Инноватором кандидат физико-математических наук Алексей Левченко стал во многом под влиянием жизненных обстоятельств. Столкнувшись с необходимостью хлопотного приготовления смеси для двух своих грудных детей, молодой ученый с горячего одобрения жены сконструировал автоматический СВЧ-подогреватель для детского питания с непосредственным контролем температуры. Аналогов этого устройства на рынке нет, уверяет разработчик. Осенью проект «БэбиФилд» получил статус резидента Фонда «Сколково»

«Многим родителям, наверняка, известно, как увлекательно по несколько раз в сутки готовить смесь для кормления, особенно ночью, спросонья, или когда ребенок заходится плачем. Я сам, когда у нас 3,5 года назад родился первый, не раз то перегревал, то недогревал бутылочку, обжигался паром и кипятком водяной бани. Тогда-то мне в голову и пришла мысль о том, что в XXI веке надо переходить на более технологичные решения, - рассказал Sk.ru Левченко, сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН. – В практическую плоскость идея трансформировалась после рождения у нас второго ребенка».

Фото: Flickr.

Казалось бы, недостатка в подогревателях для детских бутылочек нет – рынок предлагает огромное количество моделей от разных производителей на любой вкус и кошелек. Но в основе работы всего этого многообразия устройств лежит тепловое воздействие на содержимое паром или горячей водой, то есть известная с незапамятных времен водяная баня. Даже самые продвинутые варианты требуют от пользователя выполнения целого ряда хлопотных манипуляций. «Надо вручную выбрать тип подогреваемой жидкости (это важно, потому что у молока, смеси и киселя разная теплопроводность и теплоемкость), залить воду и задать начальную температуру. Устройство само рассчитает время нагрева до требуемой температуры. Неудобство состоит в том, что объем разогреваемой жидкости родители, как правило, знают, а вот с начальной температурой возникают проблемы. Подогрев до нужной температуры затрудняют неточности установки начальной температуры (времени нагрева, объема воды); разница теплопроводностей и теплоемкостей разных видов содержимого и бутылочек; возможные ошибки пользователя (спешит, хочет спать, нервничает и так далее)», - перечисляет недостатки подогревателей собеседник Sk.ru. Время работы разных моделей подогревателей – от 2,5 до 8-ми минут, а у отдельных моделей достигает и 20 минут, что много, когда ребенок плачет и просит есть. Устройства требуют периодической чистки и удаления накипи, в них используется горячая вода, есть нагревающиеся детали, что приводит к риску ожогов.

Алексей Левченко. Фото из личного альбома

Алексей Левченко. Руководитель проекта «БэбиФилд». Кандидат физико-математических наук по специальности «Лазерная физика». Научные исследования в области лазерной физики, физики СВЧ, физики высоковольтных разрядов. Более 30 научных работ в реферируемых российских и иностранных журналах, свыше 60 работ в материалах российских и международных конференций, 8 докладов на международных конференциях. Автор 5 патентов, 5 заявок на патенты, еще 2 патента на данный момент находятся в стадии подготовки заявок. Лауреат премии Физического института им. П.Н.Лебедева РАН за лучшую исследовательскую работу за 2011 и 2013 годы; награда за лучшую презентацию среди молодых ученых на конференции Nonlinear Optics: East-West Reunion 2011, лауреат премии им. Н.Г. Басова за 2010 г., лауреат программы «Лучшие аспиранты РАН» за 2006 и 2007 годов. Участвовал более чем в 10 российских и международных научно-исследовательских проектов, в том числе в качестве руководителя. 

