теории. Например, Тульский стоунхедж содержит изображения животных, которые не жили в этой природной зоне. Исходя из этого, дети предположили, что наши предки находили кости умерших животных и дорисовывали их согласно своей фантазии. Следующим предметом студенческого интереса стали небезызвестные пирамиды египетских фараонов. Ребята нашего класса выстроили предположение, что построить их могли представители какой-то инопланетной расы.

 После мы обратились к камням Шиварпуры. Согласно теории учеников, их левитация на всех видеороликах объясняется оптическим обманом.

Таким образом, чем больше мы узнаем, тем больше задаем вопросов и ищем к ним ответы, ведь наше критическое мышление не позволяет нам остановиться в исследовании и принять как данность все существующие в мире факты, точки зрения и позиции. Именно эта позиция и послужила толчком для дебатов – итогового исследования по теме. Детям было дано три темы, и задача ребят заключалась в том, чтобы найти аргументы для подтверждения или опровержения той или иной теории. На сами дебаты мы пригласили трех независимых судий (Маргарита Алексеевна Орлова, Фатима Владимировна Докшукина и Светлана Анатольевна Трухтанова), и они оценивали работу студентов. Найти однозначные ответы на все вопросы, конечно, студентам не удалось, но ведь и по сей день даже многие мировые ученые, политики и активисты не сходятся в единой точке зрения по вопросу. Да и мы не ставили себе цель узнать, кто прав. Нашей главной целью было научить студентов смотреть на факты с разных точек зрения и, исходя из них, выстраивать свое мировоззрение. 

ru