СВЧ-подогреватель от команды «БэбиФилд» (рабочий прототип СВЧ-подогревателя находится у Алексея Левченко то дома, то в кабинете в ФИАНе) полностью автоматизирован, максимально точен и прост в эксплуатации, уверяет его создатель. «В него можно загрузить любой жидкий продукт - воду, кисель, смесь, кашку - любой начальной температуры и объема и нажать одну единственную кнопку. Нагрев будет идти до заданной температуры. Причем, что важно, устройство не позволит перегреть смесь выше 60 градусов - при этой температуре начинается распад полезных питательных веществ». Содержимое подогревается в 2,5 раза быстрее, чем у самых эффективных конкурентов, за счет объемного нагрева содержимого микроволнами, принудительного перемешивания и прямого контроля температуры. Как рассказывает Левченко, решить последнюю задачу было особенно непросто из-за того, что СВЧ-поле влияет на пирометр, прибор для бесконтактного измерения температуры. «Глубокой науки в том, что мы предлагаем рынку, нет. Но мы применили несколько элегантных технических решений - пригодился предыдущий опыт работы руками и головой – и предложили правильное воплощение нужной рынку идеи», - констатирует Алексей Левченко. Для защиты авторских прав стартап заключил договор с Центром интеллектуальной собственности «Сколково».

Как следует из маркетингового анализа, проведенного компанией «БэбиФилд», подогреватели используют в семьях с детьми на искусственном вскармливании, для подогрева сцеженного материнского молока, а также на стадии, когда дети начинают получать прикорм. Большинство родителей предпочитает не экономить и покупает не б/у, а новые и, как правило, качественные подогреватели. Российский рынок подогревателей для детских бутылочек оценен в 800 млн рублей в год, европейский - в 3 млрд рублей, североамериканский - в 2,2 млрд рублей. «Рынки не демонстрирует существенной динамики, так как рождаемость и покупательная способность в развитых странах стабильны. Предлагаемое устройство будет позиционироваться в сегменте дорогих подогревателей, хотя розничная цена 2,5 -3 тысячи рублей делает его потенциально доступным для широкой массы потребителей. С учетом того, что рынок не монополизирован и на нем присутствует множество производителей устройств с сильно уступающим функционалом, а сложной сертификации эти устройства, как правило, не требуют, барьер входа на рынок можно оценить как низкий», - говорится в анализе.

«Компания «родилась» в Сколково и видит тут свое развитие. Нам еще предстоит поработать с бизнес-моделью проекта, помочь разработчикам с выходом на стратегических инвесторов и поддержать в части защиты IP, - рассказала Sk.ru куратор проекта от ядерного кластера Фонда «Сколково» Елена Осипова. - Это я говорю как менеджер проекта, а как мама я всячески поддерживаю начинания, которые помогут облегчить жизнь родителей и высвободить чуть больше времени на общение с детьми».

Специфический - и в перспективе крайне востребованный – функционал разработки «БэбиФилд» связан с возможностью греть замороженное грудное молоко. На прошедшей летом этого года конференции Startup Village Алексей Левченко познакомился с представителями компании «Трансгенфарм», одного из старшейших резидентов Фонда. Компания занимается получением терапевтических белков человека из молока трансгенных животных (подробный материал о ней - в SkReview №6, 2014). Учредитель «Трансгенфарма» - Институт биологии гена РАН. «Любопытно, что наши институты расположены буквально через дорогу, а познакомились мы в Сколково, - отмечает Левченко. – Через ученых из «Трансгенфарма» мы познакомились с командой ведущих российских детских нутрициологов из «Научного центра здоровья детей». Сотрудница этого центра Ольга Лукоянова стала руководителем исследований в нашем проекте. Ольга также курирует создание первого в России банка донорского грудного молока. У нас практика донорства грудного молока практически отсутствует, в то время как на Западе она весьма распространена. Молоко хранится в порционных емкостях в замороженном виде, и при его разогревании важно, чтобы температура не превысила 60 градусов».

Прототип СВЧ-подогревателя от команды "БэбиФилд". Фото: А. Левченко

Алексей Левченко рассказывает, что некоторое время назад он пытался связаться с представителями крупной иностранной компании, выпускающей товары для детей. Он рассказал о сути предложения через сайт компании, ответа не получил и пришел в «Сколково». В сентябре стартап стал резидентом ядерного кластера Фонда «Сколково», который занимается, в том числе, разными типами излучения, в том числе микроволновым. «На рынке много примеров, когда инновациями движет стремление сделать привычную услугу максимально удобной, что создает новую потребительскую ценность. И этот стартап, надеюсь, нашел правильную нишу и сможет быстро и правильно вывести свой продукт на рынок», - отметил в беседе с Sk.ru вице-президент «Сколково», руководитель ядерного кластера Игорь Караваев.